Экологическая культура младших школьников
статья (4 класс)
В целях изучения природы, а также развития навыков по установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире, в лицее во время внеурочной деятельности педагогами с младшими школьниками на школьном дворе проводятся различные игры, связанные с окружающим миром: «36», «Поиск клада», «Какое дерево лист потеряло?», «Какого цвета осень?». Также в лицее работают программы по тематике окружающего мира: «Мир деятельности», «Мой Петербург», «Петербурговедение», «Тропинка к собственному “Я”».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarullina_o.n.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая культура младших школьников
Учитель начальных классов – Яруллина Ольга Николаевна
Программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и духовно-нравственного развития и воспитания ученика при получении современного основного НОО становятся актуальными и приоритетными направлениями как урочной, так и внеурочной и внешкольной деятельности, ориентированными, прежде всего, на достижение, не только предметных, но и личностных результатов ученика. На первый план выходит единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, а также совместная педагогическая работа как самой организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и института семьи.
В ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю. Гладышевой Колпинского района г. Санкт-Петербурга реализация положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется быстрыми темпами и весьма эффективно. Следует отметить, что, именно благодаря экологическому образованию, школа получила статус лицея. Особое место в НОО лицея отводится формированию экологической культуры младших школьников посредством инструментария внеурочной и внешкольной деятельности. Начиная с первого класса начальной школы, учителя готовят младших школьников к предстоящему углубленному изучению экологии и защиты окружающей среды в старших классах. В лицее педагоги работают по программам: «Я – исследователь», «Клуб знатоков», «Эрудит».
Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе. Значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ученика по взаимодействию с окружающим миром, выводит педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в лицее в рамках проектно-исследовательской деятельности, способствует значительному повышению экологической культуры младших школьников.
Первый исследовательский опыт школьники лицея получают, участвуя в межрегиональном научно-практическом проекте «Семена дружбы» в структуре образовательной деятельности. «Семена дружбы» – международный проект, организованный несколькими общественными организациями: «Прозрачные воды Невы». Цель этого проекта — дать возможность детям получить первые навыки практической и исследовательской деятельности, почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей на земле, развивать творческие способности учащихся. Девиз проекта: «Пусть каждую весну вновь прорастают семена дружбы, превращаясь в цветущие сады!». Участники проекта в течение лета выращивают на своих садовых и огородных участках овощи, зелень, цветы, ведут за ними наблюдения, а в начале осени лично обмениваются результатами своего научного и физического труда на семинаре. Организаторами проекта был разработан специальный «Огородный дневник», который школьники заполняют в процессе выращивания садовых и огородных культур. Дневник включает в себя несколько разделов: заметки по собственному экологически чистому огороду (местоположение участка, характер местности, тип почвы); экологическая характеристика района (описание местности, состояния водоема, леса, соседство промышленных объектов); внесение удобрений (наименование, количество, время внесения); полив и уход за грядками (прополка, прореживание, рыхление и т.д.); наблюдения за погодой; история урожая (время появления всходов, цветов, плодов). Календарь работы способствует развитию у школьников умения вести дневник наблюдений с помощью условных знаков, обозначающих вид деятельности или погодные явления. Учащиеся начальной школы лицея ежегодно принимают в данном исследовательском проекте участие и получают за свой труд грамоты участников.
Исследования проводятся по проблемам, исключительно волнующим самих школьников. Ниже приведен неполный перечень проектно-исследовательских работ экологической и природной тематики, которые выполняли ученики начальной школы: «Воздух, которым мы дышим», «Снег, как источник воды», «Овощи в бутылке», «Вода из-под крана: стоит ли её пить?», «Подсолнух», «Влияние предварительной подготовки семян на качество всходов», «Влияние способа ручного способа опыления цветов на повышение урожайности кабачков, «Сравнение пшеничного и ржаного хлеба», «Рост кукурузы в открытом грунте», «Роль дождевых червей в почвообразовании». При проведении исследований младший школьник учится понимать актуальность, цели, задачи и проблемы исследования, выдвигать гипотезы, предполагать результат, учиться работать с литературными источниками, делать выводы. В процессе подготовки к проведению исследования ученик читает литературу по выбранной тематике, знакомится с природой происхождения предмета исследования, его циклом жизни. Представляя результаты исследований, школьники вовлекают своих одноклассников в обсуждение поднятых ими экологических проблем. Через выполнение проектно-исследовательских работ школьники осознают, что все на земле взаимосвязано, каждое живое существо очень важно для сохранения жизни на Земле. Процесс осознания является частью экологического воспитания со стороны образовательного учреждения.
Учащиеся начальных классов активно участвуют в природоохранных акциях и проектах: «Чистый берег», «Чистый двор», «День Земли», «Мы за ЗОЖ», «Защитим птиц», «Яркие крышечки», «Твори добро», проводимых в лицее. Традиционным мероприятием в лицее является мероприятие по защите птиц в зимнее время года, в результате чего ученики развивают практические умения рационального взаимодействия с окружающей средой. Ученики дома изготавливают самодельные кормушки для птиц и во время внеурочной деятельности совместно с педагогами развешивают их на школьной и внешкольной территории, не забывая следить за тем, чтобы в кормушке всегда был в наличии корм.
В целях изучения природы, а также развития навыков по установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире, в лицее во время внеурочной деятельности педагогами с младшими школьниками на школьном дворе проводятся различные игры, связанные с окружающим миром: «36», «Поиск клада», «Какое дерево лист потеряло?», «Какого цвета осень?». Также в лицее работают программы по тематике окружающего мира: «Мир деятельности», «Мой Петербург», «Петербурговедение», «Тропинка к собственному “Я”».
Отдельное внимание в лицее уделяется организации на внеурочной деятельности групповых выездных экскурсий с младшими школьниками в городские музеи Санкт-Петербурга: «Музей воды», «Музей почвоведения», «Ботанический сад», «Зоологический музей» и др.
В лицее действует социальные проекты «Жить в гармонии с природой», посвященные благоустройству пришкольного участка, улучшению эстетического образа окружающей природной среды, организации коллективных и творческих дел. Каждую весну младшие школьники на внеурочной деятельности с удовольствием занимаются посадкой семян цветов на школьные клумбы пришкольной территории, ведут дневники наблюдений за растениями. Ежегодно в апреле проходят экологические субботники, где учащиеся и педагоги убирают пришкольную территорию от мусора. На тему использованного мусора ученики придумывают проектные решения по их переработке. Выполняя данные виды работ, ученики на конкретных примерах убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий.
Таким образом, при реализации Стандарта второго поколения получен положительный опыт формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности, где важное место занимает научно-техническое творчество и проектно-исследовательская деятельность.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....
Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ...
Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.
В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....