Тема спец.семинара: «Обучение детей с ГУО и ТМНР»
материал

Карзунина Ольга Сергеевна

На сегодняшний день неуклонно возрастает интерес к проблеме обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности и тяжелыми множественными нарушения развития, так как они занимают значительную часть категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. За последние двадцать лет в развитии специального образования в Российской Федерации произошли серьезные изменения. Детей с ограниченными возможностями здоровья все шире включают в сферу образования и в жизнь общества в целом. Изменяется мнение государства и общества о тех, кого ранее было принято считать «необучаемыми». Речь идет о детях и подростках с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития.  Данная группа детей является неоднородной, и включает в себя лиц, которые имеют два и более психических и физических нарушения. Общее для них - многофункциональный характер нарушения развития и выраженная степень умственной отсталости: умеренная, тяжелая или глубокая, которая, в свою очередь, сочетается с другими нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема спец.семинара: «Обучение детей с ГУО и ТМНР»

На сегодняшний день неуклонно возрастает интерес к проблеме обучения детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности и тяжелыми множественными нарушения развития, так как они занимают значительную часть категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. За последние двадцать лет в развитии специального образования в Российской Федерации произошли серьезные изменения. Детей с ограниченными возможностями здоровья все шире включают в сферу образования и в жизнь общества в целом. Изменяется мнение государства и общества о тех, кого ранее было принято считать «необучаемыми». Речь идет о детях и подростках с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития.  Данная группа детей является неоднородной, и включает в себя лиц, которые имеют два и более психических и физических нарушения. Общее для них - многофункциональный характер нарушения развития и выраженная степень умственной отсталости: умеренная, тяжелая или глубокая, которая, в свою очередь, сочетается с другими нарушениями.

А сейчас я озвучу фрагмент характеристики одного из учеников моего класса, для того чтобы вы понимали о каких детях мы будем говорить.

Общение с ребенком затруднено. Речь у мальчика не сформирована. Пассивный словарный запас беден, активный не сформирован. Посещает индивидуальные занятия у логопеда.

Учебную ситуацию не понимает. Два первых урока в деятельность не включается, сидит или лежит на диване.  Начиная с третьего урока, бегает по кабинету, кричит. На занятиях инструкцию не выполняет, по показу и подражанию во фронтальной работе не принимает участие. Помощь педагога не принимает, кричит, дерется. Режим учебной нагрузки, имея дополнительный выходной день, не выдерживает.

Операциями анализа и синтеза не владеет (операцию обобщения не выполняет, главный признак не выделяет, причинно-следственный связи на наглядном материале не устанавливает). При индивидуальной работе с направляющей помощью педагога показывает предметные картинки, собирает картинки из 3-4 частей. Может  повторить за педагогом по подражанию гласные звуки а, о, у, и, э. Слоги и слова не повторяет.  Собирает матрешку, пирамидку со значительной помощью педагога. Предметные картинки не показывает. В сюжетной картинке сюжет не понимает.

Знает своё имя, реагирует на него. Адрес не знает. Имена ближайших родственников не знает.

Не читает, букв  не знает. Смысл прочитанного учителем текста не понимает.

Мелкая моторика развита очень слабо, обводит по контуру только «рука в руке», самостоятельно просто чиркает в тетради, необходима постоянная организующая и направляющая помощь.

По математике не считает. Число с цифрой не соотносит. Знаки сложения и вычитания не знает и не понимает. Геометрический материал не чертит даже по опорным точкам «рука в руке».  

Не умеет держать карандаш, рисунок раскрашивает хаотично. Цвета не дифференцирует.

На уроках труда работает совместно с педагогом. С мозаикой и шнуровкой работает при значительной помощи учителя.

Познавательная активность: низкая

Мотивированность на учебу: низкая

Социальная активность:

1. Мальчик не участвует в классных и школьных мероприятиях.

2. Не участвует в олимпиадах, конкурсах

3. Не посещает кружки, секции, учреждения дополнительного образования.

4. мальчик не выполняет поручения, не участвует в трудовой и общественно-полезной деятельности.

5. Не имеет грамоты, похвальные листы.

Мальчик избегает коллективной игровой деятельности, предпочитает играть в одиночестве.

У мальчика нет потребности в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок не включается в групповые процессы (учебную и игровую деятельность), когда педагог пытается вовлечь ребенка в совместную работу, возникают стойкие протестные реакции (игнорирует, убегает, бьет себя рукой по лицу, затыкает уши).

У мальчика отмечается оторванность от реальности, неполная и искаженная связь с окружающим миром: он может продолжительное время смотреть в окно или сидеть на стуле, при этом махать руками, вставать, пробегать на небольшое расстояние и возвращаться обратно, все это сопровождается криками и яркой мимикой.

Спектр эмоциональных реакций ребенка сужен, эмоции проявляются неадекватно: привязанности к маме или учителю мальчик не выражает, телесного контакта избегает. Такие эмоции как жалость, грусть, обиду, радость не проявляет.

Навыки самообслуживания не развиты. Самостоятельно не одевается. Ест  с помощью педагога, самостоятельно ест руками, ложкой пользуется неохотно. В туалет не просится.  

Так в нашей школе создались классы детей с ГУО и ТМНР.

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в связи с принятием нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования для обучающихся с ОВЗ предполагает инклюзию.  Инклюзия  – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка в жизнь класса.

С ФГОС изменился контингент детей и нашей школы: в начальном и среднем звене. Появились «инклюзивные» дети в 3а, 3б, 4б (3 учащихся с ГУО, 3 с индивидуальными программами), в 5а классе - Шестакова, в 6б - Жукова, девочка введена с надомного обучения и сейчас она направлена на смену диагноза.

В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью, вне зависимости от диагноза, должен получать образовательные услуги, которые уточняются в специальной индивидуальной программе развития.

СИПР состоит из:

1. Общие сведения – персональные данные о ребенке и его родителях.

2. Характеристика ребенка – составляется на основе результата его психолого-педагогического обследования, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения «зоны его ближайшего развития».

3. Индивидуальный учебный план – отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, устанавливает объём недельной нагрузки на обучающегося.

4. Содержание образования – включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ, актуальных для образования конкретного обучающегося и включенных в его индивидуальный учебный план.

5. Организация ухода (кормление, одевание / раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра – отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7. Программа сотрудничества специалистов с семьёй обучающегося – содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимые для реализации СИПР.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Сегодня мы рассмотрим подробнее 4 вопроса.

  1. Особенности обучающихся с ГУО и ТМНР. (Кучма Ю.В.)
  2. Организация обучения обучающихся с ГУО и ТМНР. (Гришина О.В.)
  3. Содержание, методы и приёмы работы с обучающимися с ГУО и ТМНР. (Шевцова О.И.)
  4. Организация развивающей среды для обучающихся с ГУО и ТМНР. (Казачкова О.В.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спец семинар

семинар "Коррекция речи учащихся в школе VIII вида"...

«Формирование навыков социального взаимодействия в обучении детей и подростков с ТМНР»

Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что  в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он прина...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».

В работе  рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...

Тема выступления на ШМО: «Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»

Тема выступления на ШМО:«Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»...

Использование визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР

Статья о том, как использовать метод визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР...

Доклад Тема: «Стимулирование познавательной деятельности через применение игровых приемов при обучении детей с ТМНР»

У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому иг...