Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
учебно-методический материал
Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnye_sposoby_realizatsii_mehanizma_otsenivaniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фоменко Ю. А., учитель начальных классов
ГБОУ школа №432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.
В связи с этим появилась необходимость использовать в педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Среди многих технологий отдельное место занимает «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I стадия - Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II стадия - Осмысление содержания (получение новой информации)
III стадия - Рефлексия (размышления, именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний).
На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности: опыт работы показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени, приходится перестраивать всю работу на уроках, не на каждом уроке технология применима.
Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Главное, не нужно забывать, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.
Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Как же проверить у школьников сформированность критического мышления? Как поставить за это отметку?
Единых количественных критериев, используя которые можно оценить развитие критического мышления, не существует, так как нелегко оценить и измерить знания, когда важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке.
Рекомендуется самостоятельно продумать систему оценки успеваемости. Работа по оцениванию работы учащихся должна вестись в основном в процессе урока, а не по его окончанию. По этому обучающиеся заранее знакомятся с требованиями и вместе с учителем шаг за шагом отрабатываем навыки, необходимые для достижения требуемого результата.
Учителя, используют различные подходы к определению инструментов для диагностики результативности работы. Основными критериями оценки уровня сформированности компетенций в условиях технологии развития критического мышления являются:
– знание и понимание материала;
– анализ информации;
– использование информационного пространства;
– логика построения суждений;
– презентация ответа, конечного продукта.
Используя данные критерии, можно сформулировать показатели:
Критерии | Учащийся должен уметь |
Знание и понимание материала | · Определять предмет исследования · Обозначать круг понятий и теорий, необходимых для ответа на вопрос исследования · Иллюстрировать понятия соответствующими примерами |
Анализ информации | · Использовать основные критерии анализа · Выделять причинно-следственные связи · Применять аппарат сравнительных характеристик |
Использование информационного пространства | · Использовать статистические данные · Структурировать информацию в табличном и графическом выражениях · Определять, какую информацию из периодических изданий можно использовать при ответе на поставленный вопрос |
Логика построения суждений | · Выделять вопрос исследования · Делить ответ на смысловые части · Сохранять логику рассуждений · Аргументировать основные положения · Делать промежуточные и конечные выводы |
Презентация ответа, конечного продукта | · Демонстрировать владение соответствующим стилем речи · Оформлять работу аккуратно, в соответствии с требованиями · Составлять список используемых источников информации · Представлять работу в соответствии с заранее определенным сроком |
Еще один метод – выборочная оценка. Для того чтобы получить объективную информацию об освоении приемов РКМЧП, можно попросить ученика предоставить ему результат работы по выбору.
Интересным примером оценки в ТРКМЧП может служить совокупная оценка. Сначала учитель разъясняет учащимся, какие задачи предстоит решить на определенном отрезке времени, затем предлагает им форму портфолио для обобщения материалов. Алгоритм создания портфолио четок и прост, а приемы позволяют разнообразить содержание портфолио и формы его оценивания. Оценка портфолио – это новая форма контроля полученных знаний.
Последовательность действий при оценке портфолио: учащиеся отбирают лучшие из своих работ, составляют отчет о проделанной работе, сами себе выставляют оценку. Только после выполнения этих трех условий ученические работы передаются учителю, который пишет на них отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил сам себе.
Таким образом, технология критического мышления через чтение и письмо, являясь личностно-ориентированной, позволяет решать широкий спектр образовательных и развивающих задач, дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы реализации дидактических возможностей документ-камеры в обучении и воспитании младших школьников
В статье представлен анализ различных вариантов использования в учебно-воспитательном процессе документ-камеры модели AVerMedia CP300. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого из вариан...
"Онлайн-платформа UCHi.RU как способ реализации индивидуальных способностей и возможностей учащихся с умеренной умственной отсталостью"
Опыт работы с учащимися, имеющими умеренную умственную отсталость....
Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.
Эта статья поможет учителям в работе с детьми....
«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)
Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....
Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП
Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП" ...
Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
Среди многих технологий отдельное место занимает «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)....