Организация трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями»
материал

Кознева Татьяна Михайловна

представление опыта реализации программ по учебным предметам   предметной области «Технология» и   программ  дополнительного образования трудового направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_obuchenie.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар для педагогов г. Зеленогорска

 «Организация трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями»

Цель нашего семинара  -  представление опыта реализации программ по учебным предметам   предметной области «Технология» и   программ  дополнительного образования трудового направления.

В нашей школе уже более пятидесяти  лет занимаются проблемами воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями (лёгкой,  умеренной, тяжёлой, глубокой  степенью умственной отсталости и тяжёлыми множественными нарушениями развития).

В нашем образовательном учреждении имеются 20 классов (в том числе группы профессионально-трудового  обучения), в которых обучается 181 обучающийся.
Из них 22 учащихся обучаются индивидуально на дому по индивидуальному учебному плану. Для учащихся разработаны индивидуальные образовательные  программы, специальные индивидуальные программы развития  и индивидуальные учебные планы,  согласно их психофизическим особенностям.
159 учащихся обучаются очно:
-11 классов для детей с лёгкой степенью умственной отсталости;
-7 классов для обучающихся  с умеренной, тяжёлой степенью умственной отсталости  и тяжёлыми множественными нарушениями развития;
-2 группы профессионально-трудового обучения.
В  
Учреждении обучаются дети, которые находятся  в интернированной группе – 23 воспитанника,  из Абанского, Партизанского, Манского  и Рыбинского районов.
Детей-инвалидов в Учреждении – 72.

Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Помимо этого, для всего процесса обучения характерна задача исправления (коррекции) присущих учащимся недостатков.

Одним из приоритетных направлений обучения детей с интеллектуальными нарушениями, наряду с общим образованием, является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

        Трудовое обучение школьников с интеллектуальными нарушениями способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

       Основная задача трудового обучения:  дать школьникам начальное профессиональное образование  -  вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями.

Наиболее  важным для решения задач  трудового обучения, профессиональной подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с нарушением интеллекта является создание образовательной среды школы. Созданные в ней условия способны обеспечить обучающимся освоение в соответствии с их возможностями образовательных программ, развитие личности обучающегося.  

В школе оборудовано 4 учебных мастерских: две столярных, две швейных; кабинет ручного труда, кабинет изобразительной деятельности и ремесла, кабинет СБО, учебно-опытный участок, теплица и учебный кабинет с/х труда.  

Каждое рабочее место оснащено ручным индивидуальным инструментом. В учебном процессе широко применяются современные электрифицированные инструменты, машинное и станочное оборудование. Учебные мастерские и кабинеты максимально оснащены наглядностью, технической документацией, учебно-справочной литературой.

Формы организации профессионально - трудового обучения в школе-интернат организованно по направлениям:

  1.  Учебная деятельность
  2.  Психолого-педагогическое сопровождение
  3.  Дополнительное образование, внеурочная деятельность
  4.  Профориентация

Трудовое обучение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте   Обучения  УО  представлен предметной областью: технология; учебными  предметами  - ручной труд и  профильный труд.

Отличия трудовой подготовки детей с интеллектуальными нарушениями,  по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, вызваны необходимостью ее усиления, в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни.

        Трудовое обучение содержит ряд этапов. Каждый из них решает наряду с общими, специфические для данного этапа задачи и  из этого вытекает необходимость в значительном увеличении сроков трудового обучения.

Для обучающихся с лёгкой степенью у/о - первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. 

 В учебном плане АООП вариант 1 (лёгкая степень у/о)  –

предметная область: технология; учебный предмет - ручной труд:

1кл – 2ч/нед

2, 3, 4 кл – 4ч/нед

На этом этапе у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам данного этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей учащихся и формирование у них готовности к трудовой деятельности. Предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской того или иного профиля.

К другой задаче данного этапа относится необходимость сделать окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, о его профессиональной ориентации. Материал, собранный в 1-4 классах, и сведения, полученные в 4 классе, позволяют с большой степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащихся 4 класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.

Второй  этап охватывает обучение в 5 - 9 классах. 

В школе трудовое обучение проводиться по программам:

- технология  швейное дело;

- технология  столярное дело;

- технология  сельскохозяйственный труд.

Основанием для введения данных профилей послужили востребованность данных профессий у обучающихся и их родителей (законных представителей), а также наличие профессиональной подготовки по данным профилям в учреждении Начального Профессионального Образования - «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса».

АООП вариант 1 (лёгкая степень у/о)  – предметная область: технология; учебный предмет – профильный  труд (швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд):

5 кл – 6ч/нед

6 кл – 6ч/нед (+ 2ч из части формируемой участниками образовательного процесса)

7 кл – 7ч/нед (+ 2ч из части формируемой участниками образовательного процесса)

8, 9 кл – 8ч/нед (+ 2ч из части формируемой участниками образовательного процесса)

Специфические задачи данного этапа обусловлены переходом к профессиональному обучению. С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии.

Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения.

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению (проводиться итоговая аттестация), который проводит экзаменационная комиссия, где присутствует мастер производственного обучения  «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса», специалист КБУ  (специалисты данного профиля трудового обучения ) и  потенциальные работодатели (индивидуальные предприниматели по соответствующему профилю).

 Экзамен состоит из практической самостоятельной работы и устного экзамена по профилю.  

Третий  этап -  два года обучения в группах профессионально-трудового обучения. 

Третий этап отличается от других специализацией трудовой подготовки. На этом этапе осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, характерными для труда работников определенного предприятия и предусматривает подготовку обучающихся к выполнению производственных заданий.

В Учреждении разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа профессионально-трудового обучения, предназначенная для профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), окончивших 9 классов (группа профессионально-трудового обучения).

Цель ее реализации заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры и способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

АОП профессионально-трудового обучения  – предметная область: технология; учебный предмет - профильный  труд (швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд) - 18 ч/нед.

Учебный процесс завершается выпускным экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия, где так же  присутствует мастер производственного обучения  «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса», специалист КБУ  (специалисты данного профиля трудового обучения ) и  потенциальные работодатели (индивидуальные предприниматели по соответствующему профилю).

 Итоговая аттестация проводится в форме защиты творческой работы или творческого проекта.

В «Зеленогорском техникуме промышленных технологий и сервиса» для  выпускников нашего учреждения открыты профили «Штукатур маляр», «Столяр строительный».

 Профили, по которым школа готовит детей, востребованы обучающимися, родителями (законными представителями), но не находят продолжение в «Зеленогорском техникуме промышленных технологий и сферы услуг».

Для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой степенью умственной отсталости и тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Работа с такими детьми ориентирована не столько на выполнение учебных образовательных программ, которые требуют качественные показатели успеваемости по учебным предметам, а на развитие социальных и трудовых навыков с целью максимально возможной социальной адаптации и вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации обучающихся.

Процесс обучения  детей  с умеренной степенью умственной отсталости имеет существенную специфику. Она проявляется в существенно  низком уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся. Помимо этого, для всего процесса обучения  этой категории учащихся  характерна задача  максимальной адаптации  в общественной жизни.

        Процесс социализации  осуществляется путем формирования соответствующих жизненно необходимых качеств, к которым относятся,  прежде всего, социальной-бытовые и трудовые навыки.  У обучающихся  много проблем  в трудовом обучении  в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Они затрудняются  даже  в овладении элементарными трудовыми умениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционно-обучающей работе формирование трудовых навыков все же происходит, хотя очень медленно и с большими сложностями.

В АООП вариант 2 (умеренная, тяжёлая, глубокая  степень у/о и ТМНР)  

предметная область: технология,  учебный предмет: профильный труд

1, 2, 3, 4, 5 кл – нет;

6, 7 кл – 2ч/нед;

8 кл – 4ч/нед;

9 – 11 кл – 5ч/нед;

12 кл – 7ч/нед

предметная область: окружающий мир, учебный предмет – домоводство:

1, 2 кл.- нет;

3, 4, 5 кл – 3ч/нед;

5 – 11 кл – 5ч/нед;

12 кл – 6ч/нед

предметная область: искусство, учебный предмет – изобразительная деятельность:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 кл – 3ч/нед

Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы образования и СИПР сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Учреждением самостоятельно.

СБО

Для более успешного осуществления социализации обучающихся, адаптации их к жизни в обществе в учебный план в обязательном порядке включена такие  дисциплины  как социально - бытовая ориентировка и основы социальной жизни.

Учебные предметы «Социально - бытовая ориентировка» и «Основы социальной жизни» имеют своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призваны решать эти учебные предметы, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Психолого-педагогическое сопровождение

Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий дополнительного образования и во время кружковой работы, которая наряду с образовательными задачами расширяет социально – трудовые компетенции обучающихся.  

В нашей школе  разработаны и апробируются  программы дополнительного образования трудового направления:

1. Бисероплетение

2. «Рабочий клининговой компании»

3. «Рабочий по обслуживанию и ремонту зданий»

4. «Младший медицинский обслуживающий персонал»

5. «Художественная обработка ткани»

6. «Кухонный рабочий»

7. «Лоскутное шитье»

8. Резьба по дереву

Программы имеют высокую практическую значимость,  учитываются индивидуально – типичные особенности учащихся.

Для успешной реализации программ дополнительного образования созданы необходимые условия: квалифицированные педагоги, оборудование и мастерские, оборудование и инструменты, специально отведенное время для проведения занятий.

Цель занятий дополнительного образования - расширение кругозора, углубление знаний учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.

Считаем, что занятость учащихся в кружках, имеющих трудовую направленность, является средством расширения их профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда. Непременным и важным условием педагогической эффективности кружковой работы является ее постоянная связь с содержанием учебной работы учащихся на уроках трудового обучения. При организации кружков и определении их направленности необходимо исходить из возможностей учащихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности, учитывая также технологическую подготовленность учителей к проведению данной кружковой работы и материальной базы школы. Поэтому, опираясь на образовательные потребности обучающихся, считаем необходимым ввести предметы внеурочной деятельности, освоение которых позволит обучающимся лучше адаптироваться к современным условиям жизни.

Знания и умения, полученные в ходе образовательного процесса и дополнительного образования, учащиеся реализуют на конкурсах различного уровня.

Участие в федеральном проекте «Современная школа», национального проекта «Образование» дает нам возможность открыть для детей фото-видео студию, студию по основам парикмахерского дела и дизайна ногтей.

В деятельности школы профориентационная работа занимает важное место. Профориентационная работа в нашей школе ведется планомерно и организованно. Главным условием успешной профессиональной ориентации детей и подростков с нарушением интеллекта является  учет их индивидуальных и физиологических особенностей, интересов и способностей с опорой на положительные стороны личности и внутренний мотив выбора профессии. При этом работа строится на принципах систематичности, преемственности, планомерности и последовательности.

В Учреждении реализуется программа профориентации «Мир профессий».

Цель программы: формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.

Задачи программы:

  • формирование общей готовности обучающихся к самоопределению, социальной адаптации;
  • активизация проблемы выбора профессии;
  • выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
  • уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
  • расширение представлений обучающихся о мире профессий и их особенностях;
  • информирование обучающихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.

Программа направлена на формирование у обучающихся жизненных моделей, включающих трудовую деятельность в качестве основного элемента социальной компетентности, поведенческих установок, ценностных ориентаций.

Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната проводится поэтапно:

  • начальная - формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой);
  • основная школа (5-7-е классы) - формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
  • основная школа (8-9-е классы) - формируется представление о профессиональных навыках, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;
  • профессионально-трудовое обучение -  формирования профессионального самосознания; представление о  перспективах профессионального роста и мастерства.

Формы работы разнообразны:

  • профориентационные уроки;
  •  ролевые и дидактические игры;
  • беседы и классные часы по профориентации;
  • консультации специалистов;
  • экскурсии в учреждения начального профессионального образования и на предприятия города;
  • трудовые декады, декады по профориентации, трудовые десанты и т.д.

-    родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Работа по профориентации ведется в следующих направлениях:

  • профессиональная информация;
  • профессиональное воспитание;
  • профессиональная консультация.

В рамках профессиональной информации:

  • оформлены постоянно действующие информационные стенды в кабинетах трудового обучения и классных кабинетах 8-9 классов «В помощь выпускнику» и общешкольный уголок по профориентации «Куда пойти учиться?»;
  • регулярно проводятся  встречи с представителями учебных заведений начального профессионального образования;
  • ежегодно организуются  и проводятся экскурсии в учебные заведения начального профессионального образования;
  • традиционными стали встречи с выпускниками школы, продолжающими обучение в учреждениях начального профессионального образования;
  • на общешкольных и классных родительских собраниях социальный педагог  проводит лекторий для родительской общественности по теме «Выбор будущей профессии».

В направлении профессионального воспитания ведется следующая работа:

  • проводятся классные часы по профориентационной тематике;
  • на базе школьной библиотеки организована информационная литературная выставка  «Кем быть?»;
  • проводится  декада учителей трудового обучения;
  • организуется  конкурс рисунков «В мире профессий»;
  • традиционными стали трудовые десанты «Осенний лист», «Снежный ком», трудовой субботник и др.

Профессиональное консультирование включает в себя следующие основные мероприятия:

  • в начале и конце учебного года организовано анкетирование и тестирование учащихся с целью определения их профессиональных интересов и  реальной оценки профессиональных способностей;
  • на первом родительском собрании предоставляется информация для родителей выпускников об учебных заведениях, которые готовы принять наших выпускников;
  • регулярно ведется индивидуальное консультирование учащихся о выборе учебного учреждения для получения  будущей профессии;
  • организовано профессиональное индивидуальное консультирование родителей учащихся  по дальнейшему профоопределению их детей.

Организованная и планомерная профориентационная работа позволила установить плодотворное взаимодействие  со многими учреждениями города, вовлеченными в профориентационную работу школы:

- Управление образования  ЗАТО   Г. Зеленогорска
- «Зеленогорский техникум промышленных технологий и  сервиса»
- Учреждения  дополнительного образования ЗАТО  г. Зеленогорска
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница №42 Федерального медико-биологического агентства»
- Краевое государственное казенное учреждение Центр занятости  населения  ЗАТО  г. Зеленогорска
- МУП  КБУ
- Частные и государственные  предприятия ЗАТО г.  Зеленогорска
- Общественные организации города, края

Результат  работы образовательного учреждения  «Организация трудового обучения школьников с интеллектуальными нарушениями стало:

1.Увеличение количества учебных заведений начального профессионального образования, готовых принять наших выпускников;

2. Расширение набора профессий, осваиваемых выпускниками школы;

3. Увеличение количества учащихся, получающих профессию в ПУ;

4. Уменьшение количества нетрудоустроенных учащихся.

Анализ катамнестических данных   за три года, показал результативность, проводимой работы:

  • 82,1 % - продолжают обучение в учебных заведениях и на курсах;
  • 15,4 % -  закончили обучение и трудоустроены;
  • 2,5 % - не работают и не учатся (причина: инвалидность, декретный отпуск и др.)

Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Эта среда должна, по возможности, компенсировать ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

К сожалению, дальнейшая судьба выпускников (с интеллектуальными нарушениями)  школы проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям.

В связи  с тем, что школа вступила в реализацию проекта «Современная школа», мы планируем вводить новые профили трудового обучения и программ дополнительного образования:  «Обувное дело», «Работник клининговой компании» (доля от перечня оборудования, представленного инфраструктурном листе)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Материально-техническое  обеспечение школы для реализации предметной области «Технология» и других предметных областей, а также дополнительного образования

Оснащение кабинетов

Обновление материальной базы швейной мастерской, столярно-плотничную мастерскую, кабинета декоративного цветоводства и садоводства (доля от перечня оборудования, представленного инфраструктурном листе)

Оснащение современным оборудованием кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда (доля от перечня оборудования, представленного инфраструктурном листе)

Оснащение студии фото/видео дела «Мир в объективе», «Основы парикмахерского дела и дизайн ногтей» (доля от перечня оборудования, представленного в инфраструктурном листе)

Оснащение кабинета «Домоводство» для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости (доля от перечня оборудования, представленного в инфраструктурном листе)

Обновление содержания программ трудового обучения

по востребованным на рынке труда профессиям

6

Обновление содержания программ трудового обучения по направлениям «Швейное дело», «Столярно-плотничные работы» и «Сельскохозяйственный труд и уход за комнатными растениями», ед.

7

Введение новых профилей «Обувное дело», «Работник клининговой компании», ед.

8

Введение и реализация программ дополнительного образования «Мир в объективе», «Основы парикмахерского дела и дизайн ногтей», ед.

9

Доля обучающихся, осваивающих новые программы дополнительного образования

10

Доля детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальному учебному плану на дому, осваивающих программы дополнительного образования по доступным видам трудовой деятельности

11

Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсных мероприятиях не ниже муниципального уровня

Оптимизация форм профориентационной работы и психолого-педагогического сопровождения для обеспечения дальнейшей социализации и (или) профессиональной / трудовой занятости обучающихся

12

Доля выпускников, продолживших профессиональное обучение или трудоустроенных после окончания обучения в школе

13

Доля выпускников, прошедших итоговую аттестацию и получивших свидетельство об образовании

14

Количество потенциальных работодателей (организаций города, ИП), принимающих участие в профориентационной работе через организацию наставничества

15

Доля обучающихся 9 классов и групп профессионального обучения, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества

Совершенствование системы сетевого межведомственного взаимодействия

16

Количество договоров, заключенных ежегодно в рамках межведомственного взаимодействия

17

Количество профилей по трудовому обучению и программ дополнительного образования, в реализации которых принимают участие представители работодателей

В «Зеленогорском техникуме промышленных технологий и сферы услуг» для  выпускников нашего учреждения открыты профили «Штукатур маляр», «Столяр строительный». Профили, по которым школа готовит детей, востребованы обучающимися, родителями (законными представителями), но не находят продолжение в «Зеленогорском техникуме промышленных технологий и сферы услуг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет цели: 1. Углублять знания воспитанников с интеллектуальными на...

Интерактивная игра - одна из эффективных инновационных технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями

   Материал о целесообразности использования информационных технологий в развитии «особых» детей...

Интерактивная игра - одна из эффективных инновационных технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Одна из инновационных форм развития познавательного интереса у младших школьников с интеллектуальными  нарушениями - интерактивные игры...

Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

рекомендации по использованию интерактивных игри для обучения детей с нарушением интеллекта...