Развитие речи у детей с ГУО и ТМНР
учебно-методический материал
СЛАЙД. Для детей с умственной отсталостью по учебному плану выделено 5 часов чтения и 2 часа развития речи, а у детей с глубокой умственной отсталостью 3 часа чтения и 3 часа развития речи. И это не напрасно. СЛАЙД. У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей.
Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата.
СЛАЙД. Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у глубоко умственно отсталых детей:
1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.
2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.
3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_.razvitie_rechi.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на пед.совете.
СЛАЙД. Для детей с умственной отсталостью по учебному плану выделено 5 часов чтения и 2 часа развития речи, а у детей с глубокой умственной отсталостью 3 часа чтения и 3 часа развития речи. И это не напрасно. СЛАЙД. У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей.
Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата.
СЛАЙД. Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у глубоко умственно отсталых детей:
1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.
2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.
3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.
Формы расстройства речи у детей с глубокой умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.
Большой вклад в становление методики развития смысловой речи глубоко умственно отсталых детей внесли СЛАЙД. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития смысловой речи у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:
- формирование действия понимания речи;
- формирование значения слов и обогащение активного словаря;
- формирование грамматических категорий и связной речи.
На первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов, участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами.
На более поздних этапах обучения формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, развивают навыки вопросно-ответной и диалогической речи, обучают связному высказыванию с помощью взрослого, по данному образцу, по серии картинок, действий.
СЛАЙД. Пониманию речи помогает ее выразительность: повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п. Дети ориентируются и на невербальные средства речевого сообщения: мимику, жесты, эмоциональную окрашенность речи.
Обучение пониманию смысла речи включает развитие и умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.
СЛАЙД. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий.
На уроках мне помогают игры, направленные на развитие словарного запаса:
"Назови картинки на определенную тему"
Лото "Кто или что" "
«Рассказы о временах года по мнемотаблице» - устанавливать простые связи, понимать и сравнивать явления природы.
«Группировка», "Доскажи слово" или «Подбери слово» и т.д.
Следующим этапом работы над смысловой речью является СЛАЙД. Формирование у ребенка навыков правильного построения предложений.
Формирование связного высказывания начинается с понимания, повторения и выполнения простых поручений по словесной инструкции, которая может сопровождаться показом, совместной деятельностью с детьми.
Изучаемые слова вводятся в речевой контекст сначала в виде простых, малораспространённых предложений, затем проводится работа по распространению фразы.Постепенно воспитывается внимание детей к окончаниям слов, к предлогам, которые меняют смысл высказывания. Сначала дети учатся понимать различия, затем педагог добивается правильного использования форм слов в речи учеников.
СЛАЙД. Одним из приёмов овладения фразовой речью является заучивание наизусть потешек, считалок, коротких стихотворений, песенок, коротких сказок, игр (видео).
Слушание сказок также служит для стимуляции речи учащихся. Обычно требуется многократное возвращение к одной и той же сказке: рассказывание сказки учителем с показом кукол, картинок, рассказывание сказки с использованием медиа-презентации, рассказывание сказок с показом действий детьми, драматизация сказки.
СЛАЙД. В процессе работы у детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.Так же детей с глубокой умственной отсталостью можно обучать альтернативному чтению. СЛАЙД. Альтернативное чтение направленно на преодоление ограничений в общении и коммуникации, а также на усвоение ими приемов альтернативной работы с разной информацией:
1. Понимание движений, как телесных, так и мимических;
2. Понимание картинок;
3. Понимание аудиозаписей;
4. Понимание видеозаписей;
5. Глобальное чтение;
6. Понимание пиктограмм;
7. Чтение букв
А теперь я расскажу о работе с детьми, страдающими аутизмом, которая очень длительна и кропотлива. СЛАЙД. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтения, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.
СЛАЙД. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.
Первый этап. Первичный контакт (адаптационный)
Второй этап. Первичные учебные навыки
Организация занятий и рабочего места
Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание — справа. Убирать дидактический материал и перекладывать его на правую сторону стола ученик должен самостоятельно или с незначительной помощью.
Работа над опорными коммуникативными навыками
Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.
На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи».
Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ»
К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи».
Четвертый этап. Обучение чтению
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
— послоговое чтение;
— глобальное чтение.
СЛАЙД. Глобальное чтение
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках белого цвета печатными буквами черного цвета пишутся слова. Высота букв — от 2 до 5 сантиметров.
ВИДЫ РАБОТ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имена ребенка, его близких, клички домашних животных).
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам и снабжаются подписями.
3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.
СЛАЙД. Послоговое чтение
1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов.
2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа.
3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10—15 см) друг от друга. Между буквами плавно растягивается толстая нитка или резинка. Кончик резинки, завязанный в узел, ребенок прижимает пальчиком или ладошкой к согласной букве, а другой рукой тянет свободный конец резинки к гласной букве. Педагог озвучивает слог: пока резинка тянется, длительно произносится согласный звук, когда резинка щелкает, присоединяется гласный.
СЛАЙД. Аналитико-синтетическое чтение
ВИДЫ РАБОТ:
1. На большой карте с четкими картинками ребенок раскладывает маленькие карточки с начальными буквами названий картинок. Возможен обратный вариант игры: на большой карте напечатаны начальные буквы из слов, обозначающих картинки на маленьких карточках.
2. Подбираем картинки на определенные звуки.
Комплексные упражнения
Очень полезны упражнения, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Я со своим учеником аутистом находимся на 3 этапе, изучаем слова да, нет. Он начал самостоятельно кивать в ответ на вопрос. В моей практике есть ученик-аутист надомного обучения с выходом на эхолалию через глобальное чтение. В его семье все предметы были подписаны на высоте глаз ребёнка. Ребёнок читает. Это Осипов Арсений ученик 4 класса.
СЛАЙД. Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых, можно целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием связной речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детей
Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детейРазвитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Трудно переоценить значение ...
Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)
Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс
Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки и закрепления пройденного материала в домашних условиях....
Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи
Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учётом их взаимодействия....
Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...