Педагогическая находка
опыты и эксперименты (4 класс)

Моя педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.nahodka.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка.

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».

                                                                А.В.Луначарский

  В начале своей педагогической работы, я, хотя и старалась выполнять все методические рекомендации по формам ведения урока, его структуре и содержанию, чувствовала, тем не менее, потребность в использовании еще какого-то способа улучшения у детей настроения, а значит усиления познавательной активности и мотивации к учебе. Постепенно для решения этой проблемы я стала применять игровые моменты на уроке: сначала в виде небольших игровых пауз, затем – конкурсов и викторин. И, увидев положительные результаты, заинтересовалась вопросами игровой деятельности в процессе обучения и воспитания. Сейчас я могу сказать, что использование игровых методов работы стало моей методической находкой.

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной деятельности, а так же навыков сотрудничества и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Игровые формы учебной деятельности, на мой взгляд, способствуют формированию этих качеств, как ни какие другие.

На основе изученной литературы и собственного опыта, я могу определить психологическую основу, назначение и методику организации игровой деятельности на уроке и во внеурочное время, сказать о плюсах и минусах использования игры в процессе обучения и воспитания в школе.

Как известно, с развитием цивилизации происходило удлинение периода взросления человека. И если, на начальных стадиях развития общества, игры не существовало, и дети рано включались в жизнь взрослых, то впоследствии, чем выше становились требования к члену общества, тем значительнее становилась роль игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра на уроке - это самостоятельная деятельность, которая вместе с тем учит общению, умению объединять усилия для достижения поставленной цели, дает общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии, он узнает что-то новое, расширяет свой кругозор. Поэтому игровая деятельность является актуальной проблемой процесса и обучения, и воспитания.

         Основой дидактической игры является инновационное содержание, оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность их использования  на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык?

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Элементы занимательности применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и, конечно же,  игры: «кто больше», «слово рассыпалось», «подберите пару», «аукцион», «слоговое лото».

       Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе.

        В последнее время в методической литературе чрезвычайно много внимания уделяется  моделированию уроков инновационного типа. Урок, заявленный как урок – игра, презентация, урок – фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный, прежде всего, с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают  акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. В моей практике насчитываются  такие виды нетрадиционных уроков, как урок-суд, урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-диспут и т.д.

К нестандартным заданиям можно отнести: предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен  в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

         Таким образом, используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что познавательная и творческая активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы – успехи в конкурсах и олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Выступление победителя ПНП "Образование - 2011" на предметной секции учителей начальных классов...

Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...

Педагогическая находка - мероприятие с детьми на тему: "Театрализация сказки "Теремок" на экологический лад"

 Конспект занятий в детском саду  Мероприятие призвано познакомить с произведением С.Я. Маршака «Теремок», учить выражать свое отношение к окружающей природе через те...

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Педагогическая находка

Опыт работы театра обряд народа ханты "Турам Тут"...