Доклад Тема: «Стимулирование познавательной деятельности через применение игровых приемов при обучении детей с ТМНР»
материал
У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью - их обучение. Игра дошкольников с ТМНР характеризуется процессуальными манипулятивными не последовательными действиями, отсутствием интереса к игре и игрушкам, повышенной отвлекаемостью, что сильно препятствует формированию сюжетных игр. Дидактические игры являются начальным вариантом обучения игре детей с ТМНР так как в них педагог закрепляет уже усвоенные элементарные игровые навыки. Дидактическая игра является своеобразным мостиком между манипулятивными действиями и игровыми, т.е незаменимым этапом в овладении детьми с ТМНР полноценными игровыми навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tmnr_shahovskaya2.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный проблемно-практический семинар
«Обучение и воспитание детей с ТМНР»
Доклад
Тема:
«Стимулирование познавательной деятельности
через применение игровых приемов
при обучении детей с ТМНР»
Подготовила: Оськина И.В.
20.11.2018 г.
У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью - их обучение. Игра дошкольников с ТМНР характеризуется процессуальными манипулятивными не последовательными действиями, отсутствием интереса к игре и игрушкам, повышенной отвлекаемостью, что сильно препятствует формированию сюжетных игр. Дидактические игры являются начальным вариантом обучения игре детей с ТМНР так как в них педагог закрепляет уже усвоенные элементарные игровые навыки. Дидактическая игра является своеобразным мостиком между манипулятивными действиями и игровыми, т.е незаменимым этапом в овладении детьми с ТМНР полноценными игровыми навыками.
В настоящее время педагоги, специалисты в области дефектологии, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов у умственно отсталых детей, необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, выполнять разнообразные бытовые действия.
Изобразительная деятельность относится к типичным видам детской деятельности и занимает ведущее место наряду с игровой деятельностью. Изобразительная деятельность выражает особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти.
Одно из значений изобразительной деятельности заключается в том, что она мобилизует познавательные возможности ребенка, развивает, учит ориентироваться в окружающем мире. Именно творческая деятельность позволяет ребенку испытать ситуацию успеха, значимую для его познавательного и личностного развития.
Изобразительная деятельность уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития рассматривалась исследователями как средство педагогического воздействия; психолого–педагогического изучения ребенка и как средство определения уровня интеллектуального развития.
По мнению В.М. Бехтерева детский рисунок – объективный свидетель проявлений и развития детской психики. Таким образом, занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для развития и коррекции сфер психических процессов.
В отличие от детей с сохранным интеллектом, у которых изобразительная деятельность развивается спонтанно, у умственно отсталых детей изобразительная деятельность не возникает и не развивается без специального обучения.
Сравнительная характеристика изобразительной деятельности детей с различными степенями умственной отсталости (по А.Н. Лозову)
Легкая степень умственной отсталости (дебильность)
IQ - 50-69 Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)
IQ - 35-49 Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)
IQ - 20-34 Глубокая умственная отсталость (идиотия)
IQ - ниже 20
Рисунки с разнообразной тематикой и самостоятельным выбором темы. В процессе работы над рисунком отмечается уход от первоначальной задачи и дополнением рисунка новыми объектами, просматривается нелогичность смысловой стороны рисунка. Изображения предметов плоскостные, примитивные, схематичные. Изобразительная деятельность сопровождается положительными эмоциями, к рисунку проявляется некоторая критичность. Время работы над рисунком до 20 минут. Рисунки характеризуются ограниченностью тематики; примитивностью изображения; отсутствием логической связью между нарисованными объектами; использованием одного или двух цветов; наличием контурной раскраски или её отсутствием. Во время работы над рисунком отмечается повышенная отвлекаемость, возможны аффективные реакции, слабая критичность к результату своей работы. Время над рисунком до 10 минут. Предметное изображение может отсутствовать или появляется только в школьном возрасте, оставаясь в дальнейшем на низком уровне, соответствующим уровню 3-4 летнего возраста нормально-развивающегося ребенка. Возможны воспроизведение по образцу простейших графических форм (линии, круги). Изобразительная деятельность отсутствует; предметного рисунка не бывает; возможны случайные линии, пятна; использование одного, как правило, случайного цвета. Чаще задание не принимают, начинают манипулировать листом бумаги и карандашом, перемещая по столу, возможны проявления афффективных реакций. К результату работы не критичны, время работы над рисунком - менее 5 минут.
Дети по-разному относятся к различным видам изобразительного творчества: рисованию, аппликации, лепке. Данная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, интерес. Но у большинства детей с нарушениями интеллекта технические навыки слабо развиты: они не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования, аппликации, лепки. Все это не способствовало развитию и мелкой моторики, и восприятия, и эмоциональной сферы.
Значительную трудность представляет проблема неусидчивости, импульсивности движений, быстрой утомляемости. Это побудило искать новые приемы привлечения и удерживания внимания детей.
Одной из эффективных форм развития сенсомоторики у детей я считаю занятия по продуктивным видам деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник.
На занятиях можно применять такие игровые методы, как воображаемая ситуация и дидактические игры:
- игры с предметами. Основаны на непосредственном восприятии детей способствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты). Примеры игр: «Не ошибись», «Найди, покажи, назови», «Волшебный мешочек», «Найди, что покажу»;
- настольные игры. Примеры игр: "лото", "домино", парные картинки".
На каждом занятии по изобразительной деятельности использую следующие игровые приемы:
- приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование;
- приём выполнения различных игровых действий (подбор картинок, складывание, имитацию движений, внесение волшебного предмета). Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью;
- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).- создание игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация («Сегодня мы будем птичками») ;
- игры на развитие мелкой моторики «Волшебная коробочка» пересыпание, переливание, сортировка;
Игровые действия в изобразительной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью – явление полезное, помогающее ему формировать и развивать свой творческий замысел.
Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то
он легко находит и изобразительные способы выполнения задания.
Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.
Обучение детей навыкам самообслуживания происходит на уроках, занятиях, при выполнении режимных моментов, в сюжетных и дидактических играх.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.
Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия выполняют в ходе нескольких операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем берет мыло, намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо их вытирает.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как чисто (имя ребенка) вымыл руки. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь их вытирать».
Другой эффективный способ – использование игр (с мылом, с водой и др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. Такие игры, как : «Спрячь мыло в ладошках», «Лови капельки» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.
Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания можно дать детям новое мыло в красивой
обертке, предложить развернуть рассмотреть: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте попробуем намылить руки!»
Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Буль-буль-буль журчит водица. Все ребята любят мыться», - приговаривает педагог, показывая детям приемы умывания.
Целесообразно использовать показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т.д. Сюжеты учитель (воспитатель) может придумать сам («Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки»).
Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, педагог показывает фотографию, на которой дети моют руки. Дети с интересом смотрят. Учитель (воспитатель) спрашивает: «Кого вы здесь видите?». Дети с радостью узнают своих товарищей.
- «Что делают Юра и Вова? – задает вопрос педагог.
- «Моют руки, - отвечают дети.
- «Правильно. Юра и Вова моют руки. Все наши ребята умеют мыть руки чисто. А сейчас мы будем учиться мыть лицо и руки вместе.
К нам в гости пришла Ира. Она уже хорошо умеет умываться. Посмотрим, как Ира умывается. Педагог обращает внимание на то, как Ира моет руки, лицо, вытирает полотенцем. Затем взрослый вместе с ребенком повторяет весь процесс умывания.
Данное упражнение служит переходом от игры к сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части лица, которые следует мыть, упражняются в складывании рук «лодочкой» и т.п.
Учитель (воспитатель) должен помнить, что если не обращать внимания на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.)
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример ребят, которые уже владеют определенными навыками; учить их доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Труд по самообслуживанию является основным видом трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, формировать навыки самообслуживания, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются более успешно при использовании игровых приемов, систематическом контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель (учитель) говорит: «Сегодня Ира будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул».
Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка ( « Мы с Вовой проверим, как ребята умылись. Посмотрите, ребята, как чисто умылся Алеша»).
На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать обувь на место – будешь долго искать ее после прогулки, не повесил аккуратно рубашку – будешь ходить в мятой.
Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце, не застегнул куртку – можешь простудиться, не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.
В ходе уроков, занятий по самообслуживанию, организованных в форме совместной деятельности учителя (воспитателя) и детей, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:
- представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном ребенку предметном мире, о назначении предметов, правилах их использования;
- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, чистое лицо, аккуратно причесанные волосы, чистые расчески, чистая обувь, застегнутая одежда и т.д.). Педагог учит детей с отклонениями в развитии использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью.
Для подкрепления действий детей и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся на уроках, занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.
Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий должен занимать большое место в работе педагога.
Игровое упражнение: «Умывание»
Цели: Учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде ,мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться личным полотенцем.
Развивать мелкую моторику рук, умение выполнять последовательные действия.
Воспитывать аккуратность, желание умываться.
Методика проведения
После прихода с прогулки и раздевания педагог предлагает детям пройти в умывальную комнату и посмотреться в зеркало. Обращает их внимание на то, что после игр на участке у них не только руки грязные, но и лица.
- Вы так хорошо трудились, что и ручки запачкались, и лица запылились. Что надо сделать? – Педагог помогает детям ответить на вопросы.
- Зачем надо мыть руки и лицо? – Правильно, чтобы быть чистыми и опрятными.
Чтобы глазки заблестели, чтобы губки заалели,
Засмеялся чтоб роток, хлебушко кусал зубок.
- Перед едой надо всегда мыть руки. Заворачивайте повыше рукава. (При необходимости педагог помогает детям), открывайте краны.
Кран откройся! Нос умойся! Каждый пальчик мыться стройся.
Мыльце скользкое бери и свои ладошки три.
Учитель (воспитатель) показывает детям приемы умывания, обращает внимание на мыло: оно гладкое, приятно пахнет и хорошо пенится.
Педагог учит детей делать круговые движения кистями рук, тщательно смывать пену.
Затем предлагает детям вымыть лицо, набирая в ладоши воду, старательно вымыть лоб, щечки и не забыть высморкать нос.
Показывая приемы умывания, учитель (воспитатель) приговаривает:
Буль-буль-буль! Журчит водица! Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица. Вот как мы умеем мыться!
Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить.
- А теперь давайте вытираться полотенцем. Помните, где висят полотенца?
Воспитатель (учитель) снимает полотенце, показывает, проговаривает действия: - Вот так вытираем лоб, щеки, нос и подбородок, а потом вытираем руки, ладошки и пальцы.
Дети снимают свои полотенца, вытираются. Педагог предлагает детям повесить полотенца, хвалит детей. - Кто вытерся, повесьте свои полотенца за петельки на место. Юра, дай мне твои руки. Молодец! Хорошо вытер, все пальцы чистые, сухие.
Все ребята молодцы, научились чисто умываться.
Список литературы.
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
- Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
- Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
- Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
- Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
- Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
Интернет-источники:
http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11170-zhizn-ptic-1-klass.html (презентации по окружающему миру)
http://ya-umni4ka.ru/ (презентации, тесты, игры, викторины)
http://easyen.ru/ ( современный учительский портал)
http://www.studfiles.ru/preview/ ( развитие речи аутистов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...
Применение игровых технологий в обучении детей с ЗПР
Представлены иры по развитию мелкой моторики рук (игры с песком, с прищепками, "Геометрик" и др.) , которые могут быть использованы , как этапы текущего урока в начальной школе в работе с детьми с ЗПР...
Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис...
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий....
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССАХ ДДИ «БЕРЁЗКА»»
Деловая игра "Особенности работы с особенными детьми". С каждым годом в общеобразовательных школах появляется все больше ребят, которые требуют особого внимания учителя. Это могут быть как часто бол...
Тема выступления на ШМО надомного обучения: «Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»
Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР...
Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий
.Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи ...