Анализ педагогического опыт «Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»
учебно-методический материал
В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под ощутимым влиянием информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современные дети все сильнее отрывается от реальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ педагогического опыта по теме:
«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»
- Определение профессиональных потребностей, цель, задачи.
- План достижения поставленных перед собой цели и задач.
- Работа по теме.
- Анализ работы
- Задачи на будущее.
- Определение профессиональных потребностей, цель, задачи.
В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под ощутимым влиянием информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. современные дети все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования).
Современные учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто причин
того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т. д. Они воспитаны на аудио-, видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Дидактически корректное применение интерактивных и мультимедиатехнологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски (как средств обучения) по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т. д.).
Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, а также средством общения с коллегами, становится Интернет.
Цель: активизация познавательной деятельности младших
школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий
Задачи:
- создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
- организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
- повышение текущей успеваемости и качества знаний;
- изучить методическую литературу по применению ИКТ;
- применять ИКТ на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира;
- развить мышление, повысить интерес учащихся к основным предметам, развить творческие способности;
- обобщить результаты работы, сделать выводы.
- План достижения поставленных перед собой цели и задач.
Общие сроки и период работы над темой:
сентябрь 2022 года-май 2023 года.
Для достижения поставленных перед собой целей и задач необходимо:
Каждый учебный год начинать со следующей поэтапной работы:
1 этап (подготовительный) (август-сентябрь)
Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи
- анализ образовательной программы;
- анализ тематического планирования;
- выбор тем;
- выбор типа урока;
- выявление особенностей материала данной темы.
2 этап (созидательный)
Подбор и создание информационных продуктов (ежедневно, при подготовке технологической карты урока, конспекта урока)
- подбор готовых образовательных медиаресурсов;
- создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)
3 этап (реализационный)
Применение информационных продуктов (на каждом уроке)
- применение на уроках разных типов;
- применение во внеклассной работе по предмету;
- применение при руководстве научно-исследовательской работы
4 этап (мониторинговый)
Анализ эффективности использования ИКТ (апрель-май)
- изучение динамики результатов;
Итоговый анализ эффективности использования ИКТ (апрель-май 2023)
- изучение динамики результатов;
Дополнительно, в течении года, регулярно:
- Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс;
- Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии;
- Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения;
Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения;
Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в интернет-конкурсах творческих работ, интернет-олимпиадах. - Принимать участие в интернет-конкурсах и интернет-олимпиадах для педагогов;
- Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет;
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности;
- Создать УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий;
- Работа по теме.
В 2021-2022 учебном году я:
1.Принимала участие в семинаре на тему «ИКТ компетентность учителя как метод повышения качества обучения школьников»;
2. Заняла 1 место в международной интернет-олимпиаде «интернет-технологии и компьютер как инструменты современного образовательного процесса»;
3.Заняла 1 место во всероссийском конкурсе «ИКТ-компетентность педагога в условиях ФГОС».
Направления, в которых я используюинформационно-компьютерные технологии в начальной школе:
1. Копилка уроков;
2.Внеклассная деятельность;
3.Внеурочная деятельность;
4.Развитие творческих способностей;
5.Работа с родителями.
На уроках мною используются следующие виды информационно-компьютерные технологии:
- Презентации;
- обучающие игры и развивающие программы, в том числе электронные приложения у учебникам УМК «Школа России»
- дидактические материалы;
- программы – тренажеры;
- системы виртуального эксперимента;
- электронные учебники;
- электронные энциклопедии;
- выборочно назначать учащимся домашние задания на электронных образовательных платформах (работа с сильными учащимися и отстающими, в том числе с часто болеющими учащимися);
- образовательные мультфильмы и фильмы.
При анализе темы предстоящего урока анализирую, на каком этапе целесообразно и более результативно использовать информационно-компьютерные технологии:
- При объяснении нового материала:
- презентации
- информационные Интернет – сайты
- информационные ресурсы на дисках и т.д.
- При отработке и закреплении навыков:
- компьютерные обучающие программы;
- компьютерные тренажеры;
- ребусы;
- компьютерные игры;
- печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
- печатный иллюстративный материал и т.д.
- На этапе контроля знаний:
- компьютерные тесты (открытые, закрытые);
- кроссворды (с автоматической обработкой результата) и т.д.
- На этапе самостоятельной работы обучающихся:
- цифровые энциклопедии;
- словари;
- справочники;
- таблицы;
- шаблоны;
- электронные учебники;
- интегрированные задания и т.д.
- Для исследовательской деятельности обучающихся:
- цифровые естественнонаучные лаборатории;
- Интернет.
Мною используются следующие средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- принтер;
- лазерная указка;
- презентер;
- беспроводная мышь.
Что дают такие уроки моим обучающимся?
Я заметила, что учащиеся:
- С большим удовольствием стали работать на уроках;
- По сравнению с прошлым учебным годом повысилось качество знаний;
- При помощи яркого наглядного материала, детям стало легче воспринимать даже самый трудный материал;
- Желание учиться ради познания, а не ради оценки;
- Более успешно проводят рефлексию (в отличии от уроком, где я не использую ИКТ).
Что дают такие уроки учителю?
Я:
- Более ярко и образно провожу каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему;
- Использую разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём;
- Анализ работы
Методики, позволяющие комплексно оценить достижение целей и задач:
- Методика оценки мотивации «Лесенка успеха» (планирую использовать в начале и в конце следующего учебного года;
- Анкетирование (оценка учебной мотивации);
- Рефлексия (в конце каждого урока);
- Успеваемость (знания, умения и навыки в конце года).
Можно обратить внимание, что проведение рефлексии проходит более успешно на тех уроках, где я использую ИКТ (без использования ИКТ-50 %, с использование ИКТ-75 %). Так как успешность учащегося в начальной школе напрямую связанно с его мотивацией, это говорит о том, что использование ИКТ на уроке дает положительную динамику.
При использовании на уроке ИКТ увеличивается объем работы (в отличии от уроков, где ИКТ не используется);
У учащихся, при использовании ИКТ, возникает меньшее количество вопросов и ошибок в оформлении заданий;
В конце первого класса анкета-светофор, направленная на диагностику мотивации показала более низкие результаты, по сравнению с диагностикой в конце второго класса (учащиеся стали более мотивированными на 10 %);
Успеваемость не понизилась (по сравнению с прошлым годом).
Можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- Обеспечить положительную мотивацию обучения;
- Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- Усовершенствовать контроль знаний;
- Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Обеспечить доступ к различным справочным системам,
- электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
- Задачи на будущее:
В следующем учебном году я планирую продолжать результативную работу по теме самообразования «Активизация познавательной деятельности младших
школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»
Что бы я хотела доработать (для более результативной работы по теме самообразования).
- Планирую усовершенствовать свой сайт для обмена опытом с коллегами и работать с ним на постоянной основе;
- Планирую публикации статьи (каждый современный учитель должен делиться своим опытом с коллегами и родителями;
- Более активно принимать участие в вебинарах, семинарах, конкурсах;
- Постоянно углублять свои знания в сфере ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.
Методический материал с использованием новых образовательных технологий.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эф...
Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»
В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.
Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....
Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."
Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...
Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий
Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».
Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого п...
« Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельност...