Доклад
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Доклад на тему: «Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Современный урок в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС»
Подготовила Аюржанаева Э.Э.
учитель начальных классов
2017г.
Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал
К.Д. Ушинский
Что представляет собой для нас современный урок?
Каждый учитель имеет на этот счёт свое личное мнение. Я полностью разделяю точку зрения Сониной М.Н. на обоснован понятия «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК» которая утверждает:
«Урок можно назвать современным, если он:
- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель
- учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;
-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её
- учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории;
- учит ставить, задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление)
- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;
-учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;
-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;
- стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания».
Современный урок - это урок мастерства учителя, общение с каждым ребенком и со всеми вместе. По исследованиям психологов известно, что знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок закладывает основу для будущего ,это определенная атмосфера совместной деятельности.
«Расскажи мне и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому и я пойму»,
- гласит древняя китайская мудрость.
Психологи считают, что больше информации усваивается из практических действий и деятельности.
В школе ребенок впервые начинает заниматься общественно оцениваемой учебной деятельностью. Отношения учащегося с внешним миром строятся теперь в соответствии его новой социальной ролью - ролью ученика, школьника.
Современные дети намного отличаются от тех, для которых создавалась существующая система образования. Во первых изменилась в корне социальная картина развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность;
- современные дети мало читают, в частности классическую художественную литературу;
- не сформировано произвольное поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
В настоящее время перед учителем начальных классов стоят очень сложные задачи пересмотрения своего педагогического опыта, требуется найти ответ на вопрос : «Как обучать в новых условиях?»
Введение федерального государственного стандарта начального общего образования только повысило ответственность учителя начальных классов. В связи с этим очень важным и актуальным становится качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
С учётом современных требований школа является не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель выступает в роли личности , которая обучает способам деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Урок - главная составляющая учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере происходит на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом зависит от уровня организации урока, методического содержания и его атмосферы.
Для того чтобы достичь высокого уровня , необходимо создать урок как произведение искусства со своим замыслом, завязкой и развязкой.
Всё, что происходит на уроке, вызывало бы у детей неподдельный интерес, настоящую увлеченность, развивало бы их творческие способности.
Урок – представляет собой целостную систему. Составление любого урока начинается с осознания четкого определения его конечного результата - чего учитель в итоге хочет добиться; затем выбор средства – для достижении цели, далее нахождение способа действий.
Цели современного урока должны отличаться конкретностью, чётко обозначенными дидактическими задачами. Такие уроки, способствуют целостному развитию личности и отвечают современным требованиям образования.
Модели современного урока: традиционная и инновационная .
Традиционная модель содержит следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.
Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, деятельностный подход.
В современном образовательном процессе и инновационной педагогике продолжает иметь место традиционная педагогика.
Современный урок включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий , тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение.
Характеристика современного урока.
Содержание современного урока включает в себя следующие компоненты: знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную работу ученика, а не учителя, практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий .
Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной теме урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные.
Личностные :
- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
- умение оценивать свои поступки (вина, совесть, стыд);
-желание и умение видеть нравственную сторону своих поступков;
-желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют получаемые
знания.
Регулятивные:
- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной чётко и ясно выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах .
I этап. Организация класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.
1.Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум.
Цель - изучение и первичное закрепление новых знаний.
2.Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель - выработка умений по применению знаний.
3.Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Цель - выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4.Урок обобщения и систематизация знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Цель - обобщение единичных знаний в систему.
5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д.
Цель - определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, подведём итог, что же присуще современному уроку?
Цель – готовность к саморазвитию.
Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, соответствующий своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Раньше ребёнок являлся пассивным слушателем, теперь же он становится исследователем, взаимодействуя в паре или в группе со своими сверстниками.
Учитель, его творческий подход, соответствующие профессиональные качества, его желание развивать способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно соблюдение новых требований ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса .
Многое зависит от мотивации учителя и от его профессионального компетентности. Человек, который не боится перемен, способный осознавать и воспринимать новое, может освоиться и работать в новых условиях за более короткие сроки.
Я уверена, что учителя смогут реализовать новый стандарт, в основном за счет своего ответственного отношения к работе.
Профессия учителя одна из самых главных и сложных, ведь учитель не только даёт знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом своём ученике «золотое зёрнышко» и помочь ему прорасти.
Пусть каждый учитель получает отдачу и благодарность от своих учеников!
Пусть всегда будут силы и желание встречать детей с улыбкой!
Желаю крепкого здоровья, душевного спокойствия и педагогических успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...