Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности
методическая разработка на тему
Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 102.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа № 8»)
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МАОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
на 2015-2020 гг.
Утверждена
педагогическим советом
Протокол № 7
От 29.05.2015 г.
г. Когалым
2015г
СОДЕРЖАНИЕ
| 3-5 |
| 5-6 |
| 6 |
| 7 |
| 7-12 |
| 12 |
| 12 |
| 13-18 |
| 13-15 |
| 16-17 |
| 17-18 |
| 18 |
| 19-21 |
| 21-22 |
| 22 |
- Паспорт программы развития проектной и исследовательской
деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Наименование программы | Программа развития проектной и исследовательской деятельности у обучающихся МАОУ «Средняя школа №8» |
Назначение программы | Программа развития проектной и исследовательской деятельности у обучающихся является нормативным документом, определяющим цели и задачи проектной и исследовательской деятельности в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов», направлена на развитие образовательной среды в рамках реализации ФГОС, обеспечивающей поддержку самоопределения, самореализации личности, развития ее творческого потенциала, креативной и ценностной сферы. |
Основание программы |
|
Основной разработчик программы | Эскаева С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Грунина С.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Основная цель программы | Включение обучающихся в систематическую учебно-исследовательскую деятельность, как составляющую общекультурной и методологической компетентности. Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения с учетом принципов партнерства, целостности, саморазвития. |
Задачи программы |
исследовательские умения и навыки в рамках реализации ФГОС;
|
Сроки реализации программы | 2015 - 2020 г.г. |
Этапы реализации программы | I этап (2015-2016гг.) – Осмысление педагогическим коллективом теоретико-методологических основ проблемы, корректировка основополагающих документов, регламентирующих совершенствование работы с детьми. Проектирование нового качественного состояния работы с обучающимися средствами проектирования и исследования. II этап (2016-2018гг.) – Апробирование индивидуальных образовательных проектов в школе. Обеспечение работы с учащимися средствами проектирования и исследования в рамках. III этап (2019-2020гг.) - Анализ и обобщение полученных результатов, выделение проблем, фиксация созданных прецедентов. Постановка задач на новый период развития. |
Исполнители программы |
|
Внесения коррективов в программу и их обоснование | Отсутствие положительной динамики в достижении основных целей программы. Результаты внешней и внутренней экспертизы (мониторинга). |
Контроль исполнения программы | Управление и контроль реализации программы осуществляет:
|
Ожидаемые результаты реализации программы | Главным результатом реализации программы должно стать дальнейшее создание условий для развития универсальных умений и навыков учащихся, развитие творческих способностей личности, выявление одаренных детей на основе совершенствования системы работы по развитию проектной и исследовательской деятельности, апробации различных форм реализации этой образовательной технологии, разработки методических и управленческих материалов, а также - достижение качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся; - расширения возможностей для проектной и исследовательской работы учащихся; - привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы. |
- Пояснительная записка
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Таким образом, целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Для формирования системы УУД особую актуальность приобретают проектная и исследовательская деятельность, основанные на идеях компетентностного подхода. Смысл этой концепции заключается в том, что содержание образования формируется на основе выделения компетентностей, которые признаются значимыми за пределами системы образования. Исследование и проектирование разворачиваются вокруг ситуаций, которые являются для обучающегося проблемными. Решая эти ситуации, ученик использует приобретенные ранее знания и умения, получает из различных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает личный практический опыт, то есть овладевает некоторым уровнем компетенции в разрешении проблемы, приближенной к жизненной. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
ФГОС предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС под предметными результатами понимается «уcвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Программа организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная и исследовательская деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся школы.
- Цели и задачи программы
ЦЕЛИ:
- Включение обучающихся в систематическую учебно-исследовательскую деятельность, как составляющую общекультурной и методологической компетентности.
- Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения с учетом принципов партнерства, целостности, саморазвития.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- сформировать у школьников интеллектуальные способности и исследовательские умения и навыки в рамках реализации ФГО;
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- развивать организационно-коммуникационные навыки, познавательные способности и творческое воображение;
- пропагандировать достижения науки, техники, литературы, искусства;
- повысить квалификацию педагогических работников по вопросам организации исследовательской деятельности;
- создать условия для овладения обучающимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с алгоритмом работы над проектом;
- создать условия для приобретения обучающимися социальной практики за пределами школы;
- создать условия для ситуации успеха каждого ребенка.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2015 - 2020 г.г.
- Механизм реализации программы
Основной метод реализации программы - проектирование и организация, выявление и «выращивание» образовательной практики, направленной на работу с обучающимися.
Главным механизмом реализации программы является вовлечение участников программы в систему учрежденческих проектов, направленных на создание культурной среды, в которой происходит развитие и распространение проектной и исследовательской деятельности.
Участие в реализации программы специалистов различных областей, как педагогических, так и научных и культурных, позволит обеспечить формирование новой профессиональности - педагога-руководителя (супервайзера) детских проектных и исследовательских форм деятельности.
Программа является открытой и может дополняться различными модулями в случае необходимости.
- Концептуальная основа программы
В рамках реализации ФГОС второго поколения методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего и основного образования. Современные развивающие образовательные программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов учебной и внеурочной деятельности.
Программа должна обеспечить:
- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и совершенствованию;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, национальные образовательные программы, научные общества, научно - практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы);
- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.
На современном этапе развития заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, при котором повышение образованности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
В рамках реализации ФГОС в школе учащемуся должны привить две группы новых умений: во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, формирование у учащихся мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная и исследовательская деятельность.
«Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением ... и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения».
«Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. «Проект» как педагогическую категорию можно определить как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной ситуации, приближенной к жизненной, с целью формирования у школьника надпредметных умений, входящих в состав ключевых компетентностей».
Под проектно-исследовательской деятельностью понимается специфическая деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания продукта и его испытания.
Формы и методы проектной и исследовательской деятельности:
- общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия).
Отношение к категории времени. Исследование носит вневременной характер. Проектирование же обязательно нацелено в будущее.
Основным продуктом исследования являются знания, а основным продуктом проектирования - проект.
Для знания важен критерий истинности, для проекта - реализуемости.
Исследование и проектирование организуются по разным схемам. Превращение исследования и проектирования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает:
- включение учащихся на разных возрастных ступенях в процесс переоткрытия научных открытий, что позволяет воспроизводить и культивировать уже в школе разные формы научного труда и теоретического мышления;
- обсуждение с учащимися границ их знания и незнания, а также границ современного знания и незнания;
- обучение школьников соответствующим способностям, позволяющим работать с живым знанием (пронизанным мышлением), а не с мертвой, отчужденной информацией;
- создание соответствующих образовательных форм, в которых данные установки могут осуществляться.
Таким образом, принципиальное отличие исследования от проектирования заключается в том, что исследование не предполагает какого-либо заранее планируемого объекта и даже его модели. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектные и исследовательские методы позволяют образованию отвечать на современные общественные вызовы, являются важным технологическим обеспечением Национального проекта в области образования.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От учащегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Внедрение технологии проектной деятельности в образовательный процесс базируется на общепедагогических и дидактических принципах:
- доступности, систематичности и преемственности обучения;
- связи теории с практикой;
- учета возрастных психологических и творческих возможностей детей;
- интеграции учебной и внеучебной деятельности;
- научности, сознательности и активности усвоения знаний.
Метапредметные умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Формирование УУД в процессе проектной и исследовательской деятельности | |
Личностные УУД | Интерес к новому, стремление к самоизменению – приобретению новых знаний. |
Регулятивные УУД | Умение организовать свою деятельность; способность принимать и сохранять цели; осмысливание задачи; выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы; планирование этапов предстоящей деятельности; прогнозирование результатов действий; умение выделять трудности в работе. |
Познавательные УУД | Развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного; проведение эксперимента, наблюдение за его ходом, осмысление полученного результата. |
Коммуникативные УУД | Постановка и формулирование проблемы; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение аргументировать свое предложение; выбор различных средств наглядности при выступлении, владение монологической и диалогической формами речи; публичная презентация и защита проекта. |
5.1.Типология проектов в МАОУ «Средняя школа №8»
6. Cистема условий реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Данный раздел программы содержит описание условий и ресурсов:
- кадровых;
- материально-технических;
- информационно-методических;
- финансовых.
Система условий реализации программы развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся образовательного учреждения основывается на результатах анализа имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов.
Условия реализации проекта:
- наличие инициативной группы педагогов, постоянное обновление деятельности;
- налаженная система управления проектной деятельностью;
- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся;
- совершенствование профессионального мастерства учителя;
- регулярное диагностирование всей работы, направленной на социализацию учащихся, ее прогнозирование и корректировка;
- организация творческого поиска, постоянный анализ опыта работы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.
6.1. Кадровое обеспечение реализации программы
Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования включает:
• характеристику уровня образования, стажа работников образовательного учреждения, уровня квалификации работников образовательного учреждения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МАОУ «Средняя школа №8» укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых программой развития проектной и исследовательской деятельности учащихся. В реализации программы участвуют, заместитель директора по УВР, куратор проектной и исследовательской деятельности учащихся, классные руководители 1-11 классов, учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, руководители кружков, администрация школы.
2014-2015 | |||
Общее количество | 106 | ||
Учителя (психологи + социальный педагог) | 99 | ||
Педагоги дополнительного образования | 6 | ||
Логопед | 1 | ||
Образование педагогических работников | |||
Высшее | 96 | ||
Среднее специальное | 10 | ||
Неполное высшее | - | ||
Среднее непедагогическое образование | - | ||
Квалификация педагогов | |||
Имеют высшую кв. категорию | 24 | ||
Первую | 38 | ||
Вторую | 8 | ||
Соответствие занимаемой должности | 19 | ||
Без категории | 17 | ||
Имеют почетные звания | |||
«Отличник просвещения» | |||
«Почетный работник общего образования РФ» | |||
«Заслуженный работник образования ХМАО- Югры» | 1 |
Стратегия работы с педагогическим коллективом по реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся
Сроки | Содержание | Форма | Участники | Ответственные |
Сентябрь | Планирование организации руководства проектной, исследовательской деятельностью учащихся в текущем учебном году | Методический совет | Руководители методических объединений, администрация | Председатель методического совета Руководитель программы, заместитель директора по УВР |
Оформление заявок на участие в проектной, исследовательской деятельности | Анкетирование | Учащиеся | Заместитель директора по УВР | |
Утверждение заявок, руководителей проектных, исследовательских работ учащихся, супервайзеров персональных проектов и Дипломных работ IB | Методический совет | Руководители методических объединений, администрация, руководители проектных, исследовательских работ учащихся | Председатель методического совета | |
Планирование проектной, исследовательской деятельности | Консультация | Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ, супервайзеры | Руководители проектных, исследовательских работ | |
Октябрь-январь | Оформление информационного стенда: 1. Положение об организации проектной, исследовательской деятельности учащихся. 2. Сводная ведомость заявленных тем проектов, исследований. 3. График защиты. 4. Результаты защиты |
|
| Заместитель директора по УВР |
Работа над проектом или исследованием |
| Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ, супервайзеры | Руководители проектных, исследовательских работ, супервайзеры | |
Октябрь–ноябрь | Методика ведения проектной, исследовательской работы | Тренинг | Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ | Методисты городского ММЦ |
Ноябрь–январь | Контроль за реализацией плана проектной, исследовательской работы | Собеседование, анализ материалов проектно-исследовательской папки | Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ | Заместитель директора по УВР |
Первые результаты работы над проектами, исследовательскими работами | Круглый стол | Руководители методических объединений, руководители проектных, исследовательских работ | Заместители директора по УВР | |
Разработка методических рекомендаций по работе над конкретными проектами. Презентация опыта работы над проектами | Работа творческих групп, методических объединений | Руководители методических объединений, руководители проектных, исследовательских работ | Заместитель директора по УВР | |
Изучение и обобщение педагогического опыта проектно-исследовательской деятельности | Участие учителей школы в выставках инновационных продуктов, конкурсах педагогических достижений, конференциях | Педагоги школы | Заместитель директора по методической работе | |
Март-апрель | Защита проектов/исследовательских работ | Проектная неделя | Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ, эксперты | Заместители директора, руководители проектных, исследовательских работ, эксперты |
Участие в городских научно-исследовательских конференциях | Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ, эксперты | Заместители директора, руководители проектных, исследовательских работ, эксперты | ||
Май | Анализ результативности работы педагогического коллектива по руководству проектной, исследовательской деятельностью учащихся в текущем учебном году | Методический совет | Руководители методических объединений, администрация | Председатель методического совета |
6.2. Материально-технические условия реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Материально-техническая база МАОУ «Средняя школа № 8» соответствует задачам реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся образовательного учреждения.
Для организации образовательной деятельности школа располагает:
№ п/п | Общее количество учебных помещений | ул. Янтарная 11 | ул. Дружбы народов 24 |
1 | 67 учебных кабинетов | 36 | 31 |
2 | 5 лабораторий | 5 | - |
3 | 3 мастерских | 1- столярная; 1 - слесарная | 1 комбинированная мастерская |
4 | 4 кабинета обслуживающего труда | 2 | 2 |
5 | 4 спортивных зала | 2 больших спортивных зала | 1 большой спортивный зал 1 малый спортивный зал |
Итого: | 83 | 47 | 36 |
Кабинетами сопровождения образовательного процесса:
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Кабинет социального педагога | 2 |
2. | Кабинет педагога-психолога | 3 |
3. | Кабинет логопеда | 1 |
Наличие помещений и сооружений, позволяющих реализовывать дополнительные образовательные программы.
Для реализации дополнительных образовательных программ школа располагает:
Объектами физической культуры и спорта:
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Стадион с футбольным полем и беговой дорожкой | 1 |
2. | Спортивная площадка, включающая в себя: баскетбольную площадку и полосу препятствий. | 1 |
3. | Спортивный зал | 3 |
4. | Малый спортивный зал | 1 |
Учебными мастерскими технического и обслуживающего труда:
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Слесарная мастерская | 1 |
2. | Столярная мастерская | 1 |
3. | Комбинированные мастерские | 1 |
4. | Кабинет домоводства | 2 |
5. | Кабинет кулинарии | 2 |
Помещениями для досуга и отдыха:
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Актовый зал (на 180 посадочных мест) | 1 |
2. | Актовый зал (на 150 посадочных мест) | 1 |
3. | Конференц-зал (на 35 посадочных мест) | 2 |
4. | Библиотека с читальным залом и книгохранилищем | 2 |
5. | Кабинет педагогов-организаторов и дополнительного образования | 2 |
Кабинетами дополнительного образования:
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Кабинет хореографии | 2 |
2. | Кабинет декоративно-прикладного творчества | 1 |
3. | Кабинет ЛФК | 1 |
4. | Литературная гостиная | 1 |
А ЛАБОРАТОРИИ КАБ, ХИМИИ, ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, РОБОТОТЕХНИКИ????
В МАОУ «Средняя школа № 8» имеются необходимые помещения для осуществления проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
6.3. Информационно-методические условия реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Информационно-методические условия реализации программы проектной и исследовательской деятельности обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Основными элементами информационно-образовательной среды являются:
— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
— информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
— информационно-образовательные ресурсы Интернета;
— информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
Учебно-методическое и информационное оснащение направлено на осуществление
— записи и обработки изображения и звука;
— создания и использования диаграмм различных видов;
— выступления с аудио-, видео - и графическим экранным сопровождением;
— информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения медиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;
— поиска и получения информации;
— общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов;
— исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;
— художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
— создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
— проектирования и конструирования;
— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
— выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.
Информация о наличии современной информационно–учебно-методической базы:
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Кабинет информатики | 4(49уст.) |
2. | Интерактивные доски | 8 |
3. | Мультимедийный проектор | 49 |
4. | DVD - плеер | 31 |
5. | Графическая станция (мини-типография) | 1 |
6. | Сервер | 2 |
7. | Цифровая лаборатория «Архимед» | 2 |
8. | VEB – камера | 1 |
9. | Модем | 3 |
10. | Логотерапевтический кабинет БОС | 1 |
11. | Мобильный класс | 3 |
С 2010 по 2014 г.г. наблюдается положительная динамика учебно-методического и материально-технического состояния общеобразовательного учреждения.
В школе создана современная информационно-образовательная среда, обеспечивающая информационно-методические условия реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
6.4. Финансовое обеспечение программы
Мероприятия Программы финансируются в рамках текущего финансирования исполнителей мероприятий.
- Мероприятия по реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Условиями успешной работы с учащимися средствами проектирования и исследования считаем:
1. Признание работы с учащимися одним из приоритетных направлений развития школы.
2. Мотивация педагогического коллектива на работу с обучающимися.
3. Создание и совершенствование системы методической работы и предметных подсистем работы с учащимися средствами проектирования и исследования.
Фундаментальными выступают два условия:
- создание мотивирующей учебно-исследовательской среды, способствующей самореализации личности;
- подготовка учителей в рамках ФГОС.
Базовыми чертами культурно-образовательной среды учреждения становятся:
- ориентация на развитие творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, потребностей, жизненных планов обучающихся;
- создание нетрадиционных условий для самореализации, саморазвития обучающихся (обновление содержания образования, использование совокупности стратегий обучения на соответствующих возрастных этапах: ускорения, обогащения, группирования; отбор адекватных педагогических технологий);
- переориентация системы дополнительного образования на инновационные формы (исследовательские лаборатории, интеллектуальные игры, научно- практические конференции, интеллектуальные школы во время каникул).
№ | Содержание | Срок проведения | Ответственные |
1Этап Осмысление педагогическим коллективом теоретико-методологических основ проблемы, корректировка основополагающих документов, регламентирующих совершенствование работы с детьми. Проектирование нового качественного состояния работы с обучающимися средствами проектирования и исследования. | |||
1. | Разработка и утверждение программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся. | август-сентябрь | Рабочая группа, заместитель директора по УВР |
2 | Разработка и утверждение плана проектной и исследовательской деятельности. | август | Заместитель директора по УВР |
3 | Разработка системы методического и дидактического обеспечения проектной и исследовательской деятельности учащихся. | октябрь-декабрь | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, руководители ШМО |
4 | Проведение встреч по обмену опытом, семинаров, круглых столов, конференций и т.д. в области руководства проектными и исследовательскими работами, по проблемам развития проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС нового поколения. | В течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, руководители ШМО |
5 | Организация повышения квалификации педагогов по данной проблеме. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
6 | -Диагностика школьников -Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся. | сентябрь | Психологи, учителя-предметники, руководители ШМО |
7 | Ознакомление учащихся с Положением о проектной и исследовательской деятельности | сентябрь | Заместитель директора по УВР |
8. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками (утверждение руководителей и тем). | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
9 | Расширение сети курсов по выбору с учетом возможностей ОУ и запросов учащихся. | май, ежегодно | Администрация |
10 | Изучение технологии организации персонального проекта в системе Международного бакалавриата. | В течение года | Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
11 | Изучение гайда по написанию Дипломной работы (Extended Essay) в Дипломной программе МБ, функциональных обязанностей супервайзеров работ. | В течение года | Учителя-предметники |
12 | Назначение координатора ЕЕ в Дипломной программе МБ | январь | Администрация |
2 Этап Апробирование индивидуальных образовательных проектов в школе. Обеспечение работы с учащимися средствами проектирования и исследования в рамках ФГОС второго поколения. | |||
1. | Использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности. Включение метода проектов в содержание учебной и внеурочной деятельности. | В течение года | Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
2 | Организация и проведение научно-практической конференции, фестивалей, конкурсов, выставок и смотров продуктов творчества, создаваемых в ходе выполнения программы, участие в международных, всероссийских, городских, окружных научно-практических конференциях и конкурсах проектных и исследовательских работ. | В течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
3 | -Проведение конференций в образовательном учреждении, подготовка работ для участия в городских конференциях: «Шаг в будущее», «Открытие» -Анализ и корректировка результативности | февраль ежегодно | Заместители директора по УВР |
4 | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников | октябрь ежегодно | Заместитель директора по УВР |
5 | -Участие в муниципальном и окружном этапах Всероссийской олимпиады школьников -Анализ и корректировка результативности | Ноябрь-январь ежегодно | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники |
6 | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно | Руководители ШМО |
7 | Внедрение в практику работы индивидуальных/персональных образовательных проектов | сентябрь-май | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
8 | Творческий отчет индивидуальных/персональных образовательных проектов. Презентация лучших проектов. | май | Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
9 | Организация и проведение межпредметных проектов | В течение года | Заместители директора по УВР, учителя-предметники |
10 | Пополнение банка педагогической информации | Постоянно | |
11 | Приобретение литературы | Постоянно | |
12 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Администрация | |
13 | Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НОУ в учебном году) | сентябрь – март ежегодно | Заместитель директора по УВР, руководители ШМО |
14 | Обобщение опыта работы учителей, работающих по проектной и исследовательской деятельности | Ежегодно | Руководители ШМО |
15 | Распространение опыта работы по проектной и исследовательской деятельности | В течение года | Заместитель директора по УВР, руководители ШМО |
16 | Оформление портфолио учащихся. | В течение года | Классные руководители |
17 | Подготовка исследовательских и проектных работ для публикации в городских, окружных, всероссийских сборниках/сайтах проектных и исследовательских работ. | май ежегодно | Заместитель директора по УВР, руководители ШМО |
3 Этап Анализ и обобщение полученных результатов, выделение проблем, фиксация созданных прецедентов. Постановка задач на новый период развития. | |||
1 | Количественные и качественные результаты реализации программы по всем показателям | май | Заместитель директора по УВР, руководители ШМО |
2 | Постановка задач на новый период развития | май 2019 | Администрация |
- Ожидаемые результаты реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Главным результатом реализации программы должно стать дальнейшее создание условий для развития универсальных умений и навыков учащихся, развитие творческих способностей личности, выявление одаренных детей на основе совершенствования системы работы по развитию проектной и исследовательской деятельности, апробации различных форм реализации этой образовательной технологии, разработки методических и управленческих материалов, а также
- достижение качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
- расширения возможностей для проектной и исследовательской работы учащихся;
- привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы;
- осмысление педагогическим коллективом необходимости и возможности перевода образования с предметных знаний и умений на развитие ключевых компетенций учащихся через учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;
- повышение научной (методологической, концептуальной) составляющей профессиональной компетенции педагогов школы;
- увеличение количества участников школьной, городской и региональной научно-исследовательских конференций, числа победителей городских и региональных олимпиад, конкурсов, смотров и т.д.
- Оценка эффективности реализации программы проектной и исследовательской деятельности обучающихся МАОУ «Средняя школа №8»
Оценка эффективности реализации Программы происходит с учетом использования следующих критериев:
- Критерий 1. Качество управления реализацией Программы.
- Критерий 2. Ресурсное обеспечение. Сохранение и расширение материально-технической базы.
- Критерий 3. Качество планов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся образовательного учреждения.
- Критерий 4. Достижения учащихся.
- Критерий 5. Педагогический коллектив как команда: активность педагогического коллектива как команды. Индивидуальные достижения отдельных педагогов.
- Критерий 6. Культура и психологический климат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коммуникативное развитие личности ребёнка в ходе проектной и исследовательской деятельности».
В работе говорится об обучении детей работе с информацией, развитии коммуникативных и других метапредметных навыков через проектную и исследовательскую деятельность....
Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...
"Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время"
Это выступление по теме "Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время" был представлен на III краевой научно-практической конференции "Методческое сопровож...
"Развитие универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности"
Статья в помощь учителю начальных классов....
Развитие УУД учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности
Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной ...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...