Программа по внеурочной деятельности курса "Проектная и исследовательская деятельность"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности курса "Проектная и исследовательская деятельность" для 1- 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneuroch._proektnaya_i_issledovat._deyat.docx | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 1 имени А.С. Пушкина г. Томска
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Курс «Проектная и исследовательская деятельность»
для 1-4 классов
Программу составила:
Зенкина Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), курс «Проектная и исследовательская деятельность» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде
всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи
им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Актуальность проектной деятельности
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
На изучение курса по внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность» отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе , 34 занятия во 2-4-х классах
Общая характеристика учебного курса
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Проектная и исследовательская деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися начальной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками минипроекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа кружка «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации проектов в классе, на школьной и городской, областной конференции ученических исследовательских и проектных работ. Срок реализации программы: 2016-2020 г. (1-4 классы).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Название целевой установки | Содержание целевой установки |
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества | - формирование способности к сотрудничеству и коммуникации; - овладение умением выбирать адекватные стоящей жизненной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости; - получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений жизненных задач, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. |
Развитие умения учиться | - повышение мотивации и эффективности учебной деятельности; - формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности; - овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости; - получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения; - освоение умения оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; - приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. |
Развитие ценностно-смысловой сферы личности | - приобретение потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; - получение основ критического отношения к знанию, жизненному опыту, основ ценностных суждений и оценок; - уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; - приобретение основ понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. |
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности | - воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности; - формирование способности к самостоятельному пополнению знаний; - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей; - формирование готовности к выбору направления профильного образования. |
Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; •учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Обучающиеся должны научиться:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Общеучебные организационные умения.
- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
- Общеучебные умения поиска сведений.
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
- Творческие общеучебные умения.
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- Менеджерские умения и навыки.
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности.
- Коммуникативные умения.
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.,
- Презентационные умения и навыки.
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Применение полученных знаний.
- Деятельностная компетентность.
- Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
- Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения
Привлечение родителей
- Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
- Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
- Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Содержание программы
Программа состоит из трёх разделов:
- Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества (формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?
- Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.)
- Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.)
На изучение курса по внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность» отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе , 34 занятия во 2-4-х классах.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
- Выбор темы.
- Сбор сведений.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентации.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками). Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов - энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» - те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.
Реализация проектов.
- Работа в малых группах
Поделки, коллажи, макеты и т.д. Индивидуальная деятельность. Получаемый продукт - результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт
- Коллективная деятельность
Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д. Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами. Каждый ребенок имеет право:
- не участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать свой, новый проект.
- Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Кто я? Моя семья | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 |
5 | Проблема. | 1 |
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
7 | Гипотеза. Предположение | 1 |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задача проекта | 1 |
11 | Выбор нужной информации | 1 |
12 | Выбор нужной информации | 1 |
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 |
14 | Продукт проекта | 1 |
15 | Виды продукта. Макет | 1 |
16 | Визитка | 1 |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
19 | Мини-сообщение. | 1 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 |
33 | Ярмарка достижений | 1 |
Всего | 33 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 |
21 | Программа МРР | 1 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
Всего | 34 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечение. Этапы работы над проектом. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение (гипотеза). Решение задач. | 1 |
4 | Требование к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия. | 2 |
5 | ||
6 | Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | 2 |
7 | ||
8 | Постер. Требование к созданию постера. Условия размещения материала на постере. | 1 |
9 | Практические занятия. Создание мини-постера. | 2 |
10 | ||
11 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | 3 |
12 | ||
13 | ||
14 | Программа МРР. Анимация. Настройка анимации. | 3 |
15 | ||
16 | ||
17 | Программа МРР. Дизайн. | 3 |
18 | ||
19 | ||
20 | Фотография на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | 2 |
21 | ||
22 | Требования к компьютерной презентации. | 2 |
23 | ||
24 | Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. | 2 |
25 | ||
26 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 3 |
27 | ||
28 | ||
29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 2 |
30 | ||
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам. | 1 |
34 | Страница благодарности группе поддержки.. | 1 |
Всего | 34 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1, 2 | Наблюдение и экспериментирование | 2 |
3, 4 | Методы исследования | 2 |
5, 6 | Наблюдение и наблюдательность | 2 |
7 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 |
8 | Интуиция и создание гипотез | 1 |
9, 10 | Правильное мышление и логика | 2 |
11, 12 | Искусство делать сообщения | 2 |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | 1 |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 |
16, 17, 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 |
19, 20 | Коллективная игра-расследование | 2 |
21 -27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 7 |
28 | Семинар | 1 |
29, 30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 |
31, 32 | Подготовка собственных работ к защите | 2 |
33, 34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 2 |
Всего | 34 |
Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Для учителя:
1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаём/
2. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
3. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
4. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
5. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
6. А. И. Зиновьева «Проектная деятельность в начальной школе» Тека: /СавенковА.И. – Самара: Учебная литература, 2008 г, 119 с
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.
Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,
проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1) Интерактивный комплект.
2) Документ-камера.
3) Компьютер.
4) МФУ.
5) Выход в локальную сеть и Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»
«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...
Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности
Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности...
Рабочая программа клуба «Эколёнок» по познавательно-исследовательской деятельности
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания....