Урок по развитию речи во 2-м классе «Зимушка-зима».
методическая разработка (2 класс)

Урок по развитию речи  с творческими заданиями обобщает знания учащихся по теме «Зима»,  уточняет признаки зимы, выделяет главное из признаков, учит устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных, растений, людей, воспитывает чувство сопереживания, желание помочь животным. На комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и  закрепления блока  информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_om_zimushka-zima._piontek_a.v.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Пионтек Алла Владиславовна

Учител-логопед

ГБОУ  школа-интернат №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Урок по развитию речи  во 2-м классе  «Зимушка-зима».

Цель:     обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока в  игровой форме.      

Задачи: 

1) развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса;

2) преодоление нарушений грамматического строя речи;

3) развитие зрительно-слухового восприятия, произвольного внимания;    

4) развитие воображения, образного мышления;

5) развитие графо-моторных навыков;        

6) воспитание через сказку.    

Оборудование:

- презентация «Зимушка-зима»;

- предметные картинки с изображением одежды;

- запись песни «Три белых коня»;

- жетоны-снежинки со словами благодарности за хорошую работу на уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент:

Учитель: - Сегодня 26 февраля. Через два дня наступит новый месяц и

следующее время года. Какое?

Учащиеся:- Время года – весна, первый весенний месяц – март.

II. Введение в тему урока:

Учитель:                                Была Зимушка-зима,

                                               Много снега намела.

                                               Все кругом белым-бело,

                                              Было травушке тепло.

- О каком времени года говорилось в стихотворении? ( О зиме).

- Мы будем вспоминать все, что знаем об этом времени года.

- Как ласково назвали зиму? ( Зимушка).

- Почему? ( Потому что русский народ любит зиму).

- За что люди любят это время года? ( За красоту зимней природы; за то, что можно покататься на санях, лыжах, коньках; слепить снежную бабу, построить крепость).

III. Расширение лексики:

  1. - Любит народ зимушку. И мы любим это время года. Давайте скажем для Зимушки  много ласковых и нежных слов. Я начну, а вы продолжите:

                                                 зима - … (зимушка)

                                                 лед - …   (ледок)

                                                 ветер - …(ветерок)

                                                 день - …  (денек)        и т.д.

 2) - Какой зима была в этом году? ( Снежной, морозной, холодной  и т.д.).

    - Давно не было такой зимы.  С крепкими морозами, с высокими сугробами.

    Настоящая русская красавица!

    - Можно сравнить ее с такой  красивой русской девушкой?   (Изображение Зимушки в виде женского образа. Слайд 1.).

    - Какой она вам представляется по характеру?  ( Доброй, ласковой, веселой).

    - А еще Зиму  называют настоящей волшебницей. Какие чудеса вы наблюдали  зимой?

 (Узоры нарисовала на окнах, ледяные мосты перекинула через реки,  снежной бахромой украсила березы,  …).

 -У нашей красавицы-зимы, как у любой волшебницы, есть волшебная палочка.

 ( демонстрируется волшебная палочка).

 Она хочет подарить эту палочку следующему времени года. Какому? (Весне).

 Только она собралась это сделать, как подул сильный ветер (дети дуют),

загудел в трубах  (дети гудят), началась вьюга (дети машут руками). И …  появилась Снежная Королева (Изображение Снежной Королевы. Слайд 2).

- Это  старшая сестра нашей Зимушки. Какая она? ( Злая, вредная, жестокая…).

- Хочет, чтобы зима никогда не заканчивалась, хочет править вечно. Задумала

она украсть волшебную палочку и спрятать ее в своем замке  (Изображение замка. Слайд 3.)

 - Где находится замок Снежной Королевы? ( На севере, в царстве вечного льда и снега). Холодно там?

IV. Игра на развитие логического мышления « Что возьмем с собой? »

( Вывешиваются предметные картинки с изображением различной одежды,

Детям необходимо выбрать только зимнюю одежду).

-Какая лишняя? Почему? (Оставшаяся одежда для более теплого времени года. Для весны).

-Эта одежда, конечно не зимняя, но она нам пригодится. Так Весна решила нам

 помочь. Она хочет подсказать дорогу в царство Снежной Королевы. Переверните лишние таблички, что там написано? ( Лес, поле, речка, деревня). Долго идти до  дворца Снежной Королевы. Так она целый год править будет. Что же делать?

- Послушайте, кто-то спешит нам на помощь. ( Звучит запись песни «Три белых коня» Слайд 4.). Кто же это? ( Это зимние месяцы – декабрь, январь, февраль).

V. Об изменениях в природе зимой:

- Садимся в волшебные сани  и отправляемся за волшебной палочкой. Видим:

Поле: - Что произошло с полем зимой? ( Поля спят под снежным одеялом. Слайд 5.).

           - Хорошо, что в этом году было много снега? (Хорошо, т.к. земля согрета   снегом,  как пуховым одеялом. Значит,  будет хороший урожай).

Река: - Что произошло с речкой? ( Река покрыта льдом. Слайд 6.). Что происходит подо льдом?

Лес:  - Полюбуйтесь красотой зимнего леса! (Слайд 7.) Что видим вокруг? Представьте,  что мы с собой в путешествие  взяли фотоаппарат. Кого из животных мы    можем сфотографировать?

- Кто зимой спит? ( Медведь, барсук, ежик).

- Обведите изображения  животных, которых можно встретить зимой в лесу?

- Как  называется эта птица? ( Клест). Чем она отличается от остальных птиц?

-За лесом деревня. (Слайд 8.)Спрятались от мороза не только животные, но и люди. Что  делают зимой?

 (Топят печи. Если выходят на улицу, то одевают шубу, шапку,  варежки и другие теплые вещи). Однажды С.Есенин увидел очень красивую  зимнюю картину и написал стихотворение «Береза». Кто знает это стихотворение         наизусть? ( Один из учащихся читает стихотворение наизусть).

 - За лесами, за горами, за далекими морями находится царство Снежной Королевы. Нас быстро домчали кони. Вот мы и на месте (Изображение дворца. Слайд 9.).

-Какой он, дворец Снежной Королевы? (Изо льда и снега). Вокруг тишина и  ледяное безмолвие. Грустно и одиноко красавице в таком огромном дворце.  У нее нет друзей. Наверное, поэтому она такая злая и вредная.

-Зато вокруг много снега. Давайте слепим из снега друзей для Снежной Королевы.

VI.Физминутка:                Мы скатаем снежный ком –

                                             Рот, глаза и нос на нем,

                                            А затем скатаем два,

                                           Слепим мы  . . .(Снеговика).

- Вот какие замечательные снеговики у нас получились!

VII. Проверка д/з:

- Что еще можно слепить из снега? ( Зайчика, крепость, …). Давайте посмотрим,  что у вас получилось в тетрадях дома?

- Если у нас скоро наступит весна, что произойдет со снеговиками, которых  мы слепили? (Они растают). Жалко! Давайте их оставим в царстве Снежной Королевы. И ей будет веселее.

-Теперь у Снежной  Королевы появилось много друзей.  Может она перестанет вредничать и отдаст нам волшебную палочку. (Снежная Королева  «отдает» волшебную палочку). Пора нам домой возвращаться.

-Как же мы вернемся? А с помощью волшебной палочки! (Учитель делает волнообразные движения волшебной палочкой, а дети должны проследить  глазами за движениями). Закройте глазки. Вот мы и дома. Встречает нас красавица-зима. Давайте отдадим ей волшебную палочку, а она скоро отдаст ее другой красавице. Какой? (Весне).

VIII. Итог урока:

- Понравилось вам наше путешествие? Что увидели? Что запомнили? Кого удалось сфотографировать?  О каком времени года говорили?

IX. Оценивание учащихся:

- Вы все замечательно работали на уроке,  преодолели все препятствия на пути, использовали свои знания. Молодцы! Зимушка благодарит вас за помощь и дарит вот такие снежинки. Посмотрите, что  на них написано с обратной стороны? (Спасибо!)

X. Рефлексия:

 -Я вас тоже благодарю за активную работу и хочу сказать, что ваши снежинки

похожи на одуванчики, белые и пушистые.

                              Одуванчик из снежинок

                              Поднесет к губам Зима,

                              Только дунет – и пушинок

                              Разлетятся семена!

                              Одуванчик облетает,

                              В окнах теплится огонь,

                             Зимний вечер подставляет

                             Белым звездочкам ладонь.

- Я хочу, чтобы к вам и к нашим гостям прилетели пушинки от такого одуванчика, а вместе с ними  добро и хорошее настроение! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по литературному чтению во 2 классе "Зимушка-зима"

урок-проект по литературному чтению во 2 классе на тему "Зимушка-зима"...

Викторина ФГОС 1 класс Зимушка-зима

Викторина ФГОС 1 класс Зимушка-зима...

Урок-проект по литературному чтению 3 класс "Зимушка-зима"

Урок обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы с помощью наблюдений и литературных произведений.Цели урока:1) С помощью наблюдений и литературных произведений обобщить знания учащихся о зимн...

Внеклассное мероприятие 1 класс "Зимушка- зима" устный журнал

Внеклассное мероприятие для 1 класса с использованием здоровьесберегающих технгологий...

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"

В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...

Внеклассное мероприятие для 2 классов "Зимушка-зима"

Внеклассное мероприятие для 2 классов "Зимушка-зима"...

Урок – проект по литературному чтению во 2-м классе «Зимушка-зима»

Урок – проект по литературному чтениюво 2-м  классе«Зимушка-зима»...