Исследовательская работа "Игры прошлого и настоящего"
проект (2 класс)

Першина Елена Вячеславовна

Данная работа выполнена совместно с учащимся 2 класса Резником Игорем. 

Цель работы: сравнить игры поколений: детей и их родителей.

Задачи::

1. Познакомиться с литературой по теме и узнать, что такое игра и какие детские виды игр существуют;

2. Выяснить какое значение и пользу несут в себе разные игры;

3. Проанализировать игры современных детей

4. Провести анкетирование среди взрослых и детей, чтобы выяснить список игр, которые они предпочитают в свободное время.

5. Составить буклет с подвижными играми для проведения весёлых перемен в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_reznika_igorya_na_erudit_1_1.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Сосногорска

Игры прошлого и настоящего

Работу выполнил:        

  Резник Игорь Владимирович,

ученик 2”A”класса

МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

                                       Научный руководитель:

Першина Елена Вячеславовна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                                         МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

Сосногорск, 2021 г

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Основная часть

  1. Что такое игра? ……………………....................................................4

  1.  Классификация детских игр для школьных помещений……….....4

  1.  Значение и польза игр для развития ребёнка……………………. ..5

  1.  Современные игры моих одноклассников…………………………7

ГЛАВА 2.   Результаты исследования.

  1. Анкетирование детей и родителей………………………………….8.

  1.  Веселая перемена……………………………………………………9

Выводы ………………………………………………………………………………….10

Список используемой литературы …………………………………………………….11

Приложение ……………………………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Игра – обязательный вид деятельности для любого человека. Учащиеся младшего школьного возраста в современном мире очень привязаны к планшетам и телефонам. Свободного времени мало, помимо школы ребята посещают различные кружки и секции. Нужно не забывать ещё оставить время на выполнение домашних заданий. На своём примере могу сказать, что помимо школы занимаюсь в секции футбола и свободного времени у меня не мало.

Когда взрослые дома, то мы всей семьёй можем поиграть в настольные игры. Это очень интересно и увлекательно. Никогда не замечал сколько времени дети могут проводить в планшете. Почему родители часто ограничивают нас во времени его использования?

 Мне стало интересно, а как же проводили своё свободное время наши родители и с этого вопроса и началась моя работа.

Цель моей работы: сравнить игры поколений:  детей и их родителей.

Задачи::

  1. Познакомиться с литературой по теме и узнать, что такое игра и какие детские виды игр существуют;
  2. Выяснить какое значение и пользу несут в себе разные игры;
  3. Проанализировать игры современных детей
  4. Провести анкетирование среди взрослых и детей, чтобы выяснить список игр, которые они предпочитают в свободное время.
  5. Составить буклет с подвижными играми для проведения весёлых перемен в начальной школе.

Методы:

  • поисковый (сбор информации);
  • анкетирование.
  • Интервью
  • Анализирование
  • Сравнение

Объект работы: учащиеся 2 класса и их родители (60 человек)

Работа проводилась в течении одного года.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ЧТО ТАКОЕ ИГРА?

Наиболее подробное определение понятию “игра” дает В. И. Даль в своём толковом словаре. “Игра - то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие”.

В Большой энциклопедии С. Южакова понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы.[ 2 ]

Из источников в интернете: игра – это вид осмысленной, непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе.[4]

Везде игру характеризуют как “забаву” или как непродуктивную деятельность, но игра не всегда имеет развлекательный характер, она имеет и свою воспитательную и обучающую пользу. Прежде чем рассмотреть пользу игр, рассмотрим их классификацию.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ   ДЕТСКИХ   ИГР  ДЛЯ  ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Игры сюжетно-ролевые

Цель игры: изучение различных социальных ролей человека.

Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. 

Познавательные игры

Основной момент – соревнование (чаще всего командное). Эти игры формируют потребность в расширении кругозора, развивают творческое мышление. К ним относятся почти все познавательные игры-конкурсы, проводимые в процессе отдыха ребят в пионерском лагере («Турнир эрудитов», «Что? Где? Когда?», КВН, викторины, конкурсы знатоков, актеров и т. п.) Эти игры эмоциональны, коллективны по своей сути, учат слушать других, умению корректно высказывать свои суждения, переживать за других членов команды. Они требуют предварительной подготовки, как взрослых, так и детей.

Подвижные игры

Важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных действий, направленных на достижение условной цели оговоренной в правилах. У малышей подвижные игры чаще всего бывают связаны с сюжетом и ролью («Вы будете тройкой, а я – кучер», или «Кошки-мышки»), с использованием предметов (мяч, скакалка, резиночка), Характерная черта игр детей начиная с 6 лет – появление четких правил, умение подчиняться им. Многие игры сопровождаются музыкой, хороводом. Основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательных, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Дидактические игры

Разновидность игр по правилам, которые специально создаются педагогикой, в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формулируется в стиле дидактической задачи, однако, для детей эта задача не выступает открыто, а через игровые действия, игровую задачу и правила. Увлечение игрой мобилизирует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы: Предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы); Настольно-печатные: игры основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезные картинки), а так же иные игры развивающие логическое мышление.

Словесные игры включают в себя большинство народных игр («Краски», «Черное и белое»); сюда относятся многие игры-упражнения, воображаемые игры-путешествия, игры-предположения («Что было бы если бы?») и др. Иногда дидактические игры рассматриваются слишком узко – лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Однако это совсем не так. Некоторые дидактические игры несут в себе воображаемую, мнимую, игровую ситуацию, имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Например, для развития умения вести диалог у младших школьников используется игра «Узнай по голосу», для распознания животных, «Из какой я сказки», для запоминания героев. Особенно часто познавательная активность стимулируется соревнованием, прятаньем и поиском предметов. Таким образом, на базе игровых интересов формируются интересы познавательные, художественные, культура общения.

Досуговые игры

Игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные.

1.3 ЗНАЧЕНИЕ И ПОЛЬЗА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Игра является привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью для дошкольника, она служит естественным средством самовыражения.

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.[4] Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности.[5] А.С. Макаренко указывал, что игра имеет тоже значение для дошкольника, какое у взрослого имеет работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. .[6] Я. А. Коменский подчеркивал, что игра — это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка.[1]

Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Игра является основой для формирования познаний о взаимоотношениях между людьми. Кроме того, игра учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. В ходе игры дети могут научиться доверять друг другу, предвидеть стратегию ролевого поведения, контролировать свои действия, свои желания, свои чувства; преодолевать стремление доминировать, они начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Игра является способом профилактики посттравматического стрессового расстройства, что особенно актуально для детей, переживших военные действия. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями. Играя, дети ощущают необходимую безопасность для выражения и исследования таящихся внутри чувств. Естественная реакция детей состоит в разыгрывании или обыгрывании травматического опыта, в неосознанном усилии проникнуть в его суть, преодолеть травму, ассимилировать то, что произошло, обрести чувство контроля над ситуацией. Главное, что ребенок получает в игре, — возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. В игре лучше всего создается безопасная обстановка.

Игра влияет на развитие всех познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе и правила поведения в нем. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.

Значимости использования игры в обучении детей младшего школьного возраста заключается в том, что у них с приходом в школу кардинально меняется жизненная позиция, происходит изменение ведущей деятельности. Однако игра не уходит из жизни младших школьников, она помогает им расслабиться после учебного дня, адаптироваться в новых условиях, выстроить взаимоотношения со сверстниками. Именно поэтому включение игры, игровых действия и элементов в учебный процесс способствует лучшему усвоению учебного материала, делает урок не скучной и монотонной повинностью, а интересным и познавательным времяпровождением.

Урок – это основная форма организации учебного процесса в школе.

Игра или игровой прием во время урока способствует формированию стойкого интереса к получению знаний, снимает у детей напряжение и помогает «легко» войти в новый коллектив. Кроме того, игра способствует общему развитию, так как, играя, дети могут получить некоторые практические навыки, обогатить собственный внутренний мир.

Таким образом, роль игры в обучении детей младшего школьного возраста очень велика, так как во время игровой деятельности осуществляется умственное, эстетическое, физическое и нравственное воспитание.

Соблюдая правила игры, младшие школьники учатся контролировать и сдерживать свои эмоции и поведение. В результате чего формируются такие личностные качества как дисциплинированность, умение действовать в коллективе и по плану, приходить друг другу на помощь.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ

Проанализировав анкеты детей и их родителей выяснилось, что  из подвижных игр мои друзья и одноклассники, кроме «пряток» и «салок» затруднились ещё что-то назвать. Зато популярными компьютерными играми у всех являются: Counter-Strike, Minecraft, BravlStars, AmongUs, Standoff 2, GeometryDash. Каждая из этих игр является командной, познавательной, досуговой, но неподвижной. Цель каждой игры – достичь победы, работая всем вместе. Но при этом участники могут и не знать друг друга. Они находятся по разные стороны экрана. Некоторые из этих игр, направлены на развитие воображения. Большая проблема данных игр заключается в том, что дети общаются в виртуальной реальности, но при встрече в реальном мире не могут найти общих тем для разговора и даже не узнают друг друга.

ГЛАВА 2.   РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1  АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Наши родители тоже когда-то были детьми. Мне стало интересно в какие игры они играли. Для сбора информации я воспользовался методом интервьюирования. Результаты данного интервью представлены в приложении. Так же мы разработали вопросы для анкеты для разных возрастных групп. Вот какие результаты у нас получились.

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (РЕЗУЛЬТАТЫ)

(период проведения 1.10-2.10, участников - 30 человек)

1.Какие подвижные игры та знаешь?

Каждый из ребят назвал по 2-3 игры.

Самые популярные: “Царь горы”, “Салки”, “Прятки”

2.Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?

КОМПЬЮТЕРНЫЕ - 15\30 (50%)

НАСТОЛЬНЫЕ - 8\30

(27%)

ПОДВИЖНЫЕ - 7\30

(23%)

3.Если у вас появится свободное время, вы сядете играть за компьютер или займетесь иным делом?

КОМПЬЮТЕР - 13\30

(43%)

ЗАЙМУСЬ ИНЫМ ДЕЛОМ - 17\30

(57%)

4.Готовы ли вы отказаться от компьютерных игр?

ДА - 7\30

(23%)

НЕТ - 23\30

(77%)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (РЕЗУЛЬТАТЫ)

(период проведения - 1.10-2.10, участников - 30 человек)

1.Играли ли вы в детстве в какие-нибудь игры?

Да, играли - 30\30

(100%)

2.Напишите, в какие игры вы играли.

“Лапта”, “Казаки-разбойники”, “Вышибалы”, “Классики”, “Кондалы”

Самые популярные:

1.”Лапта”

  1. ”Прятки”
  2. “Вышибалы”

3.Правила какой игры вы помните и сможете научить меня:

Правила игр помнят все 30\30

(100%)

4.Считаете ли вы необходимым играть со своим сыном\дочерью?

Считают необходимым 30\30

(100%)

На вопрос: «Как долго вы играете в компьютерные игры?»

В результате можно сказать, что в современном мире компьютерные игры занимают очень много времени не только у детей(50%), но и у взрослых(30%). Дети наблюдают за родителями, которые вместо игры с ребёнком предпочитают игры в телефонах. Современные дети не умеют общаться друг с другом , им не хватает опыта общения и примера со стороны.

Поэтому результатом нашей работы – выпуск буклета, который содержит в себе игры для весёлой перемены. Этот буклет могут использовать родители и учителя для проведения продуктивного отдыха, а также для сплочения семьи и  классного коллектива.

2.2. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНА

По желанию учеников в буклет собрали подвижные игры.

  1. Светофор - учитель стоит с кругами по цветам светофора, дети - в кругу. Учитель произносит команды: “Пошли! Остановились! Приготовились!”, поднимая соответствующие цвета светофора, дети выполняют команды. Кто ошибся - выходит из круга.
  2. 3,13,20 - участники присваивают действие каждому числу, например, три - поднять руки вверх, тринадцать - руки положить на пояс, тридцать - спрятать руки за спину. Нужно быстро называть числа и успевать производить соответствующие действия.
  3. Что нарисовали? - на бумаге первый рисует голову, загибает лист, чтоб было видно шею и передаёт далее. Следующий рисует туловище, загибает лист и так, пока не будет дорисован человек или животное.
  4. Испорченный телефон - дети в шеренге. Первый ребёнок загадывает слово и быстро шёпотом сообщает второму, тот третьему и так по цепочке. Последний участникдолжен это слово громко произнести вслух. Часто испорченные слова получаются смешными.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

        

Проанализировав литературу, мы выяснили, что игра занимает важное место в жизни ребёнка и благодаря ей он много учится самостоятельно.

Рассмотрели классификацию игр и выяснили, что основную роль в жизни современных игр занимают именно досуговые (компьютерные) игры, вытеснив подвижные игры.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра для педагога – способ сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность. Игра важное средство воспитания ребенка. Игра для родителей – это забава, отдых. Если дети устали от занятий и им нужно разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником. Знание игр необходимо каждому ребенку, чтобы стать всесторонне развитым, воспитанным, честным, добрым, трудолюбивым.

Но сейчас подвижные игры вытесняют компьютерные игры. Если в перемену ребёнок не двигался, а сидел в телефоне играл, то он не сделал две главные задачи перемены: не был физически активен, не дал отдохнуть органам чувств (глазам), не получил полноценного отдыха.

К началу урока ребёнок уставший может психовать, капризничать и в результате весь урок не работать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах, Оса: Росстани, 1992
  2. Большая энциклопедия под ред. С.Н. Южакова. СПб: Типо-литография. Книгоиздат. Т-ва «Просвещение», 1900-1909.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  4. Интернет - ресурсы:

https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-igra-kak-sredstvo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-3414805.html

https://infourok.ru/veselie-igri-dlya-bezopasnih-shkolnih-peremen-3279681.html

  1. Макаренко А. С.  О воспитании детей. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

  1. С.И.Ожегов «Словарь русского языка», Москва, Издательство иностранных и национальных словарей, 1960
  2. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993

ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты интервью:

Опрос я начал со своей бабушки Куракиной Людмилы Павловны. Она вспомнила что её любимая игра была “салки”. Весёлая народная подвижная игра для детей.Выбирается водящий - он должен догонять игроков и “салить”. Осаленный становится “водой” и должен догонять остальных участников.

Когда я спросил о играх у дедушки Резника Виктора Григорьевича он вспомнил о игре “казаки-разбойники”. Дети делятся на две команды - казаков и разбойников. У казаков имеется своё укрытие, в котором сидит сторож - он будет в течении всей игры охранять пойманных разбойников. Казаки сначала дают возможность разбойникам разбежаться и спрятаться. При этом команда должна оставлять за собой “улики” - на земле рисуя стрелки, оставляются записки и т.п. подсказки. Но следы могут нести ложную информацию. Спустя 10-20 минут казаки выходят из укрытия и начинают искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут найдены и отведены под охрану сторожу. Затем разбойники с казаками меняются ролями.

А вот моя мама рассказывает что ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчёнок, а изредка и мальчишек, как резиночка. Прыгали день напролёт в любом удобном и не очень месте. Конечно, большой проблемой в их время было достать эту самую заветную резиночку.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель работы: воспитание патриотических чувств у учащихся начальной школы; любви к своей малой Родине; уважение к прошлому своего края....

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель: воспитание патриотизма,  привитие любви к К своей малой Родина, уважение к истории своего народа....

Исследовательская работа "Открытки. Прошлое и настоящее"

Исследовательская работа об истории возникновении открыток....

Прошлое и настоящее вышивки крестом. исследовательская работа

Введение……………………………………………………………&helli...

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...