Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Директор МБОУ «Ивановская средняя
совета школы общеобразовательная школа
Протокол № ________ ____________ А. Н. Андрощик
от «_____ » ___________ 20___г Приказ № ____________
от «_____» _____________ 20___г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
2 класс
учителя начальных классов
I квалификационной категории
Залеских Людмилы Алексеевны
2020-2021 учебный год
Содержание программы курса
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка.
3. Содержание программы.
4. Учебно-тематическое планирование.
5. Календарно-тематическое планирование.
6. Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа разработана на четыре года обучения.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах
управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих
принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,
страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,
навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки
на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в
будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Формы организации учебных занятий:
Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум
Основные виды деятельности учащихся:
Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.
Ожидаемые результаты обучающихся:
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
∙ понимать цели своих действий;
∙ составлять простые планы с помощью учителя
∙ проявлять познавательную и творческую инициативу;
∙ оценивать правильность выполнения действий;
∙ адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
∙ освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
∙ овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
∙ составлять текст в устной и письменной формах;
∙ слушать собеседника и вести диалог;
∙ признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
∙ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
∙ осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
∙ понимать и правильно использовать экономические термины;
∙ иметь представление о роли денег в семье и обществе;
∙ уметь характеризовать виды и функции денег;
∙ знать источники доходов и направлений расходов семьи;
∙ уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
∙ определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
∙ проводить элементарные финансовые расчеты.
Результат 2-го года обучения:
В результате освоения программного материала ученик получит знания:
О потребностях естественных и культурных, товарном обмене; первых деньгах; монетах разных стран мира, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью, об устройстве монет, изобретении бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег, как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее); продовольственных и промышленных товарах, продавце и покупателе, услугах, образовательных услугах.
К концу обучения во 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
Формы подведения итогов реализации программы
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Содержание программы
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Что такое деньги и откуда они взялись. | 9 | 4 | 5 |
2. | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | 8 | 4 | 4 |
3. | Какие деньги были раньше в России. | 6 | 3 | 3 |
4. | Современные деньги России и других стран. | 11 | 3 | 8 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Форма проведения | Планируемые результаты | Дата | |
план | факт | ||||
Что такое деньги и откуда они взялись. (9 ч) | |||||
1 | Что такое деньги? | Беседа. Сюжетная игра. | Объяснять, почему появились монеты. Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет. | 01.09 | |
2-3 | Как появились деньги? Появление обмена товарами. | Игра «Обмен товарами». | 08.09 15.09 | ||
4 | Проблемы товарного обмена. | Беседа, выполнение практических заданий | 22.09 | ||
5 | Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. | Игра. | 29.09 | ||
6 | Свойства драгоценных металлов. | Беседа. Наблюдение. | 06.10 | ||
7 | Появление первых монет. | Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» | 13.10 | ||
8 | Первые монеты разных государств | Беседа. | 20.10 | ||
9 | Обобщение по теме «Что такое деньги и откуда они взялись.» | Разгадывание кроссвордов, решение задач. | 03.11 | ||
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.(8ч) | |||||
10 | Устройство монеты. | Беседа. | Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | 10.11 | |
11-12 | Изобретение бумажных денег | Диспут. | 17.11 24.11 | ||
13 | Защита монет от подделок. | Работа с монетами | 01.12 | ||
14 | Современные монеты. | Сюжетно – ролевая игра . | 08.12 | ||
15-16 | Способы защиты от подделок бумажных денег. | Работа с банкнотами. | 15.12 22.12 | ||
17 | Обобщение по теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.» | Выполнение практических заданий | 29.12 | ||
Какие деньги были раньше в России.(6ч) | |||||
18 | Древнерусские товарные деньги. | Беседа. | Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. | 12.01 | |
19 | Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги». | Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | 19.01 | ||
20 | Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». | Беседа. | 26.01 | ||
21 | Первые русские монеты. | Беседа. | 02.02 | ||
22 | Пословицы и поговорки про деньги. | Викторина. | 09.02 | ||
23 | Обобщение по теме «Какие деньги были раньше в России.» | Тестирование. | 16.02 | ||
Современные деньги России и других стран.(11ч) | |||||
24 | Современные деньги России. | Беседа. | Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют. | 02.03 | |
25 | Современные деньги мира. | Викторина. | 09.03 | ||
26 | Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. | Беседа | 16.03 | ||
27 | Появление безналичных денег. | Беседа | 23.03 | ||
28 | Безналичные деньги как информация на банковских счетах | Беседа | 06.04 | ||
29 | Проведение безналичных расчётов. | Беседа. | 13.04 | ||
30 | Функции банкоматов. | Беседа. | 20.04 | ||
31-32 | Наличные, безналичные и электронные деньги. | Диспут | 27.04 04.05 | ||
33 | Обобщение по теме «Современные деньги России и других стран.» | Разгадывание кроссвордов. | 11.05 | ||
34 | Обобщающее повторение за курс 2 класса | Тестирование. | 18.05 |
Список литературы:
1. Антипова, М. В. Метод кейсов [Текст] : методическое пособие / М. В.
Антипова. – Мариинско-Посадски филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011
2. Горяев, А. П. Финансовая грамота для школьников [Текст] /А. П. Горяев,
В. В. Чумаченко. – М. : Российская экономическая школа, 2010
3. Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность [Текст] : материалы для учащихся
общеобразоват. орг. 4 класс / Г. Д. Гловели. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Думная, Н. Н. Как вести семейный бюджет [Текст] : учеб. пособие / Н.Н.
Думная, О. В. Карамова и др. – М. : Интеллект-центр, 2010
5. Думная, Н. Н. Выбирая свой банк учебное пособие [Текст] : учеб. пособие
/ Н. Н. Думная, О. В. Карамова и др. – М. : Интеллект-центр, 2010
– М. : Интеллект-центр, 2010
6. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность [Текст] : методические
рекомендации для учителя общеобразоват. орг. 2-4 классы / Ю. Н.
Корлюгова. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014
7. Паранич, А. В. Путеводитель по финансовому рынку [Текст] / А. В.–
Паранич. – М. : И-трейд, 2010
8. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности [Текст] / В. В.
Чумаченко, А. П. Горяев. – М. : «Просвещение», 2017
9. Федин, C. Н. Финансовая грамотность. [Текст] : материалы для учащихся.
2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М. : ВИТА-
ПРЕСС, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...