Комментарии к презентации "Кто и когда изобрёл бумагу?"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Комментарии к презентации помогут педагогу подготовить занимательную беседу по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментарии к слайдам.
Слайд 1: Как вы думаете, если бы человек не придумал бумагу, чем можно её заменить? (Предположения детей.) Молодцы, хорошо придумали. Действительно, (начинаем смотреть презентацию)
Слайд 2: Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага.
Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и хрупкими), а их изготовление отнимало очень много времени.
Слайды 3 и 4: В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.
Слайд 5: А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.
Слайд 6: Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса (местное растение), снимали кожицу, сердцевину белого цвета извлекали и разрезали на тонкие полоски ножом. После этого полученные полоски 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и распрямляли ее. прокатывали деревянной скалкой по доске и помещали в воду на сутки, опять прокатывали и снова клали в воду. В результате этих операций полоски приобретали кремовый оттенок и становились полупрозрачными. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.
Слайд 7: Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана
Помимо использования для письма, папирус также использовался для матрацев на кроватях, для создания стульев, столов, и другой мебели, для изготовления корзин, сандалий, посуды, веревок и лодок. Кроме того, корень папируса был источником для изготовления духов, использовался в медицине и в пищу.
Слайд 8: Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергаме делали материал для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города иэтот материал стал называться пергаментом. Настолько дорог, что для того, чтобы написать новые документы, иногда приходилось смывать чернила со старых пергаментов.
Кстати, такие многоразовые пергаменты называются палимпсестами, иногда ученым удается восстановить то, что на них было изначально написано.
В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоемко, и он был дорогим материалом.
Слайды 9 и 10: До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке. Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.
Слайд 11: Но собственно бумагу изобрел в Китае Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
в истории развития бумаги стало появление «летающих монет» в IX веке все в том же Китае – бумажных денег. Следует отметить, что в Европе это произошло намного позже.
Кстати, именно Китай стал местом происхождения туалетной бумаги. В Европе это новшество прижилось значительно позже.В течение многих веков китайцы были единственными, кто владел секретами изготовления бумаги, а потому они ревностно оберегали эту технологию.
Однако в 751 году произошло сражение, в котором арабы победили китайцев, и смогли пленить нескольких бумажных мастеров. От них арабы смогли перенять опыт по производству бумаги и потом усовершенствовали его, что оказало большое влияние на историю бумаги.
Слайд 12: Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли секрет изготовления бумаги и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Слайд 13: Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.
Слайд 14: В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке . Щепки по конвейеру направляются к котлу, где из них в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются. Получившаяся смесь проходит через бумагоделательную машину, и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.
Она идет на изготовление бумаги. Но дерево растет долго, а бумаги людям нужно много. Кроме того, деревья и другие растения нужны, чтобы очищать воздух, которым мы дышим. Люди стараются беречь леса, поэтому придумали машины, которые изготовляют новую бумагу из использованной (макулатуры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экзотические фрукты и овощи" (презентация и методический комментарий)
Данная презентация предназначена для ознакомления детей с экзотическими фруктами и овощами, которые редко либо никогда не встречаются в нашей стране. К презентации дан методический комментарий,в котор...
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...
комментарии кПрезентации Открытые задачи
комментарии к слайдам...
комментарии к презентации по разделу"Страницы всемирной истории"
Презентация к урокам окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы всемирной истории"сопровождается подробными комментариями учителя....
Смыслоразличительная роль запятой, видеоурок с аналитическим комментарием
Урок по модифицированной программе Н.В. Максимовой в форме коммуникативной ситуации позволяет ученикам наблюдать за явлением однородности и выявить смыслоразличительную роль запятой в предложении...
Комментарий к УМК "Начальная школа XXI века"
Краткий анализ к предметному курсу "Окружающий мир"...
Презентация "Кто и когда изобрёл бумагу?"
Просмотр презентации с комментариями педагога расширит кругозор и словарный запас учащихся....