Статья «Мы танцуем» - как одна из форм социализации детей средствами хореографии.
статья

для педагогов доп.образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мы танцуем» -  как одна из форм социализации

детей средствами хореографии.

Мартынов Сергей Викторович,

 педагог дополнительного образования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и обучающихся.  Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

Для реализации личностных достижений обучающихся требуются новые методы организации внеурочной деятельности. Только в рамках школьного обучения реализовать это невозможно. В этом случае необходимо использовать потенциал системы дополнительного образования детей. На базе  школ в отделениях дополнительного образования, в учреждениях дополнительного образования возможно эффективнее в неформальной обстановке, через детские общественные организации, детские объединения организовать обучение, которое бы способствовало социализации обучающихся.

Все вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы:

«Программа «Мы танцуем» -  как одна из форм социализации детей средствами хореографии».        

Понятие социализации

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность  (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.1                                                                                                       Термин «социализация» широко используется в разных дисциплинах и, по сути, обозначает процесс взаимодействия человека и общества, но его содержание неоднозначно и варьируется в рамках этих дисциплин.           Чтобы максимально раскрыть сущность социализации, необходимо рассмотреть это понятие в рамках нескольких взаимосвязанных дисциплин - социологии, психологии, педагогики.

Сущность социализации                                                                               Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон. В социологии это обучение индивида социальным ролям и формирование личной идентичности. Основоположники структурно-функционального анализа - Т. Парсонс и Р. Мертон - объяснили понятие социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему путем усвоения принятых в ней правил, ролей и ценностей. Однако индивид при этом выглядит скорее объектом, чем субъектом социального процесса. Представители же символического интеракционизма - Д.Г.Мид, И.Гофман - делают акцент на межличностных взаимодействиях.                     Представители структурно-функционального направления социологии раскрывают сущность социализации при помощи понятия «адаптация», в биологии означающее приспособление живых организмов к условиям окружающей среды. Перенесенный в обществознание, этот термин стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальная и психическая адаптация, в результате которых происходило приспособление личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. Таким образом, социализация рассматривается как процесс вхождения личности в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.                          В психологии социализация - это составляющая процесса формирования и развития личности. Представители гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) представляют социализацию как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. В рамках этой концепции социализация рассматривается как самоосновывающаяся и саморазвивающаяся система.                                   В педагогике также широко используется понятие социализации. Цель социальной педагогики - путем конкретизации явления социализации оценить эффективность различных методов и институтов социализации, а так же выявить скрытые их последствия.                                                              Слово «социализация» употребляется и в более узком, специальном смысле. (Например, политическая, религиозная и гендерная социализация).                 В обществе формируются социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, с целью воспроизводства социальной системы, сохранения социальных структур. Чтобы оказаться в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт, входя в социальную среду, систему существующих социальных связей. Именно тенденция социальной типизации личности позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.                                                                         По своей природе личность активна, стремиться к независимости, формированию индивидуальности. Как следствие - развивается не только личность, а еще и преобразуется общество в целом. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только применение усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых.                                                                                              Процесс, направленный на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии связывают с понятием саморазвития личности. Самореализация является проявлением внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и адекватным управлением собой в изменяющихся социальных условиях.                                                                 Эти две тенденции, объясняющие социализацию - тенденция социальной типизации и автономизации личности - являются устойчивыми и обеспечивают самовозобновляемость социума и реализацию возможностей, задатков, способностей личности.                                                                      Итак, сущность социализации раскрывается в слиянии таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. То есть процесс социализации условно можно разделить на три фазы. Первая - фаза адаптации, в которой индивид осваивает социальные нормы, ценности, старается «быть как все». Вторую фазу можно назвать фазой саморазвития, самореализации. В ней происходит стремление индивида к самоактуализации. Третья фаза - успешная интеграция индивида в группу, при которой окружающие воспринимают и поддерживают те индивидуальные качества личности, которые соответствуют их нормам, ценностям. Их единство и целостность обеспечивают оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Какие либо изменения - задержка одной фазы, излишества в другой - и процесс социализации будет нарушен, что неизбежно ведет к негативным последствиям. Удачна такая социализация, когда индивидуальность личности утверждена, а личность интегрирована в социальную группу. Надо помнить, что человек входит в разные социальные группы и в разное время, следовательно социализация многократна и происходит в течение всей жизни. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, влияющего на него, включается в новые виды деятельности и отношения, выполняет разные социальные роли. Это приводит к тому, что в течение своей жизни люди усваивают новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, влияя на свое окружение.                                       Этапы социализации                                                                            Социализация - это процесс, длящийся непрерывно на протяжении всей жизни. Социализация включает в себя различные этапы (стадии). В современной социологии к вопросу деления социализации на этапы подходят по-разному. Одни ученые выделяют следующие ее стадии, в зависимости от отношения к трудовой деятельности: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» и «вторичную социализацию».                                             Первый вариант - разделение на три этапа по отношению человека к трудовой деятельности. Первый этап - дотрудовой - весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Его можно подразделить на два периода: ранняя социализация (от рождения до школы) и юношеская социализация (учеба в школе, вузе). Этот этап очень важен - в нем закладываются основы социализации, при этом он менее всего может контролироваться объектом социализации. Второй этап - трудовой. Эта стадия считается в отечественной науке наиболее продуктивной. Третий этап послетрудовой, наступает с окончанием трудовой деятельности.            Второй вариант - деление социализации на «первичную» и «вторичную». Первичная социализация -- это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества»1. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация происходит в первой половине жизни и является областью межличностных отношений. Вторичная социализация -- это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества»(1). Вторичная социализация происходит во второй половине жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, которые сильно влияют на него именно в сознательном возрасте, охватывает сферу социальных отношений.          Очень трудно точно определить, когда заканчивается «первичная» и начинается «вторичная» социализация. Российский социолог А.И. Кравченко предложил следующий метод определения этой границы.                        Обретение самостоятельности - политической (получение паспорта, право голосовать), социальной (создание семьи) и экономической (устройство на работу) - и есть граница между двумя этапами социализации.                  Агенты социализации                                                                        Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя два компонента: усвоение социального опыта и преобразование его в собственные ориентации, установки, ценности. Это является свидетельством того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество.                                                                                                        Процесс социализации проходит не сам по себе, а при посторонней помощи. Помощь эту осуществляют люди и учреждения. Их называют агентами социализации. В зависимости от разделения социализации на «первичную» и «вторичную» различают агенты первичной и вторичной социализации:           1) агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры и т.п.;                                                                                           2) агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.                             Первичная социализация связана с непосредственным окружением человека, ее роль наиболее велика на ранних этапах жизни. Агентами первичной социализации являются те, кто связан с человеком личными отношениями. Агенты первичной социализации универсальны и выполняют множество разных функций. Разные агенты первичной социализации играют разные роли и имеют разный статус. (По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции, а, ровесники равны ему). Функции агентов первичной социализации универсальны и, поэтому взаимозаменяемы.                                                                          Вторичная социализация связана с опосредованным, или формальным окружением, состоит из воздействий учреждений и институтов, ее роль наиболее велика на поздних этапах жизни. Агентами вторичной социализации являются те, кто связан с человеком формально-деловыми отношениями. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении и выполняют одну-две функции. Контакты с агентами вторичной социализации происходят реже, а их воздействие обычно менее глубоко, чем у первичных агентов социализации. Функции агентов вторичной социализации специализированы, вследствие чего они не заменяют друг друга.                                                                                                                 Каждая из социальных групп может дать в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована сама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Интегрированный день как одна и форм равития метопредметных реультатов деятельности обучающихся "

СтатьяТема : «Интегрированный день как одна из форм развития метапредметных результатов деятельности обучающихся»....

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Сетевой проект как одна из форм оценивания и средство формирования метапредметных образовательных результатов.

В данной статье описывается как через участие в сетевых проектах учитель может оценить метапредметные результаты школьников...

Статья "Развитие коммуникативных навыков как основа успешной социализации детей с ОВЗ"

laquo;Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л.С. Выготский.     В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстн...

"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета....

статья: Развитие коммуникативных навыков как основа успешной социализации детей с ОВЗ.

            В современном мире, когда дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов, на пер...

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения инноваций в образовательный процесс."

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения  инноваций в  образовательный процесс."...