программа "Умелые руки"
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности. Занятия кружка способствуют развитие у детей не только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.
Программа кружка «Умелые руки» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия по данной программе благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности. Умение изготовить своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для младших школьников сроком на 4 года. Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в учебном году, курс носит интегрированный характер.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и создание для каждого ситуации успеха.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Задачи программы:
Обучающие
-Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
-Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом.
-Формировать умения следовать устным инструкциям.
-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
-Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике.
Развивающие
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
-Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
-Развивать пространственное воображение.
Воспитательные
-Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, квиллинга.
-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
-Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информации.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Работа с природным материалом. Экибана- искусство составления букетов. Букет из осенних листьев,цветов. Решение проектных задач: «Аквариумные рыбки»(аппликация).
Работа с тканью. История и виды ткани. Свойства ткани. Изделие: Игрушка «Сердце». Решение проектных задач: « Шляпка».
Работа с соленым тестом. Из истории соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Приемы и виды работы. Изделие: «Сказочные герои». Изделие: «Животные и насекомые мира». Изделие: «Цветочки». Решение проектных задач: картина «Кошкин дом».
Работа с бисером. Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Изделие: Цепочки в одну нить «Пупырышки», «Лепестки». Изделие: Плетение на проволоке. «Цветы.» Изделие :«Ангелок.» Решение проектных задач: «Крокодил».
Работа с бросовым материалом. Виды бросового материала и способы обработки. Изделие: «Корзина для цветов». Изделие: «Снеговик». Изделие: панно из карандашных стружек « Домашнее животное». Решение проектных задач: «Черепашка».
Работа с лентами. Лента как украшение работы..История и возникновение ленты, приемы. Изделие «Гвоздика.». Решение проектных задач: « Топиарий».
Работа с фольгой, фантиками. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. Изделие «Забавные насекомые». Изделие: Украшение «Бусы для мамы».
Работа с бумагой и картоном. Виды работ из бумаги и картона, свойства бумаги. Художественные приёмы. Изделие «Игрушки – зверушки». Изделие: Оригами «Лягушка», «Лиса». Решение проектных задач оригами «Кораблик детства». Изделие: обрывная аппликация «Любимые герои сказок». Решение проектных задач: « Самолет».
2 класс(34 часа)
Работа с природным материалом. Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. Изделие: «Панно из семян и крупы». Решение проектных задач: «Дружная семейка на прогулке».
Работа с тканью. История и виды ткани. Плоские игрушки из ткани. Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры. Пришивание пуговиц. Пришивание бусин и бисера. Изделие: «Кухонные прихватки».
Работа с соленым тестом. Вводное занятие «Волшебное тесто». Техника безопасности при работе с резцами, стеками. Изделие: «Розы из соленого теста.» Изделие: «Божья коровка». Изделие: Натюрморт «По грибы», «Овощи» Решение проектных задач: «Настенные украшения».
Работа с бисером. История. Виды и приемы работы с бисером. Основные приемы плетения морских обитателей. Изделие: « Морской конек». Изделие: «Осьминог». Решение проектных задач: «Морские мотивы»
Работа с бросовым материалом. Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Букет». Мозаика из карандашных стружек. Изделие: «Животные». Решение проектных задач: Изготовление открытки по замыслу.
Работа с лентами. Лента как украшение работы. История рождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества. Цветы из узкой атласной ленты. Изделие: «Закладка» Решение проектных задач: « Топиарий».
Работа с фольгой, фантиками. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. Изделие: «Стрекоза». Изделие: «Паук». Решение проектных задач: « Букет роз».
Работа с бумагой и картоном. Вводное занятие. Как зародилась бумага. Волшебные свойства бумаги. Технологии работы с бумагой. Простейшие геометрические фигуры. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Изделие: «Конверт», «Подводная лодка». Техническое конструирование модели «Самолёт». Решение проектных задач: «Дом». Айрис –фолдинг. Изделие: «Яркий мяч». Аппликация из гофрированной бумаги. Изделие: «Лошадка».
3 класс (34 часа)
Работа с природным материалом. Технология заготовки природных . Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. Морские ракушки в интерьере. Виды ракушек. Правила хранения и обработки природного материала морского происхождения. Аппликация из опилок и чайной заварки. Изделие: « Зимняя ночь». Аппликация из разных природных материалов. Изготовление фоторамки и ее оформление. Решение проектных задач: «Птица с птенцами из природного материала.»
Работа с тканью. Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей. Изделие: «Матрешка». Изделие: «Лошадка». Решение проектных задач: « Медвежонок».
Работа с соленым тестом. Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста Практическое занятие. Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки, способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения мелких деталей друг к другу. Лепка плоских игрушек-подвесок. Изделие: «Чудо-рыбка». Лепка игрушка-подвеска. Изделие: «Чудо-кот». Роспись выполненных работ. Решение проектных задач: « Украшение для модниц».
Работа с бисером. Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда, инструктаж по технике безопасности. Историческая справка: национальные традиции других стран, появление бисера и развитие бисероплетения. Демонстрация изделий, фотографий. Сведения о материалах и инструментах. Виды бисера и стекляруса. Хранение. Основные способы плетения. Способы параллельного и спаренного плетения. Простые цепочки в «одну нить». Зигзаг, цветок в 8лепестков. Плетение на проволоке. Простое параллельное плетение: цветы, насекомые, животные. Решение проектных задач: «Береза- символ России»
Работа с бросовым материалом. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. Работа со стеклянными банками: Изделие: «Сад в бутылке» .Декор вазы для цветов. Решение проектных задач: «Кормушка для птиц из пластиковой бутылки»
Работа с лентами. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения канзаши. Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши. Украшение аксессуаров цветами в стиле Канзаши. Изделие: «Заколки». Решение проектных задач: «Бабочки»
Работа с фольгой, фантиками. Вспомним. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. Изделие: «Ландыши»(из фольги). Аппликация из фантиков: ёлочные шары, снеговик. Решение проектных задач: «Гроздь винограда»
Работа с бумагой и картоном. Айрис –фолдинг. Изделие: «Кошка на окошке». Оригами (конструирование) Изделие: «Мишки – топтыжки». Решение проектных задач оригами: «Цветочная поляна».
4 класс (34 часа)
Работа с природным материалом. Экскурсия в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала. Изделие: «Розы из кленовых листьев». Изделие: «Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений». Решение проектных задач: «Лесное царство».
Работа с цветными нитками. Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Кукла из ниток. Изделие: «Мартинички». Игрушка из помпонов. Изделие: «Цыплёнок». Решение проектных задач: Панно «В деревне»(из нитяных крошек).
Работа с тканью. Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Технология выполнения швов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Практическое выполнение швов. Закрепления нити при шитье мягкой игрушки. Просмотр презентации «Способы закрепления нитей». Узнать различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек. Изготовление игрушки-брелка. Изделие: «Зайка». Изготовление объемной игрушки. Изделие: «Волшебная бабочка». Решение проектных задач: Сказка собственного сочинения «Ушастик»
Работа с соленым тестом. Продолжение знакомства с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Игрушка-сувенир. Изделие: «Змеиная королева». Игрушка-сувенир. Изделие: «Крокодил». Работа по замыслу учеников.
Работа с бисером. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий. Изготовления браслета. Изделие: «Лесенка». Плоские и объемные фигурки животных. Изделие: « Змейка». Изделие: «Бабочки». Решение проектных задач: Панно и композиции из бисера «Весенний день».
Работа с бросовым материалом. Вводное занятие. Проблема отходов. Природные пути решения проблемы отходов. Скорлупа яичная: тюльпаны из скорлупы. Изделие: «Панно из скорлупы». Поделки из одноразовых стаканчиков. Изделие: «Светофор». Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Цветочки». Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Забавный снеговик». Решение проектных задач: «Часики»(из пластиковых ложек и вилок).
Работа с бумагой и картоном. Продолжение знакомства с различными видами бумаги и картона и их обработки. Обрывная аппликация. Изделие: «Мой щенок». Торцевание. Изделие: «Парусник.» Вырезание из бумаги украшений на окна.
Выставка работ
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел. Тема | Кол- во уроков |
1 | Вводное занятие.Материалы и инструменты. ТБ на занятиях. Экскурсия в парк. | 1 |
Работа с природным материалом | 2 | |
2 | Экибана- искусство составления букетов. Букет из осенних листьев,цветов. | 1 |
3 | Решение проектных задач: «Аквариумные рыбки»(аппликация) | 1 |
Работа с тканью | 3 | |
4 | История и виды ткани. Свойства ткани. | 1 |
5 | Изделие: Игрушка «Сердце». | 1 |
6 | Решение проектных задач: « Шляпка». | 1 |
Работа с соленым тестом | 5 | |
7 | Из истории соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Приемы и виды работы. | 1 |
8 | Изделие: «Сказочные герои» | 1 |
9 | Изделие: «Животные и насекомые мира» | 1 |
10 | Изделие: «Цветочки» | 1 |
11 | Решение проектных задач: картина «Кошкин дом» | 1 |
Работа с бисером | 5 | |
12 | Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. | 1 |
13 | Изделие: Цепочки в одну нить «Пупырышки», «Лепестки». | 1 |
14 | Изделие: Плетение на проволоке. «Цветы.» | 1 |
15 | Изделие :«Ангелок.» | 1 |
16 | Решение проектных задач: «Крокодил». | 1 |
Работа с бросовым материалом | 5 | |
17 | Виды бросового материала и способы обработки. | 1 |
18 | Изделие: «Корзина для цветов» | 1 |
19 | Изделие: «Снеговик» | 1 |
20 | Изделие: панно из карандашных стружек « Домашнее животное» | 1 |
21 | Решение проектных задач: «Черепашка» | 1 |
Работа с лентами | 3 | |
22 | Лента как украшение работы..История и возникновение ленты, приемы. | 1 |
23 | Изделие «Гвоздика.» | 1 |
24 | Решение проектных задач: « Топиарий» | 1 |
Работа с фольгой, фантиками | 3 | |
25 | История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. | 1 |
26 | Изделие «Забавные насекомые» | 1 |
27 | Изделие: Украшение «Бусы для мамы». | 1 |
Работа с бумагой и картоном | 6 | |
28 | Виды работ из бумаги и картона, свойства бумаги. Художественные приёмы. | 1 |
29 | Изделие «Игрушки – зверушки» | 1 |
30 | Изделие: Оригами «Лягушка», «Лиса» | 1 |
31 | Решение проектных задач оригами «Кораблик детства» | 1 |
32 | Изделие: обрывная аппликация «Любимые герои сказок» | 1 |
33 | Решение проектных задач: « Самолет». | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
2 класс
№ п/п | Раздел. Тема | Кол- во уроков |
Работа с природным материалом | 3 | |
1 | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 |
2 | Изделие: «Панно из семян и крупы». | 1 |
3 | Решение проектных задач: «Дружная семейка на прогулке». | 1 |
Работа с тканью | 3 | |
4 | История и виды ткани. Плоские игрушки из ткани. | 1 |
5 | Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры. Пришивание пуговиц. Пришивание бусин и бисера. | 1 |
6 | Изделие: «Кухонные прихватки». | 1 |
Работа с соленым тестом | 5 | |
7 | Вводное занятие «Волшебное тесто». Техника безопасности при работе с резцами, стеками. | 1 |
8 | Изделие: «Розы из соленого теста.» | 1 |
9 | Изделие: «Божья коровка». | 1 |
10 | Изделие: Натюрморт «По грибы», «Овощи» | 1 |
11 | Решение проектных задач: «Настенные украшения». | 1 |
Работав с бисером | 4 | |
12 | История. Виды и приемы работы с бисером. Основные приемы плетения морских обитателей. | 1 |
13 | Изделие: « Морской конек». | 1 |
14 | Изделие: «Осьминог». | 1 |
15 | Решение проектных задач: «Морские мотивы» | 1 |
Работа с бросовым материалом | 3 | |
16 | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Букет» | 1 |
17 | Мозаика из карандашных стружек. Изделие: «Животные». | 1 |
18 | Решение проектных задач: Изготовление открытки по замыслу. | 1 |
Работа с лентами | 4 | |
19 | Лента как украшение работы. История рождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества. | 1 |
20 | Цветы из узкой атласной ленты | 1 |
21 | Изделие: «Закладка» | 1 |
22 | Решение проектных задач: « Топиарий» | 1 |
Работа с фольгой , с фантиками | 4 | |
23 | История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. | 1 |
24 | Изделие: «Стрекоза». | 1 |
25 | Изделие: «Паук». | 1 |
26 | Решение проектных задач: « Букет роз». | 1 |
Работа с бумагой и картоном | 7 | |
27 | Вводное занятие. Как зародилась бумага. Волшебные свойства бумаги. Технологии работы с бумагой. | 1 |
28 | Простейшие геометрические фигуры. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. | 1 |
29 | Изделие: «Конверт», «Подводная лодка». | 1 |
30 | Техническое конструирование модели «Самолёт» | 1 |
31 | Решение проектных задач: «Дом» | 1 |
32 | Айрис –фолдинг. Изделие: «Яркий мяч» | 1 |
33 | Аппликация из гофрированной бумаги. Изделие: «Лошадка» | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
3 класс
№ п/п | Раздел. Тема | Количество уроков |
Работа с природными материалами | 5 | |
1 | Технология заготовки природных . Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. | 1 |
2 | Морские ракушки в интерьере. Виды ракушек. Правила хранения и обработки природного материала морского происхождения | 1 |
3 | Аппликация из опилок и чайной заварки. Изделие: « Зимняя ночь». | 1 |
4 | Аппликация из разных природных материалов. Изготовление фоторамки и ее оформление | 1 |
5 | Решение проектных задач: «Птица с птенцами из природного материала.» | 1 |
Работа с тканью | 4 | |
6 | Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей. | 1 |
7 | Изделие: «Матрешка». | 1 |
8 | Изделие: «Лошадка». | 1 |
9 | Решение проектных задач: « Медвежонок» | 1 |
Работа с соленым тестом | 5 | |
10 | Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста Практическое занятие. Знакомство с рецептом приготовления теста для лепки, способами его окрашивания, основными приемами лепки и соединения мелких деталей друг к другу. | 1 |
11 | Лепка плоских игрушек-подвесок. Изделие: «Чудо-рыбка». | 1 |
12 | Лепка игрушка-подвеска. Изделие: «Чудо-кот». | 1 |
13 | Роспись выполненных работ | 1 |
14 | Решение проектных задач: « Украшение для модниц». | 1 |
Работа с бисером | 4 | |
15 | Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда, инструктаж по технике безопасности. Историческая справка: национальные традиции других стран, появление бисера и развитие бисероплетения. Демонстрация изделий, фотографий. Сведения о материалах и инструментах. Виды бисера и стекляруса. Хранение. | 1 |
16 | Основные способы плетения. Способы параллельного и спаренного плетения. Простые цепочки в «одну нить». Зигзаг, цветок в 8лепестков. | 1 |
17 | Плетение на проволоке. Простое параллельное плетение: цветы, насекомые, животные. | 1 |
18 | Решение проектных задач: «Береза- символ России» | 1 |
Работа с бросовым материалом | 4 | |
19 | Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. | 1 |
20 | Изготовление бабочек из пластиковых бутылок. | 1 |
21 | Работа со стеклянными банками: Изделие: «Сад в бутылке» .Декор вазы для цветов. | 1 |
22 | Решение проектных задач: «Кормушка для птиц из пластиковой бутылки» | 1 |
Работа с лентами | 4 | |
23 | Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения канзаши | 1 |
24 | Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения. Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши. | 1 |
25 | Украшение аксессуаров цветами в стиле Канзаши. Изделие: «Заколки» | 1 |
26 | Решение проектных задач: «Бабочки» | 1 |
Работа с фольгой и фантиками | 4 | |
27 | Вспомним. История. Свойства фольги. Приемы работы с фольгой, фантиками. | 1 |
28 | Изделие: «Ландыши»(из фольги) | 1 |
29 | Аппликация из фантиков: ёлочные шары, снеговик . | 1 |
30 | Решение проектных задач: «Гроздь винограда» | 1 |
Работа бумагой и картоном | 3 | |
31 | Айрис –фолдинг. Изделие: «Кошка на окошке». | 1 |
32 | Оригами (конструирование) Изделие: «Мишки – топтыжки» | 1 |
33 | Решение проектных задач оригами: «Цветочная поляна» | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
4 класс
№ п/п | Раздел. Тема | Кол- во уроков |
Работа с природным материалом | 4 | |
1 | Экскурсия в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала. | 1 |
2 | Изделие: «Розы из кленовых листьев». | 1 |
3 | Изделие: «Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений» | 1 |
4 | Решение проектных задач: «Лесное царство». | 1 |
Работа с цветными нитками | 4 | |
5 | Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические) | 1 |
6 | Кукла из ниток. Изделие: «Мартинички» | 1 |
7 | Игрушка из помпонов. Изделие: «Цыплёнок» | 1 |
8 | Решение проектных задач: Панно «В деревне»(из нитяных крошек) | 1 |
Работа с соленым тестом | 4 | |
9 | Продолжение знакомства с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). | 1 |
10 | Игрушка-сувенир. Изделие: «Змеиная королева» | 1 |
11 | Игрушка-сувенир. Изделие: «Крокодил» | 1 |
12 | Работа по замыслу учеников. | 1 |
Работа с бисером | 6 | |
13 | История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий. | 1 |
14 | Изготовления браслета. Изделие: «Лесенка» | 1 |
15 | Плоские и объемные фигурки животных | 1 |
16 | Изделие: « Змейка». | 1 |
17 | Изделие: «Бабочки». | 1 |
18 | Решение проектных задач: Панно и композиции из бисера «Весенний день». | 1 |
Работа с бросовым материалом | 6 | |
19 | Вводное занятие. Проблема отходов. Природные пути решения проблемы отходов. | 1 |
20 | Скорлупа яичная: тюльпаны из скорлупы. Изделие: «Панно из скорлупы». | 1 |
21 | Поделки из одноразовых стаканчиков. Изделие: «Светофор». | 1 |
22 | Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Цветочки». | 1 |
23 | Поделки из пластиковых ложек. Изделие: «Забавный снеговик». | 1 |
24 | Решение проектных задач: «Часики»(из пластиковых ложек и вилок) | 1 |
Работа с тканью | 6 | |
25 | Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». | 1 |
26 | Технология выполнения швов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Практическое выполнение швов. Закрепления нити при шитье мягкой игрушки. Просмотр презентации «Способы закрепления нитей». Узнать различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек. | 1 |
27 | Изготовление игрушки-брелка. Изделие: «Зайка» | 1 |
28 | Изготовление объемной игрушки. Изделие: «Волшебная бабочка» | 1 |
29 | Решение проектных задач: Сказка собственного сочинения «Ушастик» | 1 |
Работа с бумагой и картоном | 4 | |
30 | Продолжение знакомства с различными видами бумаги и картона и их обработки. | 1 |
31 | Обрывная аппликация. Изделие: «Мой щенок». | 1 |
32 | Торцевание. Изделие: «Парусник.» | 1 |
33 | Вырезание из бумаги украшений на окна. | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
Список литературы для учителя
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для детей
- Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
- Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. – 118 с.
- Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.
- Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156
- Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с
- Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
- Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru - Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Список литературы для родителей
- Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личности: материалы и рекомендации к занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.
- Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.
- Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"
"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...
Эссе "Твоя рука в моей руке"
Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....
Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".
Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Конспект урока «А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!» 4 класс УМК "Гармония"
: «А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!»...
Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"
В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....