Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП
учебно-методический материал

Юлия Александровна Минина

Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnye_sposoby_realizatsii_mehanizma_otsenivaniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменко Ю. А., учитель начальных классов

ГБОУ школа №432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.

В связи с этим появилась необходимость использовать в педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Среди многих технологий отдельное место занимает «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

 Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

I стадия - Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II стадия - Осмысление содержания (получение новой информации)

III стадия -  Рефлексия (размышления, именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний).

На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности: опыт работы показывает, что смоделировать урок  в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени, приходится перестраивать всю работу на уроках, не на каждом уроке технология применима.

Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Главное, не нужно забывать, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.

Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Как же проверить у школьников сформированность критического мышления? Как поставить за это отметку?

Единых количественных критериев, используя которые можно оценить развитие критического мышления, не существует, так как нелегко оценить и измерить знания, когда важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке.

Рекомендуется самостоятельно продумать систему оценки успеваемости. Работа по оцениванию работы учащихся должна вестись в основном в процессе урока, а не по его окончанию. По этому обучающиеся заранее знакомятся с требованиями и вместе с учителем шаг за шагом отрабатываем навыки, необходимые для достижения требуемого результата.

Учителя, используют различные подходы к определению инструментов для диагностики результативности работы. Основными критериями оценки уровня сформированности компетенций в условиях технологии развития критического мышления являются:

 – знание и понимание материала;

 – анализ информации;

 – использование информационного пространства;

 – логика построения суждений;

 – презентация ответа, конечного продукта.

Используя данные критерии, можно сформулировать показатели:

Критерии

Учащийся должен уметь

 Знание и понимание материала

·  Определять предмет исследования

·  Обозначать круг понятий и теорий, необходимых для ответа на вопрос исследования

·  Иллюстрировать понятия соответствующими примерами

Анализ информации

·  Использовать основные критерии анализа

·  Выделять причинно-следственные связи

·  Применять аппарат сравнительных характеристик

Использование информационного пространства

·  Использовать статистические данные

·  Структурировать информацию в табличном и графическом выражениях

·  Определять, какую информацию из периодических изданий можно использовать при ответе на поставленный вопрос

Логика построения суждений

·  Выделять вопрос исследования

·  Делить ответ на смысловые части

·  Сохранять логику рассуждений

·  Аргументировать основные положения

·  Делать промежуточные и конечные выводы

Презентация ответа, конечного продукта

·  Демонстрировать владение соответствующим стилем речи

·  Оформлять работу аккуратно, в соответствии с требованиями

·  Составлять список используемых источников информации

·  Представлять работу в соответствии с заранее определенным сроком

Еще один метод – выборочная оценка. Для того чтобы получить объективную информацию об освоении приемов РКМЧП, можно попросить ученика предоставить ему результат работы по выбору.

Интересным примером оценки в ТРКМЧП может служить совокупная оценка. Сначала учитель разъясняет учащимся, какие задачи предстоит решить на определенном отрезке времени, затем предлагает им форму портфолио для обобщения материалов. Алгоритм создания портфолио четок и прост, а приемы позволяют разнообразить содержание портфолио и формы его оценивания. Оценка портфолио – это новая форма контроля полученных знаний.

Последовательность действий при оценке портфолио: учащиеся отбирают лучшие из своих работ, составляют отчет о проделанной работе, сами себе выставляют оценку. Только после выполнения этих трех условий ученические работы передаются учителю, который пишет на них отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил сам себе.

Таким образом, технология критического мышления через чтение и письмо, являясь личностно-ориентированной, позволяет решать широкий спектр образовательных и развивающих задач, дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации дидактических возможностей документ-камеры в обучении и воспитании младших школьников

В статье представлен анализ различных вариантов использования  в учебно-воспитательном процессе документ-камеры модели AVerMedia CP300. Рассмотрены достоинства и недостатки каждого из вариан...

Обучение в парах,группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Эта статья поможет учителям в работе с детьми....

«Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы)

Педагогические технологии – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей....

Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП

Статья на тему : "Обучение в группах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП"    ...

Возможные способы реализации механизма оценивания в ТРКМЧП

Среди многих технологий отдельное место занимает «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)....