Экскурсия как способ познания окружающего мира
статья

Сорокина Ирина Валерьевна

Экскурсия как способ познания окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_kak_sposob_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как способ познания окружающего мира

Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования нацелен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; познания окружающего мира.

В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же трансформации старых, но по каким-то причинам утративших былую популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей, поставленных государством.

Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия.

Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались за бортом современной системы образования. Однако же отказ от них - большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.

         В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 3-5 в год.       Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своей местности.

Моя работа посвящена теоретическим аспектам познания окружающего мира посредством экскурсии и методическим особенностям в ходе экскурсий.

         Окружающий мир дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Познание окружающего мира детьми важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип

Сущность

1

2

Принцип интеграции знаний в процессе деятельности в окружающей среде (слайд 4)

 

предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающей средой, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в  учебном заведении.

Принцип целостности и системности

(слайд 5)

предполагает вооружение детей системой знаний об окружающей среде в их целостности, что обеспечивает формирование у детей школьного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.

Принцип деятельностного опосредствования (слайд 6)

предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).

Принцип взаимодействия (слайд 7)

развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда».

Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой  (слайд 8)

планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное.

Прежде всего  экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. (слайд 9)

         Готовясь к экскурсии, учитель определяет ее задачи, объем и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомления с местностью найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии, наметить основные вопросы для итоговой беседы.

         Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

На практике я осуществила анализ экскурсий по программе «Школа 2100». Содержание программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях.

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

II класс 

Части света

Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или холмами)

Наблюдения за особенностями растительного и животного мира природных зон

III класс 

Живые участники круговорота веществ

В природное окружение школы (водоем, поле, луг, лес)

Наблюдения за экосистемой и ее обитателями

В процессе проделанной работы была проанализирована научно - методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой работы был подобран методический материал. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ

Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнае...

Моделирование как метод познания окружающего мира.

Моделирование как метод познания окружающего мира.Здравствуйте!За время работы в педагогической деятельности  я строю  отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и...

Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников....

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ.

В начальной школе действие моделиро-вания в большинстве случаев предстаёт не как содержание (до-полнительная тема в обучении), а именно как учебное действие, средство перевода мышления учащихся на бол...

Сюжетно-ролевая игра глухих как способ познания окружающей действительности

Особенности проведения уроков с детьми с нарушение слуха , роль игры в социализации детей....

Значения экскурсий в природу как метода формирования здорового образа жизни и исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Из опыта работы по формированию здорового образа и исследовательских умений во время экскурсий в природу....