Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык " 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по учебному предмету Занимательный русский язык составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко - Сале на 2021-2022 учебный год, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко-СалеПуровского района
__________________И.В. Бархатова
Приказ № от « » 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Занимательный русский язык
для учащихся 1 классов
Составитель: Мертюкова Татьяна Александровна
«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения
Зам. директора по учителей начальных классов
образовательному процессу руководитель МО ___________/Мертюкова Т.А./
__________ / _______________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2021 г.
2021-2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету Занимательный русский язык составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, учебным планом МБОУ «СОШ №2» г. Тарко - Сале на 2021-2022 учебный год, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2020.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2020
Количество часов: всего 17 часов (со II полугодия), в неделю – 1 час.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивации к творческой проектной деятельности.
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
- Содержание учебного предмета, курса.
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
III. Тематическое планирование.
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Фонетика. | 2 |
2. | Словообразование. | 3 |
3. | Лексика. | 4 |
4. | Морфология. | 4 |
5. | Пословицы и поговорки | 1 |
6. | Игротека. | 3 |
Итого | 17 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия | ||
1. 2. | Л.В. Мищенкова Методическое пособие для 1 класса Программа факультативного курса «Занимательный русский язык», М: РОСТ, 2020г. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2020( комплект учителя, 2 части) | 1 шт. 1шт. |
Технические средства обучения | ||
1 2 3 4 | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | 1 шт. |
Календарно-тематический план
Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | Дата | Примечание | ||||
№ п/п | Тема урока | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Речь устная и письменная | Обучающиеся получат представление о том, зачем людям нужна речь, что такое устная и письменная речь. | Регулятивные: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге. | - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, - сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||
2 | Звуки и буквы- не одно и то же | Уточнить представления о различиях между звуками и буквами. | |||||
3 | Жили-были гласные и согласные. | Уточнить представления об отличиях гласных звуков и букв от согласных; учить находить в слове буквы гласные и согласные; расширять словарный запас. | |||||
4 | Что такое метаграммы | Познакомить учащихся с понятием «метаграммы», формировать умение разгадывать метаграммы. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, тренируются разгадывать метаграммы. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
5 | Волшебник Ударение. | Показать роль ударения в слове, познакомятся с понятием «омографы». | |||||
6 | Игротека | Закреплять знания и умения о звуках и буквах, формировать умение различать гласные и согласные, разгадывать метаграммы, развивать фонематический слух. | |||||
7 | Такие разные, разные согласные | Формировать умение различать твердые и мягкие согласные. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Тренируются в произнесении твердых и мягких согласных. Выполняют задания учителя Играют в игру «угадай слово!», называют все твердые и мягкие звуки в угаданном слове. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
8 | Зачем шипят шипящие | Уточнение знания детей о шипящих согласных, познакомить с понятием «пантомима», развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. | |||||
9 | Поговорим о предложении | Познакомятся с разновидностями предложения по цели высказывания, формирование умения различать данные предложения, приводить примеры. | |||||
10 | Знакомимся с анаграммами | Знакомятся с понятием «анаграмма», формирование умения разгадывать анаграммы | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают анаграммы. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
11 | Что такое текст? | Уточнение знаний о тексте, формирование умения составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. | |||||
12 | Что мы пишем с большой буквы? Игротека. | Обобщение имеющихся знаний о правилах написания заглавной буквы, закрепление умения писать с заглавной буквы имена собственные. | |||||
13 | Слова-приятели. | Знакомство с понятием «синонимы», формирование умения подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары, расширение словарного запаса. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, подбирают синонимы к данным словам, находят среди слов синонимичные пары. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял | ||||
14 | Слова-неприятели. | Знакомство с понятием «антоним», формирование умения подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары, расширение словарного запаса. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, подбирают антонимы к данным словам, находят среди слов антонимичные пары. Подводят итог занятия | ||||
15 | Что за зверь такой- фразеологизм? | Знакомство с некоторыми фразеологизмами и их значением, формирование умения подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, Объясняют значение некоторых фразеологизмов, устно подбирают фразеологизмы к ситуации, определяют неверное употребление фразеологизма. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
16 | Учимся различать слова разных частей речи. | Формирование умения называть имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | |||||
17 | Что узнали, чему научились. Игротека | Знакомство с понятием «омонимы»,формирование умения различать синонимы, антонимы и омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения |
Лист корректировки учебной программы
2021 - 2022 учебный год
№ урока | Дата | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"
Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе. ...
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"
Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"
Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...