Урок по развитию речи во 2-м классе «Зимушка-зима».
методическая разработка (2 класс)
Урок по развитию речи с творческими заданиями обобщает знания учащихся по теме «Зима», уточняет признаки зимы, выделяет главное из признаков, учит устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных, растений, людей, воспитывает чувство сопереживания, желание помочь животным. На комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и закрепления блока информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om_zimushka-zima._piontek_a.v.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пионтек Алла Владиславовна
Учител-логопед
ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Урок по развитию речи во 2-м классе «Зимушка-зима».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока в игровой форме.
Задачи:
1) развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса;
2) преодоление нарушений грамматического строя речи;
3) развитие зрительно-слухового восприятия, произвольного внимания;
4) развитие воображения, образного мышления;
5) развитие графо-моторных навыков;
6) воспитание через сказку.
Оборудование:
- презентация «Зимушка-зима»;
- предметные картинки с изображением одежды;
- запись песни «Три белых коня»;
- жетоны-снежинки со словами благодарности за хорошую работу на уроке.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Учитель: - Сегодня 26 февраля. Через два дня наступит новый месяц и
следующее время года. Какое?
Учащиеся:- Время года – весна, первый весенний месяц – март.
II. Введение в тему урока:
Учитель: Была Зимушка-зима,
Много снега намела.
Все кругом белым-бело,
Было травушке тепло.
- О каком времени года говорилось в стихотворении? ( О зиме).
- Мы будем вспоминать все, что знаем об этом времени года.
- Как ласково назвали зиму? ( Зимушка).
- Почему? ( Потому что русский народ любит зиму).
- За что люди любят это время года? ( За красоту зимней природы; за то, что можно покататься на санях, лыжах, коньках; слепить снежную бабу, построить крепость).
III. Расширение лексики:
- - Любит народ зимушку. И мы любим это время года. Давайте скажем для Зимушки много ласковых и нежных слов. Я начну, а вы продолжите:
зима - … (зимушка)
лед - … (ледок)
ветер - …(ветерок)
день - … (денек) и т.д.
2) - Какой зима была в этом году? ( Снежной, морозной, холодной и т.д.).
- Давно не было такой зимы. С крепкими морозами, с высокими сугробами.
Настоящая русская красавица!
- Можно сравнить ее с такой красивой русской девушкой? (Изображение Зимушки в виде женского образа. Слайд 1.).
- Какой она вам представляется по характеру? ( Доброй, ласковой, веселой).
- А еще Зиму называют настоящей волшебницей. Какие чудеса вы наблюдали зимой?
(Узоры нарисовала на окнах, ледяные мосты перекинула через реки, снежной бахромой украсила березы, …).
-У нашей красавицы-зимы, как у любой волшебницы, есть волшебная палочка.
( демонстрируется волшебная палочка).
Она хочет подарить эту палочку следующему времени года. Какому? (Весне).
Только она собралась это сделать, как подул сильный ветер (дети дуют),
загудел в трубах (дети гудят), началась вьюга (дети машут руками). И … появилась Снежная Королева (Изображение Снежной Королевы. Слайд 2).
- Это старшая сестра нашей Зимушки. Какая она? ( Злая, вредная, жестокая…).
- Хочет, чтобы зима никогда не заканчивалась, хочет править вечно. Задумала
она украсть волшебную палочку и спрятать ее в своем замке (Изображение замка. Слайд 3.)
- Где находится замок Снежной Королевы? ( На севере, в царстве вечного льда и снега). Холодно там?
IV. Игра на развитие логического мышления « Что возьмем с собой? »
( Вывешиваются предметные картинки с изображением различной одежды,
Детям необходимо выбрать только зимнюю одежду).
-Какая лишняя? Почему? (Оставшаяся одежда для более теплого времени года. Для весны).
-Эта одежда, конечно не зимняя, но она нам пригодится. Так Весна решила нам
помочь. Она хочет подсказать дорогу в царство Снежной Королевы. Переверните лишние таблички, что там написано? ( Лес, поле, речка, деревня). Долго идти до дворца Снежной Королевы. Так она целый год править будет. Что же делать?
- Послушайте, кто-то спешит нам на помощь. ( Звучит запись песни «Три белых коня» Слайд 4.). Кто же это? ( Это зимние месяцы – декабрь, январь, февраль).
V. Об изменениях в природе зимой:
- Садимся в волшебные сани и отправляемся за волшебной палочкой. Видим:
Поле: - Что произошло с полем зимой? ( Поля спят под снежным одеялом. Слайд 5.).
- Хорошо, что в этом году было много снега? (Хорошо, т.к. земля согрета снегом, как пуховым одеялом. Значит, будет хороший урожай).
Река: - Что произошло с речкой? ( Река покрыта льдом. Слайд 6.). Что происходит подо льдом?
Лес: - Полюбуйтесь красотой зимнего леса! (Слайд 7.) Что видим вокруг? Представьте, что мы с собой в путешествие взяли фотоаппарат. Кого из животных мы можем сфотографировать?
- Кто зимой спит? ( Медведь, барсук, ежик).
- Обведите изображения животных, которых можно встретить зимой в лесу?
- Как называется эта птица? ( Клест). Чем она отличается от остальных птиц?
-За лесом деревня. (Слайд 8.)Спрятались от мороза не только животные, но и люди. Что делают зимой?
(Топят печи. Если выходят на улицу, то одевают шубу, шапку, варежки и другие теплые вещи). Однажды С.Есенин увидел очень красивую зимнюю картину и написал стихотворение «Береза». Кто знает это стихотворение наизусть? ( Один из учащихся читает стихотворение наизусть).
- За лесами, за горами, за далекими морями находится царство Снежной Королевы. Нас быстро домчали кони. Вот мы и на месте (Изображение дворца. Слайд 9.).
-Какой он, дворец Снежной Королевы? (Изо льда и снега). Вокруг тишина и ледяное безмолвие. Грустно и одиноко красавице в таком огромном дворце. У нее нет друзей. Наверное, поэтому она такая злая и вредная.
-Зато вокруг много снега. Давайте слепим из снега друзей для Снежной Королевы.
VI.Физминутка: Мы скатаем снежный ком –
Рот, глаза и нос на нем,
А затем скатаем два,
Слепим мы . . .(Снеговика).
- Вот какие замечательные снеговики у нас получились!
VII. Проверка д/з:
- Что еще можно слепить из снега? ( Зайчика, крепость, …). Давайте посмотрим, что у вас получилось в тетрадях дома?
- Если у нас скоро наступит весна, что произойдет со снеговиками, которых мы слепили? (Они растают). Жалко! Давайте их оставим в царстве Снежной Королевы. И ей будет веселее.
-Теперь у Снежной Королевы появилось много друзей. Может она перестанет вредничать и отдаст нам волшебную палочку. (Снежная Королева «отдает» волшебную палочку). Пора нам домой возвращаться.
-Как же мы вернемся? А с помощью волшебной палочки! (Учитель делает волнообразные движения волшебной палочкой, а дети должны проследить глазами за движениями). Закройте глазки. Вот мы и дома. Встречает нас красавица-зима. Давайте отдадим ей волшебную палочку, а она скоро отдаст ее другой красавице. Какой? (Весне).
VIII. Итог урока:
- Понравилось вам наше путешествие? Что увидели? Что запомнили? Кого удалось сфотографировать? О каком времени года говорили?
IX. Оценивание учащихся:
- Вы все замечательно работали на уроке, преодолели все препятствия на пути, использовали свои знания. Молодцы! Зимушка благодарит вас за помощь и дарит вот такие снежинки. Посмотрите, что на них написано с обратной стороны? (Спасибо!)
X. Рефлексия:
-Я вас тоже благодарю за активную работу и хочу сказать, что ваши снежинки
похожи на одуванчики, белые и пушистые.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
- Я хочу, чтобы к вам и к нашим гостям прилетели пушинки от такого одуванчика, а вместе с ними добро и хорошее настроение! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по литературному чтению во 2 классе "Зимушка-зима"
урок-проект по литературному чтению во 2 классе на тему "Зимушка-зима"...
Викторина ФГОС 1 класс Зимушка-зима
Викторина ФГОС 1 класс Зимушка-зима...
Урок-проект по литературному чтению 3 класс "Зимушка-зима"
Урок обобщение знаний учащихся о зимних явлениях природы с помощью наблюдений и литературных произведений.Цели урока:1) С помощью наблюдений и литературных произведений обобщить знания учащихся о зимн...
Внеклассное мероприятие 1 класс "Зимушка- зима" устный журнал
Внеклассное мероприятие для 1 класса с использованием здоровьесберегающих технгологий...
Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"
В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...
Внеклассное мероприятие для 2 классов "Зимушка-зима"
Внеклассное мероприятие для 2 классов "Зимушка-зима"...
Урок – проект по литературному чтению во 2-м классе «Зимушка-зима»
Урок – проект по литературному чтениюво 2-м классе«Зимушка-зима»...