Статья "Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".
статья

Данная статья содержит полезный материал для учителей начальной школы, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

        Сегодня мы собрались для достаточно сложного, но нужного разговора об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и начну свое выступление  высказыванием американского философа и психолога Уильяма Джеймса: «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

         Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

         В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведения. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

        В образовании применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;

  • интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
  • инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

         Одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России. Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требования к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы.

         Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья мы будем называть физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

       Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

         Статистические данные по данному вопросу на настоящее время таковы:

  • около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
  • каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %; 
  • на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000   на численность населения 146 800 000 человек (около 8%); 
  • на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);  
  • процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад. 

        Как правило, дети с ОВЗ и дети-инвалиды не могут безболезненно включиться в образовательный процесс уже на первых порах обучения, так как зачастую у таких детей:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • они нуждаются в постоянной помощи взрослого;
  • обладают низким уровнем развития речи и мышления;
  • инфантильны;
  • у них нарушена координация движений;
  • низка самооценка;
  • повышена тревожность;
  • плохо развита мелкая и крупная моторика;
  • быстро устают;
  • излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы.

Дети с ОВЗ и инвалиды – адресаты инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

 Инклюзивное образование может быть:

Полным и постоянным -дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в  классы школы при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Частичным – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.

Эпизодическим – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. (Эпизодическая инклюзия может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения).

       Безусловно, для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы необходимы специальные условия – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • необходимую и достаточную нормативно-правовую базу;
  • необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • адаптивная образовательная среда школы.

      В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 27 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

      Закон вводит понятие инклюзивного обучения и дает определение основным понятиям, таким как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный учебный план, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа и др.

      Еще один документ, обязательный для исполнения – это Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ.

Основные цели введения ФГОС для детей с ОВЗ:
• полноценное включение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ
• социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта, академической и жизненной компетенций.

     Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся с:

  • Нарушениями слуха;
  • Тяжелыми нарушениями речи;
  • Нарушениями зрения;
  • Нарушениями опорно – двигательного аппарата;
  • Задержкой психического развития;
  • Умственной отсталостью;
  • Расстройствами аутистического спектра;
  • Множественными нарушениями - сочетаниями двух или более психофизических нарушений.

    В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены дифференцированный и деятельностный подходы.

        Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Но самое важное, стандарт определяет обязательные требования к условиям получения образования определенного уровня.

         Дополнительно об условиях обучения детей с ОВЗ нам говорит еще один важный документ - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

          Приведу примеры этих требований:

  • Не более 2 обучающихся с Нарушениями Опорно Двигательного Аппарата в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся
  • Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся
  • Не более 4 обучающихся с Задержкой Психического Развития в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся
  • Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся

          Также в образовательном учреждении должен быть разработан и принят ряд локальных актов:

        Помимо нормативно-правовой базы для полноценного образования и развития детей и подростков с ОВЗ необходимо и соответствующее организационно-методическое обеспечение данного процесса. Оно включает в себя:

  • Разработку специальных адаптированных образовательных программ;
  • индивидуальные учебные планы.
  • планы воспитательной работы школы и классов, в которых прописаны основные направления работы с такими детьми;
  • обучение учителей по данному вопросу.

        Психолого-педагогическое сопровождение как еще одно условие для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы представляет собой:

  • наличие специальной психолого-педагогической поддержки психолога, дефектолога, логопеда и др. специалистов;
  • тьюторское сопровождение; Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, в системах дополнительного образования. 
  • организация работы психолого-педагогического консилиума школы, работа которого регламентируется соответствующим локальным актом;
  • развитие толерантного отношения окружения «особенного» ребенка.

         Адаптивная образовательная среда школы как необходимое условие полноценного включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство массовой школы - это:

  • доступность классов и всех помещений школы для таких детей (устранение барьеров);
  • наличие технических средств обеспечения комфортного доступа;
  • наличие коррекционно-развивающей предметной среды для обучения и социализации;
  • наличие помещений (зон) для отдыха, оздоровления, восстановления работоспособности.

          Итак, что же нужно делать школе, если пришел ребенок с ОВЗ, которому нужно создать специальные условия?

  • Выбор особых условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью начинается с прохождения обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для этого необходимо получить направление от организации (к примеру, школы или больницы) или подать заявление от лица родителей (законных представителей ребенка).
  • Если у ребенка выявлены нарушения в физическом, психическом развитии или отклонения в поведении, ПМПК выдаст заключение, в котором будут указаны оптимальные условия обучения. Для семьи это заключение носит рекомендательный характер, но как только оно попадает в школу, становится обязательно для исполнения в сфере образования.
  • Необходимо помнить, что директор образовательной организации не может отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ссылаясь на отсутствие в организации условий для обучения детей. После зачисления ребенка любая образовательная организация при осуществлении общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обязана создавать все вышеперечисленные специальные условия.
  • Обучение детей по адаптированной программе возможно только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  • Если родители (законные представители) обучающегося не дают такого согласия, то ОО не вправе обучать ребенка по адаптированной программе. В данном случае школа вынуждена обучать ребенка по той программе, по которой он был принят на обучение.
  • Если обучающийся, в силу особенностей его здоровья, будет испытывать затруднения в освоении программы, то ответственность в данном случае будут нести его родители.
  • Далее заключается договор с родителями, в котором прописываются все условия обучения, которые может создать школа.
  • Затем в школе создается рабочая группа по разработке адаптированной программы в течение 10 дней и издается приказ о создание школьного психолого- педагогического консилиума, который будет сопровождать ребенка весь период обучения.
  • После этого начинается ежедневная кропотливая и очень сложная работа всех специалистов – учителя, тьютора, психолога, логопеда по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. И наша общая задача - создать такую безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, независимо от социального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать себя уверенно, комфортно, будет расти и развиваться.

Полезные советы педагогам в работе с детьми с ОВЗ.


1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.
2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.
3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.
4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения.
5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.
6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.
7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.
8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.
9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком.
10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.
11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, которые могут быть по-своему использованы детьми.
12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе несомненно принесет положительный результат.

           Но реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры, которые нам преодолеть пока сложно:

  • Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
  • Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
  • Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к детям с ОВЗ со стороны родителей обычных детей, общественности в широком смысле слова). 
  • Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ и др.
  • Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.

            Закончу свое выступление я  пословицей «Один в поле не воин». Ребенку необходимы другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог и другие) и об этом должны подумать в первую очередь государство и родители ребенка, чтобы он стал полноценным членом общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ №1

Презентация разработана для выступления на координационном совете...

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В статье рассказывается об особенностях  построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Мнемотехника - это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

"Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Презентация к статье " Особенности работы и обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...