РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
рабочая программа (1 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._grammatika-1-a_kl.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, город Новошахтинск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Новошахтинска

Рассмотрена,

рекомендована к утверждению педагогическим советом

МБОУ СОШ № 31

Протокол №    от 30 августа 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 31

             Приказ от 31.08.2018 г. №

___________Л. М. Мирон

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Начальное общее образование  1-а класс

Количество часов: 33

Учитель:  Крайнюк  Елена  Анатольевна

2018 - 2019 учебный год

                                                                         

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Данная программа  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- развивать  смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

- чить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Формы проведения занятий:

лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

       Планируемые результаты курса «Занимательная грамматика»

Личностные

Метапредметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание курса «Занимательая грамматика»

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)                                                          Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)                                                                                   Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4. К тайнам волшебных слов.  (2ч.)                                                                                    Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)                                                                            

  Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)                                                         Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                                                    

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч)                                                                                        

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)                                                                                      Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)                                                                                              

 Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                                              

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. Вглубь веков на Машине времени.   (1ч.)                                                                  

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                                                

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)                                                                                                             Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)                                                    

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)                                                                                           Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)                                                                                      Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)                                             Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).                                                                                    

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)                                                                      

    Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)                                                                                        

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.)                                                                        

 Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)                                                                                  

 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)                                                                           «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                                                    

 Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (2ч.)                                                      Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)                                                                                  

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее.   (1ч.)                                                                                            

  Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)                                                                              

 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

                                        Аннотация к тематическому планированию

Рабочая  программа  по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» в 1-а  классе  рассчитана  на 1 час в неделю, всего 33 часа.

Согласно годовому учебно-календарному графику МБОУ СОШ № 31, учебному плану, расписанию уроков на 2018 – 2019 учебный год  занятия по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» проводятся  в среду.

         

                                                                                                                          Приложение 1 к рабочей программе

      по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

         на 2018-2019 уч. год

Календарно-тематический план

рабочей программы

по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

учитель Крайнюк Е. А.

Количество учебных часов: 33

дата

Тема занятия

Характеристика деятельности

1

5.09

В мире безмолвия и неведомых звуков.

- Отличать звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Родственные  слова.                                                                                                            

- Антонимы, многозначные слова.                                                                                        

- Системные связи слов.

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять  звуко - буквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Делить слова на слоги.                                                                                                          

- Подбирать родственные слова.
- Объединять слова в группы.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне  слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                                           - работать со словарями.
- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2

12.09

В страну слов. Первые встречи.

3-4

19.09

26.09

К тайнам волшебных слов.

5

3.10

Выбор друзей в Стране Слов

6

10.10

К несметным сокровищам Станы Слов.

7

17.10

Чудесные превращения слов.

8-9

24.10

В гости к Алфавиту.

10

7.11

К тайнам звуков и букв.

11

14.11

Встреча с Радугой.

12

21.11

В Страну Говорящих Скал.

13

28.11

Вглубь веков на Машине времени.

14

5.12

В Королевстве ошибок.

15

12.12

В Страну Слогов.

16

19.12

Неожиданная остановка в пути.

17

9.01

В удивительном городе Неслове.

18-19

16.01

23.01

Чудеса в Стране Слов.

20

30.01

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

21-22

6.02

13.02

На карнавале слов.

23

20.02

В Театре близнецов.

24

6.03

Конкурс знающих.

25

13.03

Новое представление.

26

20.03

Необычный урок.

27

3.04

Следопыты развлекают гостей.

28

10.04

В Клубе весёлых человечков.

29-30

17.04

24.04

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

31

8.05

Экскурсия в прошлое.

32

15.05

Полёт в будущее.

33

22.05

Итоговое занятие.


Приложение 2 к рабочей программе

          по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1-а класс

на 2018-2019 уч. год

Лист корректировки
календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы

по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» учитель Крайнюк Е. А.

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Причина корректировки

Коррекционные мероприятия

Дата

по факту

Согласование

Зам. директора по УВР

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МС  

МБОУ СОШ № 31 от  29.08.2018 года

_______________Л. М. Мирон

                      СОГЛАСОВАНО

          Заместитель директора по УВР

           _____________Л.У. Качаева

                       29.08 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  (русский язык)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа  общеинтеллектуального направления "Занимательная грамматика"  разработана для второго года обучения . Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочие программы по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс)

Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» обще интеллектуальное направление, 1 класс

Дополнительная образовательная программа  внеурочной деятельности учащихся «Занимательный русский язык» для 1 класса  на 2016-2017 учебный год  составлена в соответствии с Ф...