Портфолио как средство развития УУД у младшего школьника
статья

Бычаева Людмила Валерьевна

Портфолио для ученика начальной школы – это дневник достижений. Основное его назначение - продемонстрировать успехи ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио как средство развития УУД у младшего школьника

Портфолио для ученика начальной школы – это дневник достижений. Основное его назначение - продемонстрировать успехи ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио – как средство УУД, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования.

Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

Портфолио ученика начальных классов – это не просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Основные задачи:

- формировать умение учиться;

- поддерживать высокую учебную мотивацию;

- развивать навыки оценочной деятельности;

- поощрять активность и самостоятельность.

Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной.  Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть  не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.

На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых требований к введению данной технологии.

Портфолио учеников начальной школы состоит в основном из следующих разделов:

«Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя и его семьей.

         «Моё участие в жизни школы» включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в том, что происходит мотивация к активной общественной работе и развитие личностных и коммуникативных УУД.

«Мое творчество» заполняется поделками, рисунками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать. Сюда включаются исследовательские и проектные работы. Учащиеся учатся анализировать свои работы и презентовать их

«Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.

При работе с портфолио может возникнуть ряд проблем. Одна из них – это то, что портфолио  может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы. Для решения этой проблемы необходимо выработать единые методы и формы работы.

В качестве формы работы с детьми рекомендуется использовать  внеурочную деятельность, где ребята под руководством учителя будут обсуждать темы разделов, заполнять их, работая коллективно, в парах и индивидуально,  оформлять рубрики, заполнять их своими работами.  Для работы с родителями необходимо проводить родительские собрания, где следует информировать их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.

К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...

Портфолио как средство формирования критериального самооценивания младших школьников

Что такое критериальное самооценивание? Для чего оно нужно младшим школьникам? Почему так важно его формировать в младшем школьном возрасте? Почему современные портфолио не подходят для наших детей? Н...