Анализ педагогического опыт «Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»
учебно-методический материал

Садыкова Минзаля Шамиловна

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под ощутимым влиянием информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современные дети все сильнее отрывается от реальности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ педагогического опыта по теме:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»

  1. Определение профессиональных потребностей, цель, задачи.
  2. План достижения поставленных перед собой цели и задач.
  3. Работа по теме.
  4. Анализ работы
  5. Задачи на будущее.

  1. Определение профессиональных потребностей, цель, задачи.

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под ощутимым влиянием информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современные дети все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования).

        Современные учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто        причин

того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.

В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т. д. Они воспитаны на аудио-, видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.

Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиатехнологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски (как средств обучения) по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т. д.).

Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, а также средством общения с коллегами, становится Интернет.

Цель: активизация познавательной деятельности младших

школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий

Задачи:

  • создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
  • организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
  • повышение текущей успеваемости и качества знаний;
  • изучить методическую литературу по применению ИКТ;
  • применять ИКТ на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
  • развить мышление, повысить интерес учащихся к основным предметам, развить творческие способности;
  • обобщить результаты работы, сделать выводы.

  1. План достижения поставленных перед собой цели и задач.

Общие сроки и период работы над темой:

сентябрь 2022 года-май 2023 года.

Для достижения поставленных перед собой целей и задач необходимо:

Каждый учебный год начинать со следующей поэтапной работы:

1 этап (подготовительный) (август-сентябрь)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи

  • анализ образовательной программы;
  • анализ тематического планирования;
  • выбор тем;
  • выбор типа урока;
  • выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов (ежедневно, при подготовке технологической карты урока, конспекта урока)

  • подбор готовых образовательных медиаресурсов;
  • создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов (на каждом уроке)

  • применение на уроках разных типов;
  • применение во внеклассной работе по предмету;
  • применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ (апрель-май)

  • изучение динамики результатов;

Итоговый анализ эффективности использования ИКТ (апрель-май 2023)

  • изучение динамики результатов;

Дополнительно, в течении года, регулярно:

  • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс;
  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии;
  • Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения;
    Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения;
    Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в интернет-конкурсах творческих работ, интернет-олимпиадах.
  • Принимать участие в интернет-конкурсах и интернет-олимпиадах для педагогов;
  • Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет;
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
  • Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности;
  • Создать УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий;

  1. Работа по теме.

В 2021-2022 учебном году я:

1.Принимала участие в семинаре на тему «ИКТ компетентность учителя как метод повышения качества обучения школьников»;

2. Заняла 1 место в международной интернет-олимпиаде «интернет-технологии и компьютер как инструменты современного образовательного процесса»;

3.Заняла 1 место во всероссийском конкурсе «ИКТ-компетентность педагога в условиях ФГОС».

Направления, в которых я используюинформационно-компьютерные технологии в начальной школе:

1. Копилка уроков;

2.Внеклассная деятельность;

3.Внеурочная деятельность;

4.Развитие творческих способностей;

5.Работа с родителями.

На уроках мною используются следующие виды информационно-компьютерные технологии:

  • Презентации;
  • обучающие игры и развивающие программы, в том числе электронные приложения у учебникам УМК «Школа России»
  • дидактические материалы;
  • программы – тренажеры;
  • системы виртуального эксперимента;
  • электронные учебники;
  • электронные энциклопедии;
  • выборочно назначать учащимся домашние задания на электронных образовательных платформах (работа с сильными учащимися и отстающими, в том числе с часто болеющими учащимися);
  • образовательные мультфильмы и фильмы.

При анализе темы предстоящего урока анализирую, на каком этапе целесообразно и более результативно использовать информационно-компьютерные технологии:

  1.  При объяснении нового материала:
  • презентации
  • информационные Интернет – сайты
  • информационные ресурсы на дисках и т.д.
  1.  При отработке и закреплении навыков:
  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные тренажеры;
  • ребусы;
  • компьютерные игры;
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
  • печатный иллюстративный материал и т.д.
  1. На этапе контроля знаний:
  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  • кроссворды (с автоматической обработкой результата) и т.д.
  1. На этапе самостоятельной работы обучающихся:
  • цифровые энциклопедии;
  • словари;
  • справочники;
  • таблицы;
  • шаблоны;
  • электронные учебники;
  • интегрированные задания и т.д.
  1. Для исследовательской деятельности обучающихся:
  • цифровые естественнонаучные лаборатории;
  • Интернет.

Мною используются следующие средства:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • принтер;
  • лазерная указка;
  • презентер;
  • беспроводная мышь.

Что дают такие уроки моим обучающимся?

Я заметила, что учащиеся:

  1. С большим удовольствием стали работать на уроках;
  2. По сравнению с прошлым учебным годом повысилось качество знаний;
  3. При помощи яркого наглядного материала, детям стало легче воспринимать даже самый трудный материал;
  4. Желание учиться ради познания, а не ради оценки;
  5. Более успешно проводят рефлексию (в отличии от уроком, где я не использую ИКТ).

Что дают такие уроки учителю?

Я:

  1. Более ярко и образно провожу каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему;
  2. Использую   разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём;

  1. Анализ работы

Методики, позволяющие комплексно оценить достижение целей и задач:

  1. Методика оценки мотивации «Лесенка успеха» (планирую использовать в начале и в конце следующего учебного года;
  2. Анкетирование (оценка учебной мотивации);
  3. Рефлексия (в конце каждого урока);
  4. Успеваемость (знания, умения и навыки в конце года).

Можно обратить внимание, что проведение рефлексии проходит более успешно на тех уроках, где я использую ИКТ (без использования ИКТ-50 %, с использование ИКТ-75 %). Так как успешность учащегося в начальной школе напрямую связанно с его мотивацией, это говорит о том, что использование ИКТ на уроке дает положительную динамику.

При использовании на уроке ИКТ увеличивается объем работы (в отличии от уроков, где ИКТ не используется);

У учащихся, при использовании ИКТ, возникает меньшее количество вопросов и ошибок в оформлении заданий;

В конце первого класса анкета-светофор, направленная на диагностику мотивации показала более низкие результаты, по сравнению с диагностикой в конце второго класса (учащиеся стали более мотивированными на 10 %);

Успеваемость не понизилась (по сравнению с прошлым годом).

Можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • Обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • Усовершенствовать контроль знаний;
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам,
  • электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

  1. Задачи на будущее:

В следующем учебном году я планирую продолжать результативную работу по теме самообразования «Активизация познавательной деятельности младших

школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»

        Что бы я хотела доработать (для более результативной работы по теме самообразования).

  1. Планирую усовершенствовать свой сайт для обмена опытом с коллегами и работать с ним на постоянной основе;
  2. Планирую публикации статьи (каждый современный учитель должен делиться своим опытом с коллегами и родителями;
  3. Более активно принимать участие в вебинарах, семинарах, конкурсах;
  4. Постоянно углублять свои знания в сфере ИКТ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Методический материал с использованием новых образовательных технологий.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эф...

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...

Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий

Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого п...

« Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

    Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельност...