Оригами как способ познания мира
материал
«Как работают руки, так думает голова»
А.В. Луначарский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_kak_sposob_poznaniya_mira.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №352"
Сообщение для педагогического совета
«Оригами как способ познания мира»
Кайгородова Т.В.
Воспитатель.
2020г.
Сообщение для педсовета
Оригами как способ познания мира
«Как работают руки, так думает голова»
А.В. Луначарский
Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают, что изготовление фигурок , носило религиозный характер и было священным ритуальным действием. Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, получило широкое распространение во всем мире.
Познание - это творческая деятельность ребёнка, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание позволяет расширить горизонты понимания самого себя через ощущение, восприятие, представление. Любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка. Один из видов ручного труда - это ОРИГАМИ (искусство складывания из бумаги). Древнее японское изобретение, при котором, «голова работает руками», и очень успешно. Идея оригами настолько проста, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх, инсценировках, могут быть подарены на день рождения, к празднику.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, самолет летает, кораблик плывет в ручейке и т.д. Так через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения детей, фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к обучению в школе. Конструируя и цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие детали.
Любимыми игрушками-самоделками детей всегда были лодочки, пароходики, самолетики, шапочки, кошельки, выполненные путем сгибания и складывания газетной и белой бумаги. Разнообразные поделки используются в играх, шапочки защищают от солнца и т.д. Все эти предметы имеют разовое применение, и ребята не стараются их сохранить, легко их мнут и бросают. После игры поделки, выполнившие свою функцию, больше не интересны ребенку, так как они не выразительны, малопривлекательны по своему внешнему оформлению, ведь часто используется то, что есть под рукой. На первый план выдвигается утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место. Возможность же изготавливать поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, начинает ее украшать, совершенствовать свою игрушку, стремиться сделать ее наряднее и привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережнее, аккуратнее, чтобы сохранить их для других игр и занятий.
Для занятий понадобятся следующие материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, подставка для ножниц и кисточек, подстилка для работы с клеем , коробка для обрезков, чистая салфетка.
Бумагу выбирают определенного тона в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет конкретизировал образ предмета или объекта: лису ваполняют из оранжевой бумаги, зайца из белой или серой. При изображении птиц, цветов, рыб, бабочек надо предоставить детям возможность передавать в поделках все многообразие их окраски, используя богатую палитру цветов.
Для поделок лучше брать глянцевую, матовую, вощеную, промасленную бумагу, чтобы после сгибания не образовывались трещины, она должна быть чистой, не мятой, в некоторых случаях можно использовать газетную или журнальную бумагу, если она не разрывается при сгибании. Более прочные поделки делают для игр, инсценировок для этого берут обойную или оберточную бумагу. Игрушки для игр с водой (лодочки, кораблики, катера) лучше складывать из вощеной бумаги или пергамента, фольги, чтобы эти поделки не деформировались.
Ножницы выбирают с закругленными концами. Размер ножниц в длину должен быть примерно 12 см. для занятий понадобятся кисти и клей. Кисти выбирают в зависимости от размера предназначенной для склеивания поверхности. После занятий кисти тщательно промывают водой, просушивают и ставят в подставку ворсом вверх. Фигуры промазывают клеем на подстилке, которую по мере загрязнения меняю, намазанные клеем детали сразу приклеивать и плотно прижимать одну к другой чистой салфеткой.
Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять на поверхности поделки. На занятиях и в самостоятельной деятельности дети знакомятся с различными видами бумаги (чертежная, оберточная, гофрированная и др.), учат определять ее качество. Дети узнают, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но и различной по фактуре – блестящей, глянцевой, матовой, гладкой, шероховатой, тонкой, толстой на ощупь, плотной или рыхлой на разрыв, промокаемой и водонепроницаемой.
Детей учат правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определенном порядке: не разбрасывать, класть на подставку, брать по мере необходимости, после работы все промывать и просушивать, складывать на место. Ребенок овладевает умением точно и последовательно выполнять задания: сначала делают основу, затем изготавливают фигуры, вырезают и наклеивают детали, а потом прикрепляют их на фон.
Большинство игрушек создаются из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки. Важно помнить, что на качество поделки влияет не только толщина бумаги, но и точность, аккуратность и тщательность складывания и проглаживания сгибов. Поэтому необходимо научить детей приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий.
Основные приемы, с которыми встретятся дети, заключаются в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу.
Вначале надо упражнять детей в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали), отгибать углы, стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части друг в друга, производить многослойное сгибание. Необходимо также научить делать надрезы, разрезы, в определенных местах, чтобы выделить ноги, рога, перья и другие, характерные для этого образа черты.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат по горизонтали и вертикали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Так делят квадратную заготовку на 4 равные части. Из этой основы получают сложенные друг в друга квадраты, развернув сложенную вчетверо бумагу и закрепив верхние сгибы. Затем обеими руками сдвигают их навстречу друг другу так, чтобы противоположные части оказались внутри фигуры. Научившись делать такую заготовку, дети могут делать разные поделки: рыбы, цветы, звери ит.д.
После освоения этого приема детей учат делить квадрат по диагонали и складывать стороны от одного угла к центральному сгибу. Их можно сложить попеременно ( сначала одну сторону, затем другую) или же одновременно, взяв обеими руками и согнув к середине от угла, затем сгибы проглаживают. При этом цветная сторона должна быть сверху.
Затем детей учат делить квадрат на 4 части приемом складывания его по диагонали ( сначала от одного угла к противоположному, затем также с другого угла). Развернув сложенный квадрат, сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части вовнутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать бабочек, цветы и другие поделки.
При изготовлении поделок часто встречается прием сгибания бумаги к средней линии верхних углов заготовки. А затем противоположных сторон с острыми углами внизу, чтобы отобразить утку, рыбу вуалехвостку, жар-птицу и т.д.
В своих поделках-оригами дети отображают многообразие животного, растительного мира. Путем складывания и сгибания бумаги можно получить различные виды животных и передать их образы в реальной и сказочной трактовке. С животными у ребенка связаны самые яркие воспоминания, интересные впечатления от непосредственного общения с собакой, кошкой, хомяком, знакомства на экскурсиях и в зоопарке, в цирке.
О жизни и многочисленных приключениях животных как реальных и сказочных персонажей дети узнают их художественной литературы, из иллюстраций, картин, мультфильмов, которые дают возможность познакомиться с обитателями не только родного края, но и с животными других стран.
Большой интерес вызывает у детей возможность сделать из бумаги фигуру человека. Очень эффектными получаются робот, фигуры матрешки, петрушки, гномика и т.п.
Дети могут отображать в своих поделках цветы, листья и затем использовать их в оформлении объемных и плоскостных изделий: открыток, панно и т.д. при конструировании цветов важно передать разнообразную форму, величину, окраску. Здесь можно широко использовать декоративные элементы, формировать из цветов гирлянды, венки.
Приемы оригами применимы и при конструировании разных поделок в виде сказочных домиков, дворцов, современных зданий и т.д. Детей нужно ознакомить с особенностями конструкций этих сооружений, что можно сделать на прогулках, экскурсиях, во время рассматривания картин, иллюстраций. Важно помнить, что устойчивость поделок зависят от выбора бумаги, например, для основы и крыши взять плотную бумагу, чтобы опорные части дома можно было раздвинуть и установить. Также для детей большую возможность оригами представляет для конструирования различного транспорта (автобусы, машины, самолеты, различные лодки, пароходы).
Овладение приемами оригами дает возможность воспитателю организовать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе панно, ширмы для объемных изображений, фигур для настольного театра, панорамы. Это содействует развитию творческой деятельности ребенка, его конструктивных способностей.
Оригами способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления). В реабилитационных центрах оригами просто незаменимо: после переломов рук оно восстанавливает мелкую моторику пальцев, повышает жизненный тонус. Слепые дети, складывая фигурки животных, познают мир. Больным ДЦП оригами помогает бороться с болезнью. Отмечена также психотерапевтическая роль складывания. В этом увлекательном занятии сходятся самые разнородные психофизиологические механизмы. Это моторика и воображение, размышление и фантазия, стимул быстрого результата. Например, сложив фигурку бабочки, ребёнок переходит к игре в готовую фигурку. Рисует последовательность складывания понравившегося оригами, читает новые схемы. Объединившись, дети компонуют бабочек в панно. Получается картина. В дальнейшем дети могут составлять рассказы, сказки, дополнять картину различными элементами (красками, пластилином). Например, создавая из бумаги самолёты, дети устраивают соревнования на дальность полёта и совершенствуют свои модели. Изготовив фигурки животных, устраивают игру в зоопарк. Изучив несколько способов складывания конверта, дети могут красиво оформить и подать, как любовное письмо ко Дню святого Валентина (“валентинку”), так и служебную записку. Научившись складывать различные варианты салфеток, ребята помогают дома оригинально украсить праздничный стол. В обычном листке бумаги прячутся бесчисленные фигурки цветов, зверей, насекомых, маски, звёзды, шкатулки... Надо только извлечь их из небытия, вдохнуть в них живую душу. Тогда листок оживёт, превратится во всевозможные конструкции, начнёт удивлять и радовать, будить фантазию. Замечено, что изменяется отношение к учёбе среди детей, занимающихся оригами. У них повышается внимательность, собранность, укрепляется дисциплина, быстрее работает ум. Ребёнок становится уверенным в своих силах и способностях, снижается уровень тревожности. Совместное творчество надолго остаётся в памяти и помогает найти контакт со сверстниками. У детей есть возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение ведущего способа познания ребенка. Тест для родителей.
Тест позволит родителям определить ведущую модальность своего ребёнка, то есть понять каковы особенности восприятия им окружающего мира....
Урок познания мира для 3 класса на тему"Охрана животного мира". Учитель Журавлева Л. А.
Урок познания мира для 3 класса на тему "Охрана животного мира". Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены; ...
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала. Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: ...
Методическая рекомендация: «Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира»
Представляю вашему вниманию проект организации деятельности кружка «Художественная лепка, как способ познания окружающего мира». Основная линия программы, декоративно-прикладно...
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ.
В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол...
Сюжетно-ролевая игра глухих как способ познания окружающей действительности
Особенности проведения уроков с детьми с нарушение слуха , роль игры в социализации детей....
Экскурсия как способ познания окружающего мира
Экскурсия как способ познания окружающего мира...