Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
статья

Жданова Елена Николаевна

Среди многих технологий отдельное место занимает «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП

Среди многих технологий отдельное место занимает «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель. Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

 получить новую информацию, осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

 Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии происходит обобщение информации. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Можно выделить следующие критерии для оценивания результативности использования приемов технологии развития критического мышления:

развитие критического мышления;

- умение работать с информацией

- умение ставить вопрос

развитие логического мышления;

- умение обобщать

- умение анализировать

- умение устанавливать причинно – следственные связи

применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

Одним из показателей развития критического мышления является умение работать с учебно-научным текстом:

умения, связанные со способами действий при восприятии и понимании учебно-научного текста;

умения извлекать и осмысливать информацию учебно-научного текста;

умения, связанные со способами действий при дифференциации учебно-научного текста.

На основе этих критериев можно выделить оптимальный, достаточный и критический уровни сформированности умений работать с учебно-научным текстом.

Различают  оценку качественную и количественную:

Качественная

- вербальная оценка, выраженная в форме суждений;

- невербальная – в форме мимики и жестов;

Количественная - отметка, баллы, рейтинг.  Рейтинг – число. Оно получается либо путем опроса субъективных мнений экспертов, либо путем набора очков или баллов.

Рекомендуется продумать систему оценки успеваемости. Работа по оцениванию работы учащихся должна вестись в основном в процессе урока, а не по его окончанию. Критерии оценки можно записать на доске. Приблизительно это может выглядеть так:

Чтобы заслужить 5 (4, 3) ученик должен:

1) высказать оригинальную мысль, а не повторять то, что уже говорили

2) высказать хорошо аргументированную мысль

3) принять во внимание контраргументы

4)продумать план высказывания(сочинения)

5) выступить (написать сочинение) без стилистических, орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок

6)высказывание должно быть такого-то объема (задать)

Еще один метод – выборочная оценка. Для того чтобы получить объективную информацию об освоении приемов РКМЧП, можно попросить ученика предоставить ему результат работы по выбору.

Интересным примером оценки в ТРКМЧП может служить совокупная оценка.

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации дидактических возможностей документ-камеры в обучении и воспитании младших школьников

В статье представлен анализ различных вариантов использования  в учебно-воспитательном процессе документ-камеры модели AVerMedia CP300. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого из вариан...

Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Эта статья поможет учителям в работе с детьми....

Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП

Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП...

«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....

Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП

Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП"    ...