Исследовательская работа "Откуда берётся мёд?"
творческая работа учащихся (3 класс)
Цель работы: узнать об условиях жизни пчёл и использовании продуктов их жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myod.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Исследовательская работа
«Откуда берётся мёд?»
Подготовила: Кондратьева Любовь,
ученица 3 «Б» класса
Руководитель: Мартынова О.В.,
учитель начальных классов
Шумячи
2019
Мой дедушка много лет занимается пчеловодством, поэтому мёд – «частый гость» на нашей кухне. Будучи ещё совсем маленькой, я знала, что мёд нам «дают» пчёлы. Повзрослев, я задумалась над вопросами : «Что значит дают мёд? А где же они сами его берут? Почему так много говорят о пользе мёда?» Чтобы ответить на свои вопросы, решила провести исследовательскую работу.
Цель работы: узнать об условиях жизни пчёл и использовании продуктов их жизнедеятельности.
Задачи:
-Найти и проанализировать информацию о строении и жизни пчел.
- Узнать почему ее называют труженицей?
-Есть ли у нее инструменты для добычи мёда?
- Как организована жизнь в пчелиной семье?
-Чему может научить пчела человека?
- Как человек выразил благодарность пчеле за ее труд?
-Узнать: бывает ли «плохой мед» и трудно ли быть пчеловодом.
Актуальность – пчелы самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.
Объект исследования – пчелы;
Предмет исследования – особенности жизни пчел;
Гипотеза – для одних пчела жалящее насекомое, а для других – великая труженица, приносящая неоценимую пользу людям.
Немного истории
Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50 тыс. лет раньше человека. Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мед Божьим даром. О том, что пчелиные гнёзда ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.. Воск приравнивали к золоту.
Пчелиная семья
Медоносные пчелы – общественные насекомые. Они живут большими дружными семьями. У каждой пчелы есть свои обязанности. Матка– самая крупная пчела, которая занята только тем, что откладывает яйца. Все пчелы в гнезде – ее дети. В одном гнезде может быть только одна матка. Рабочие пчелы– это небольшие самки, которые выполняют всю работу: охраняют дом, ухаживают за маткой и личинками, кормят их, чистят гнездо, собирают в поле еду для всей семьи. Трутни – это самцы пчел. Они не могут сами есть и собирать нектар. Единственная их задача – встреча с маткой во время брачного полета. После этого они погибают. Матка после встречи с трутнем может откладывать яйца до конца своей жизни. Матка откладывает по одному яйцу в каждую ячейку. Через три дня из яйца выходит личинка. Первые три дня всех личинок кормят маточным молочком. Потом личинок рабочих пчел кормят пергой – смесью меда и пыльцы. Через пять дней пчелы закрывают ячейки восковыми крышечками. Внутри ячеек каждая личинка превращается в куколку, покрытую шёлковым коконом. В коконе развивается пчела. Через 21 день после того, как матка отложила яйцо, из куколки выходит молодая рабочая пчела.
Пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.
Ульи
Улей – это большой деревянный ящик на четырех ножках с открывающейся крышей, в котором живут пчёлы . Внутри улья есть рамки. Внутри этих деревянных рамок пчёлы строят из воска ячейки – соты. Некоторые из ячеек в сотах заняты мёдом, а в других матка откладывает яйца.
Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к лотку, пчела открывает его и предъявляет запах сторожам как пропуск.
Пчелиный рой
Новая пчелиная семья называется рой. Как она возникает? Матка откладывает яйца. Личинок, а затем и пчел становится все больше. Рабочие пчёлы строят по краям сот специальные большие ячейки. Внутри их вырастут новые матки. А старая матка с частью пчел покидает гнездо. Новый рой ищет новое место для жизни. Это может быть старое дупло, ящик, а может ловушка пчеловода, из которой он пересадит их в новый улей.
Общение насекомых
Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи танцев.
Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам. Сначала они привлекают к себе внимание, а потом начинают танцевать, и именно в танце она «рассказывает», где находится пища и как к ней добраться. Танцы пчел можно разделить на два вида: «танец по кругу» и «танец-колебание». Если пчела танцует первый танец, то это значит, что найденная полянка находится близко, а если второй – то далеко, но при этом в танце она передает точный маршрут, как добраться до поляны.
Опыление цветов
Цветы привлекают насекомых своим ароматом и яркой окраской. Пчелы прилетают к ним, ищут нектар и при этом пачкаются пыльцой. Когда они перелетают на другие цветки, то переносят на них эту пыльцу – опыляют растения. Для растений это очень важно, потому что только после опыления могут развиваться семена. Если не будет пчел, у цветов не будет семян, и они не вырастут в следующем году. Пчелам необходимы цветы, а цветам необходимы пчелы.
Хлопоты пчеловода
Мой дедушка говорит, что за пчелами нужен особый уход. Нужно обрабатывать ульи в определенное время. Постоянно осматривать пчелиные семьи. В период роения необходимо постоянно находиться на пасеке.
Зимой пчелы находятся в подполе. Весной дедушка расчищает снег на пасеке, в саду для того, чтобы выставить пчелиные улья. Выставив их, он хорошо моет их внутри, затем обдает кипятком, обрабатывает горелкой, чтобы уничтожить все микробы. Затем пересаживает пчелиные семьи в обработанные ульи.
В начале июня у пчел начинается процесс роения. Вылетевший рой дедушка собирает в роевник (специальный ящик) и ставит в темное место. Через сутки дедушка отпускает рой в новый улей.
После процесса роения у пчел начинается медосбор. Мой дедушка ставит в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, дедушка снимает магазины и откачивает мед. Кроме меда от пчел получают воск, пергу, прополис, маточное молочко, пчелиный яд.
Продукты пчеловодства
Я решила узнать, что знают мои одноклассники о мёде. Для этого я провела социологическое исследование: попросил их ответить на несколько вопросов анкеты, а потом проанализировала ответы.
- Любите ли вы мёд?
- Знаете ли вы, чем полезен мёд?
- Знаете ли вы, откуда берётся мёд?
4. В каких целях вы его используете?
Из 19 человек , принявших участие в анкетировании, 12 любят мёд, 4 не любят,3 не очень дюбят. О пользе мёда не знают 6 человек, знают, что полезен, но не знают чем - 6 человек, 7 человек могут объяснить чем полезен мёд .На вопрос откуда берется мёд было два варианта ответов:1 -. из ульев ,2.- из пыльцы.В лечебных целях мёд используют 5 человек, добавляют постоянно в чай 4 человека, просто едят мёд 7 человек и 2 человека его не используют.
Мёд и другие продукты пчеловодства являются уникальными продуктами, которые используются как ароматное лакомство, а также в качестве источника здоровья, жизненных сил и долголетия.
Расскажу вкратце о пользе мёда и продуктах пчеловодства.
Мед
Нектар – это сладкая сахаристая жидкость, которую выделяют разные части цветков. Он скапливается там в специальных углублениях. Пчелы сосут нектар и собирают в специальный медовый зобик, в котором приносят нектар в гнездо. В гнезде они пережевывают его около 30 минут, добавляя в него некоторые вещества, меняющие его состав.Затем они переносят эту жидкость в открытые ячейки. В теплом гнезде нектар густеет и превращается в мед. Через несколько дней пчелы закрывают ячейки с медом восковыми крышечками. Мед - это запас пищи, который пчелы собирают для себя, а вовсе не для человека. Вкус и цвет меда зависит от цветов, на которых пчелы собирали нектар.
В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза.
Прополис
Прополис - смолистое вещество от коричневого до тёмно-зелёного цвета, вырабатываемое пчелами для замазывания щелей. Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу.
Воск
Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным действием.
Маточное молочко
Маточное молочко – это пища для личинки пчелиной матки, которая закладывается в отдельную ячейку из воска.
Маточное молочко содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины.
Лечебное действие:
- повышает аппетит, вес;
- стимулирует рост волос;
- улучшает память и зрение;
- повышает иммунитет.
Вывод:
Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности. Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.
Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.
Литература:
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. - М.: Мысль, 1993
2. Насекомые. Полная энциклопедия. Пер. с англ. М. Авдониной. - М.:Эксмо, 2009.
3. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части Росссии. - М.: Топикал, 1994.
4. М. Керченко. Жизнь золотого роя. - Курган: Зауралье, 1994.
5. Рублев С. Атлас животных. - М.:ИД Владис, 2009.
6.Пословицы о пчеле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Откуда берётся шоколад"
Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение. Постараться вместе с детьми ответить на вопрос: Полезен или вреден шоколад? Через проект...
урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"
Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...
Урок по теме "Откуда берётся и куда девается мусор?" по программе "Школа России"
Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться. Овладение умением у...
ОТКУДА ЭТО БЕРЁТСЯ?
Откуда берутся привычки наших детей?...
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...
Презентация к уроку окружаещего мира 1 класс "Откуда берётся мусор"
Презентация к уроку "Откуда берётся мусор". 1 класс, полностью соответствует материалу учебника "Окружающий мир" А. Плешакова.Цели: •узнать об источниках бытового мусора и способах ...
Исследовательский проект "Откуда берётся дождь?"
Объект исследования: природное явление - дождь.Методы исследования: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, элементарно – поисковая деятельность, Интернет-ресурсы.Тип проекта: научный, с...