Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы
статья по чтению
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить детей полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа воспитания компетентного читателя.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. В условиях реализации ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности
Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знании. Но учителя сталкиваются на практике со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Занятия направлены на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Перед учителем встают задачи: научить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текста полезную информацию, работать с разными источниками информации, высказывать оценочные суждения о прочитанном, развивать потребность в чтении; развивать читательскую компетентность.
На уроках литературного чтения и внеурочных занятиях проводятся различные виды работы над текстом:
- Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
- Чтение, деление на части. Составление плана. Чтение по готовому плану. Чтение, после чтения – пересказ. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению. Чтение цепочкой по абзацу.Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.Чтение за диктором.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Чтение, ответы на вопросы. Нахождение в тексте отрывка к рисунку. Нахождение в тексте выводов.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.
Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить детей полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа воспитания компетентного читателя.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. В условиях реализации ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности
Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знании. Но учителя сталкиваются на практике со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Занятия направлены на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Перед учителем встают задачи: научить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текста полезную информацию, работать с разными источниками информации, высказывать оценочные суждения о прочитанном, развивать потребность в чтении; развивать читательскую компетентность.
На уроках литературного чтения и внеурочных занятиях проводятся различные виды работы над текстом:
- Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
- Чтение, деление на части. Составление плана. Чтение по готовому плану. Чтение, после чтения – пересказ. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению. Чтение цепочкой по абзацу.Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.Чтение за диктором.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Чтение, ответы на вопросы. Нахождение в тексте отрывка к рисунку. Нахождение в тексте выводов.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.
Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».
Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы
Читательская грамотность, как ключ к другим видам функциональной грамотности....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит с...