доклад на МО
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Ачинская школа №3»
Доклад на тему:
«Формирование и развитие познавательных интересов у глухих учащихся на уроках»
Учитель начальных классов: Тарушко О.Н.
2021
“Если ученик в школе не научился сам
ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели
сделать самостоятельное
приложение этих сведений”
Л.Н.Толстой
Эти слова Л.Н.Толстого будут актуальны столько времени, сколько будет существовать школа.
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого
можно, добиваясь полноценного усвоения обучающимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, т.е. школа должна
найти оптимальные пути ее решения.
Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки.
Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Она развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные качества.
Творчество – самая высокая ступень познавательной и практической деятельности школьников. Цель творческой деятельности – не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и активизация мышления учеников,
развитие их познавательных способностей. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает расширение и углубление знаний.
Важнейшая задача в развитии творческого мышления обучающихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические ее изображения. Усвоение учениками необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. В практике обучения русскому языку сложились вполне определенные виды творческих
работ. На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная творческая познавательная деятельность обучающихся.
Важное место занимает работа с книгой.
Познавательная деятельность глухих школьников в обучении всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что
снижает интерес и активность учеников, не формирует у них творческого отношения к изучаемому.
Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребенок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой
подготовительной работы.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,помогают им усвоить любой учебный материал.
На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы
учебно-познавательных игр, идет движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру-работу. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения
знаний.
Подбирая игру к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации надо опираться на опыт и знания детей, ставить перед
ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.
Так, например, на уроках ознакомления с окружающим миром по теме «Личная гигиена» можно включить игру-кроссворд, где дети должны будут самостоятельно разгадать кроссворд, а для этого у каждого ученика на парте должен лежать кроссворд и загадки. Также в процессе проведения урока можно включить игры-
загадки.
В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления обучающихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если оно создает проблемную ситуацию, то такое задание называется проблемным.
На уроках в школе I вида используются четыре основных типа проблемных
ситуаций (М.И. Махмутов):
1
Ситуация, в которой ученики приобретают знания для объяснения нового факта на основе практической деятельности. Например, на урок ОЗО учитель приносит растения, выращенные в разных условиях, и предлагает ученикам провести самостоятельный анализ для выяснения этих условий.
2
Ситуация. Когда возникает необходимость использовать ранее усвоенныезнания в новых условиях. На уроках чтения это задание на сравнение действующих лиц в одном рассказе, сходных персонажей в разных рассказах,
типа: «Как бы ты поступил?», «Хотел бы ты быть похож на этого героя?»
Например, перед детьми ставится вопрос-проблема: «Почему люди не уничтожают всех вредных
насекомых?»
Проблемность при обучении математики в начальных классах возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, каждая текстовая задача и ряд других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен
задуматься. Упражнения в решении составных текстовых задач, в сравнении
выражений, требующие использования известных детям закономерностях и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют
переосмысления приобретенных ранее знаний, и другие должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных,
воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей обучающихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса глухих младших школьников является проведение интегрированных уроков. На таких уроках используют информацию многих предметов. Смысл интегрированного
преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов.
Интеграция в начальной школе необходима, во-первых, потому, что учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков; во- вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности
для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.
Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства с уроками развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у обучающихся. Музыкальное иллюстрирование является методом интегрированных
уроков и может быть использовано на уроках чтения, предметов
эстетического цикла.
Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление,
а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
- Максимальная опора на активную мыслительную деятельность обучающихся.
- Учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития детей.
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности.
- Благоприятное общение в учебном процессе.
Доброжелательное и внимательное отношение к детям, умение видеть достоинства каждого, вовремя одобрить, поддержать, заметив успехи, - все это должно лечь в основу деятельности учителя начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...