«Нестандартные формы работы на уроке, как средство эффективности обучения детей с ОВЗ».
статья

Чумакова Марина Александровна

В статье приводятся примеры форм работы с детьми с ОВЗ, способствующие более осознанному и глубокому усвоению учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ».

       Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Главной особенностью для детей с ОВЗ является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире.

Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: обучающиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства». Развитие познавательной деятельности ребёнка рассматривается специалистами как одна из сторон его общего психического развития. У школьников развитие познавательных процессов играет центральную роль, поскольку от их особенностей зависит успешность учебной деятельности.

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся обучающимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития.В них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физ.минутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.

Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.
Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении изучения какого-либо раздела окружающего мира, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.

Нестандартные уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей детей, позволяют повышать их познавательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности. Проведение нестандартных уроков позволяет повысить эффективность обучения, вызывает познавательный интерес к обучению, решает развивающие и воспитывающие задачи. На таких уроках обучающиеся могут оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, свою самостоятельность, и совсем другое психологическое состояние. Именно на таких уроках удается создать атмосферу сотрудничества, создать оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями, сделать их активными участниками урока. Анализ педагогической литературы позволяет выделить более двадцати типов нестандартных уроков. Это различные уроки: урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия и др.

В начальной школе активно используются уроки – путешествия, как уроки обобщения. Эти уроки красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственнее относится к изучению нужного материала.

Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра – один из главнейших способов становления личности ребенка, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности. Слова Шиллера «Человек только тогда по-настоящему человек, когда играет», – отнюдь не броский парадокс: ведь именно в игре человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.

Игру нельзя рассматривать только как развлечение, только как возможность заполнить несколько свободных минут. Каждая хорошая игра – это еще одна ступенька вверх по лестнице личностного развития (и не только ребенка, но и взрослого).

Элементы театрализации в процессе обучения.

Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.

Еще один мощный «стимулятор» урока – интонация. Дети любят произносить фразы с различной интонацией. Особенно им нравится игра, требующая умения четко выговаривать различные скороговорки, которые надо сочинить самим. Сначала ребята выбирают определенную букву, затем собирают слова, в которых она встречается, и рифмуют их. Подобное задание позволяет улучшить дикцию ученика.

Например, очень простая скороговорка «Семь слонов сломали семь стульев и семь столов». Детям предлагается произнести ее с различными эмоциями и интонацией: радостно, грустно, весело, со страхом, осуждающе, поощрительно, гневно, недоуменно, с возмущением, иронично, жалуясь, ябедничая, по секрету, удивляясь, восхищаясь, невозмутимо, дразня…

Иногда 10–15 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. Скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку. Запоминая правописание словарного слова, можно выстроить его из «живых» букв, а ту букву, которую нужно запомнить, выделить нарядом или действием, вызывающим ассоциации.

Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. Для начала необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно сил и времени на подготовку нестандартного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении темы.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.Урок может быть ошеломляюще нестандартным и вполне традиционным, азартно - увлекательным и размеренно – спокойным. Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...

презентация к методическому семинару по теме "«Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

Данная презентация отражает опыт работы по данной теме. Материал был представлен на "Учитель года 2015"....

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...

Мастер-класс по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»

Мастер-класспо теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»...

Мастер-класс По теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»

Мастер-класс   По теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время»...