Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" 2-3 кл.
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний о родном крае, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" 2-3 кл. | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области.
Общая характеристика внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний о родном крае, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов целостности окружающей среды, направленных на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: истории, экологии, географии; взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; соответствия содержания, форм и методов психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа внеурочной деятельности строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, истории, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Материалы по результатам выполненных проектных работ оформляются в виде презентаций и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится туристской работе, в ходе которой школьники получают исторические знания о своей малой родине и окружающего мира в целом.
Цели и задачи курса
Основная цель курса – привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.
Задачи:
Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и региона, о значении города в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о вязьмичах и смолянах, прославивших родной край.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.
Возраст детей – 8-9 лет (2-3 классы)
Срок реализации программы 2 года
Программа «Юный краевед» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 35 часов в год – 2 класс и 35 часов в год-3 класс.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и «Азбука Смоленского края»
- Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Кол-во часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Мой родной край – Вязьма | 6 | 2 | 4 |
2. | Достопримечательности нашего города | 23 | 6 | 17 |
3. | Школа, в которой я учусь | 5 | 2 | 4 |
ИТОГО: | 34 ч | 10 | 24 |
3 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Количество часов | ||
Теория | Практика | ||||
1. | История православия на Смоленской земле | 2 | 1 | 1 | |
2. | Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян» | 5 | 2 | 3 | |
3 | Святые земли Смоленской | 4 | 1 | 3 | |
4 | Святые места Смоленщины. Монастыри | 6 | 2 | 4 | |
5. | Культура Смоленской земли | 8 | 3 | 5 | |
6. | Творчество смоленских поэтов | 3 | 1 | 2 | |
7. | Музыкальное наследие | 2 | 1 | 1 | |
8. | Знаменитые земляки | 5 | 2 | 3 | |
ИТОГО: | 35 | 13 | 22 |
- Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Экскурсии: в МБОУСШ №4, в школьный музей, в школьный клуб ОБЖ, в парк «Берёзы», в сквер Нахимова, на площадь Ефремова, к памятникам героям 1812 года, к памятникам ВОВ, на Советскую площадь, в городскую детскую библиотеку, в выставочный зал, в литературный салон, в художественную школу, в музыкальную школу, в краеведческий музей, «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор), |
Практические занятия: «Моя дорога в школу», «Практическая работа с картой города», «Мой родной край», работа с фотоматериалами, книгами. 3 класс |
История православия на Смоленской земле(2ч) Распространение Христианства на смоленской земле. Архитектурное наследие Смоленщины. «Здесь воздух на истории настоян» (5ч) Древние архитектурные памятники Смоленска: церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела, Смоленский Успенский собор. Чудотворная икона Одигитрии Смоленской. История и современное состояние древних храмов Смоленского края. Экскурсия в «Свято-Троицкий собор». |
Святые земли Смоленской(4ч) |
Собор Смоленских святых. Слово о Меркурии Смоленском, о Святом Аркадии Вяземском. Святые места Смоленщины. Монастыри(6ч) Болдинский Свято-Троицкий монастырь. РославльскийСпасо-Преображенский монастырь. Свято-Троицкий мужской монастырь в Смоленске. Ионно- Предтеченский монастырь в Вязьме Культура Смоленской земли(8ч) М.К. Тенишева и ее роль в развитии русского искусства ХIХ века. Историко- архитектурный комплекс «Теремок». Художники Смоленска,Вязьмы. Экскурсия в выставочный зал. Творчество смоленских поэтов (3ч) Творчество А.Т. Твардовского. Лирика М.В. Исаковского. Наследие Н.И. Рыленкова. Экскурсия в литературный салон. Музыкальное наследие(2ч) Вклад М.И.Глинки, А.С. Даргомыжского в развитие русской и мировой музыки. Экскурсия в музыкальную школу. Знаменитые земляки(5ч) Гагарин Ю.А.,ЛавочкинС.А.,Докучаев В.В., Пржевальский Н.М., Козлов П.К., Коненков С.Т., Папанов А, Никулин Ю. Экскурсия в краеведческий музей. Формы организации и видов деятельности Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры. |
IY .Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности «Юный краевед»
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Список литературы (для учителя) | ||
1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. Береги природу! | |
2 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | |
3 | Попов, Е. А. Воинская доблесть и слава Вяземской земли/ Е. А. Попов. – Смоленск, 2013. – 64 с.: ил. | |
4 | Тайны и легенды Вяземской земли (включая подлинные сведения о людях, памятниках, топонимике и природных явлениях) // авторы-составители: Жукова Л. С., Музыченко И. Д. – Вязьма, 2012. – 374 с. | |
5 | Ими гордится Вязьма (Почетные граждане г. Вязьма). – Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2008. – 360 с. | |
6 | Гурская, Н. Г. Прогулки по старой Вязьме / Н. Г. Гурская. – Смоленск : Издательство «Смоленская городская типография», 2009. – 152 с. | |
7 | Иванов, А. М. Религиозные святыни города Вязьмы: прошлое, настоящее, будущее : справочник / А. М. Иванов. – Смоленск, 2010. – 128 с. | |
8 | "Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения" Ю. Г. Иванов, Е. Н. Агинская, О. Ю. Иванов, Р. А. Халатов. - Смоленск: Русич, 2007. | |
9 | А.А. Стукалов "Край мой Смоленский", ООО "Репортер", Смоленск, 2001г. | |
10 | Смоленск и губерния. Время и люди. Историко-картографический атлас. - М.: ООО "Универсальные информационные технологии", 2008. | |
11 | "Наследие земли Смоленской". Альманах "Памятники Отечества" №55, 2002г. | |
12 | Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Рославль. – Смоленск, 2005. – С. 6-7. | |
13 | Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – Смоленск, 1864. О Трофимовском смотреть: Виноградова О. Священник и гражданин // Смоленск. – Смоленск, 2004. - №5(61). – С. 36-37. | |
14 | Ж.В.Лукашенкова Формирование духовно – нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочное время.- Смоленск, 2013 | |
15 | З.И. Пастухова Скульптурные памятники Смоленщины. Знаменитые земляки. – Смоленск, 2008. | |
16 | Учебники Азбука Смоленского края (Мир истории. Мир культуры. Мир природы.) | |
Список литературы (для учеников) | ||
1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | |
2 | Учебники Азбука Смоленского края (Мир истории. Мир культуры. Мир природы.) | |
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | экран | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...