Методика организации коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с синдромом Дауна
методическая разработка
У детей с синдромом Дауна отмечаются сопутствующие заболевания: врожденные пороки сердца, нарушения обменного характера, нарушение анализаторных систем - снижение слуха и зрения.
Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком.
В реабилитационных мероприятиях с этими детьми важно с раннего возраста сочетать медикаментозную терапию с адекватными коррекционно-педагогическими занятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sd.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синдром Дауна - это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности . У детей с синдромом Дауна отмечаются сопутствующие заболевания: врожденные пороки сердца, нарушения обменного характера, нарушение анализаторных систем - снижение слуха и зрения. Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком. В реабилитационных мероприятиях с этими детьми важно с раннего возраста сочетать медикаментозную терапию с адекватными коррекционно-педагогическими занятиями .
Этапы работы: 1. Изучение медицинской документации. 2. Изучение рекомендаций ПМПК , беседы с педагогами, которые работают с ребенком и родителями. 3. Установление эмоционально – положительного контакта с ребёнком. 4. Комплексная психолого – педагогическая диагностика уровня развития ребенка . 5. Разработка АОП . 6. Реализация АОП.
Коррекционно – развивающее сопровождение I ЭТАП Направления работы: Развитие зрительного восприятия - Коррекция зрительного восприятия за счет установления взгляда на объекте и его прослеживания в разных направлениях. - Формирование разнообразных поисковых реакций глазами, головой, туловищем. - Создание оптимальной развивающей среды и использование компенсаторных возможностей ребенка Развитие слухового восприятия - Коррекция слухового восприятия за счет формирования слуховой локализации, восприятия звуков разной модальности и определения направления звучания. - Активизация поисковых движений глазами, головой, туловищем . Развитие тактильного восприятия - Коррекция тактильной чувствительности осуществляется за счет предъявляемых игрушек, предметов, материалов. - Стимуляция ответных реакций на тактильное воздействие.
Коррекционно – развивающее сопровождение II ЭТАП Направления работы: Развитие слухового восприятия - Создание устойчивого зрительного образа путем выделения его из ряда различных двух и нескольких предметов. - Узнавание знакомых игрушек предметов людей в узко-наглядной ситуации. - Формирование элементарной ориентировке в схеме тела. - Формирование ориентировочной основы произвольного внимания. Развитие слуховых дифференцировок - Активизация акустического внимания и памяти. - Выделение звучания заданного предмета из двух, трех предложенных муз. инструментов. - Различение звукоподражаний при зрительном соотнесении с объектом и без него. - Формирование слухо -двигательной координации. - Согласование движений руки со звуковым или голосовым сигналом
Развитие голосовых реакций - Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание, звукоподражаний. - Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов, привлечения взрослых и своего состояния. - Активизация голосовой потребности путем создания игровой ситуации и крайней заинтересованности ребенка . Развитие познавательной активности и взаимодействия ребенка с взрослым - Коррекционно-развивающие задачи осуществляются путем создания игровой ситуации, элемента неожиданности, появление новой, яркой игрушки или объекта. - Использование игр и упражнений, требующих обязательного взаимодействия с ребенком, отражение им интонации, звукоподражаний, жестов взрослого, а также повторение действий и активизация собственной деятельности ребенка.
Коррекционно – развивающее сопровождение III ЭТАП Направления работы: Развитие зрительного и слухового внимания - Учить направлять внимание к появлению игрушки образа удерживать его рассматривать и узнавать объект. - Предвосхищать регулярно повторяющийся объект. - Учить направлять внимание к источнику звука прислушиваться узнавать его выражать ответными эмоционально-голосовыми реакциями мимикой . Развитие речевого слуха - Учить прислушиваться к речевым звукам, различать некоторые из них и повторять их по подражанию . Развитие мелкой моторики и целенаправленного действия с предметам - Коррекционно-развивающие задачи направлены на формирование умения брать предмет разного размера и формы, удерживать его, рассматривать и действовать с ним по подражанию, ставить, двигать, катать, приставлять, надевать, снимать, складывать, сжимать, крутить. - Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять их вместе со взрослым. - Развивать зрительно-моторную координацию .
Развитие импрессивной речи Коррекционно-развивающие задачи направлены на увеличение объема понимаемой речи, слов, обозначающих окружающие предметы, игрушки, названия простых действий с ними и понимания простых речевых просьб - на, дай, иди, сядь. Сенсорное развитие - Различение предметов по величине. - Подбор предметов разной величины большой, маленький по аналогии методом проб и ошибок. - Различение объёмных предметов по форме кубик, шарик. - Различение двух цветов: красный, желтый по аналогии Развитие экспрессивной речи - Стимуляция речевой активности - Учить произносить звукоподражания, простые лепетные слова. - Активное использование жеста, мимики .
Коррекционно – развивающее сопровождение IV ЭТАП Направления работы: Развитие зрительного и слухового внимания - Учить направлять внимание ребенка к речи взрослого, появлению объекта, игрушки. - Выделять знакомый объект из ряда различных и похожих, соотносить реальный объект с его предметом-заменителем и плоскостным изображением. - Выделять заданное изображение в пространстве листа на предметных картинках. - Активизировать внимание ребенка локальному звуку, определение направления звука, различения звучания нескольких звуковых сигналов-предметных шумов и музыкальных инструментов. - Формирование слухо -двигательных связей, координация движений руки и туловища с ритмом стихотворного текста или звуковым сигналом . Развитие речевого слуха и артикуляционной моторики - Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать. - Учить ребенка на слух различать тихие и громкие звуки и повторять их. - Стимулировать развитие мимической мускулатуры путем специально подобранных упражнений и заданий. - Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные, артикуляционные упражнения.
Развитие тонкой моторики и действий с предметами - Формирование пространственного праксиса, развитие согласованных, точных и направленных движений обеих рук, развитие указательного жеста. - Закреплять умение брать предмет разной величины и формы и целенаправленно с ним действовать - вставлять, открывать, катать, составлять, как по подражанию, так и по речевой инструкции . Развитие импрессивной речи - Запоминание названий игрушек, окружающих предметов и лиц, нахождение их по слову взрослого. - Запоминание названий простых действий. - Выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами. - Формирование элементарных представлений о функциональном назначении предметов, адекватных действий с ними. - Соотнесение игрушек, предметов и их изображением на картинках. - Ознакомление детей с некоторыми свойствами и качествами предметов.
Сенсорное развитие - Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие ориентировки на величину, форму и цвет предметов по следующим этапам сличение величины, цвета или формы (дай такой, не такой) выделение по слову величины, цвета или формы (дай большой, дай красный, дай круглый.) - Различение объемных и плоскостных форм. - Формирование пространственных представлений о схеме своего тела и перемещении его в пространстве. - Развитие тактильно-кинестетических ощущений на уровне восприятия игрушек и предметов из разного материала Развитие экспрессивной речи - Учить произносить звукоподражания слоговые комплексы, облегченные слова, составлять фразу из двух слов. - Активно использовать жест и мимику, опираясь на подражательные возможности ребенка. - Стимулировать и активизировать речевую потребность ребенка, создавая игровые и социально значимые для ребенка ситуации, используя доступные вопросы и поручения.
Динамика развития
Наиболее важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является, конечно же, социальная адаптация. Ребёнок общается , видит пример правильной организации обучения и правильного поведения, учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выполнять доступные ему поручения, следовать установленным нормам и правилам.
Тесная взаимосвязь и поддержка родителей – это ещё один немаловажный принцип в работе с такими детьми. Только тесное сотрудничество родителей и педагогов, постоянное закрепление и правильная организация работы дома в кругу семьи помогает такому ребёнку достичь результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи.
Один из разделов индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи....
Индивидуальная коррекционная работа с ребенком с синдромом дауна
В работе описано занятие с ребёнком, обучаемым в школе VIII вида. Занятие интересное для ребенка. А педагогу можно использовать его как диагностику....
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации
В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна
Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напро...
«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»
Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...
Статья: Организация взаимодействия учителя и специалистов сопровождения по организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»
В общую коррекционную работу специалисты сопровождения включают совместное сотрудничество с педагогами в различных формах. Содержание коррекционно-педагогической работы выстраивается на основе комплек...
«Коррекционно-развивающая работа с ребенком и организация помощи родителей для учащихся с ОВЗ»
В статье описаны методические приемы и упражнения , направленные на преодоление трудностей в учебной деятельности детей с ОВЗ....