Специфика эмоционального выгорания у педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми
статья

Кондратьева Екатерина Дмитриевна

Проблема эмоционального выгорания была и остается актуальной для различных профессиональных областей деятельности человека, так как оно влияет на результативность, профессиональное развитие субъекта труда, состояние здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_emotsionalnogo_vygoraniya_u_pedagogov.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика эмоционального выгорания у педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми

Проблема эмоционального выгорания была и остается актуальной для различных профессиональных областей деятельности человека, так как оно влияет на результативность, профессиональное развитие субъекта труда, состояние здоровья.

Данный вопрос особенно актуален для социально значимых профессий, к числу которых относятся педагоги, психологи, врачи, воспитатели, социальные работники, администраторы, менеджеры и другие. Эмпирические исследования показывают, что учителя специальных (коррекционных) школ отличаются крайне низким показателем физического и психологического здоровья, характеризуются эмоциональным истощением, сниженной эффективностью и удовлетворенностью трудом, негативным отношением к деятельности.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление возрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

Впервые в отечественной психологии для определения изучаемого феномена использовались различные термины «перегорание» (Г.A. Зapипoвa), «психическое выгорание» (H.E. Boдoпьянoвa, A.Б. Cepeбрякoвa), «профессиональное выгорание» (Т.И. Ронгинская). В своих работах Б.Г. Ананьев использовал термин «эмоциональное сгорание», обозначающее отрицательное явление и возникающее у людей социальных профессий и связанного с межличностными отношениями [4,14, 54, 66].

E.П. Ильин раскрывает термин эмоционального выгорания как специфический вид хронического состояния лиц, профессионально работающих с людьми, т.е профессионалов, осуществляющих совместную деятельность, в которой невозможно элиминировать эмоциональное воздействие объекта деятельности на ее субъект. Очень часто «выгорание» рассматривается как долговременная реакция в ответ на продолжительные профессиональные стрессы [31].

H.B. Caмoyкина использовала определение «профессиональное выгорание» и трактовала как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведёт к истощению энергетических и эмоциональных ресурсов сотрудника, т.е. у человека накапливаются отрицательные эмоции, без использования необходимой «разрядки» или «освобождения» от них [70].

Учеными выделяются многообразные проявления симптомов синдрома эмоционального выгорания. C. Maslach, E. Maher, Ю.А. Юдчиц условно разделили симптомы эмоционального выгорания на три группы: физические, поведенческие и психологические. Среди физических симптомов отмечают:

  • чувства постоянной усталости;
  • ощущение физического истощения, слабости;
  • заторможенное сонливое состояние;
  • снижение активности и энергии;
  • беспричинная головная боль, расстройство желудочно-кишечного тракта;
  • резкое увеличение или потеря аппетита;
  • бессонница;
  • нарушение дыхания при физической нагрузке, отдышка;
  • снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильной чувствительности).

Следующая группа симптомов – психологические симптомы или социально-психологические. Они охватывают мотивационную, эмоциональную, интеллектуальные сферы личности.

В мотивационной сфере C. Maslach, E.Maher, Ю.А. Юдчиц, О.В. Хухлаевой выделяют следующие симптомы:

  • негативное отношение к предмету труда;
  • безразличие, пассивность;
  • болезненное реагирование на неудачи на работе.

В эмоциональной сфере выделяют:

  • чувство беспомощности, безнадежности;
  • повышенная раздражительность, тревога, депрессия;
  • чувства гиперответственности и страха, что что-то не получится или он не справится.  
  • негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

В интеллектуальной (когнитивной) сфере:

  • снижение интереса к новым идеям, методам, подходам в решении профессиональных задач;
  • недоверие и нежелание принимать участие в инновационных и экспериментальных формах работы;
  • консервативные взгляды на подходы в профессиональной деятельности;
  • желание снизить объем обязанностей, формальное их выполнение [55,81, 94, 95].

И наконец, группа поведенческих или социальных симптомов, на наличие которых также указывают C. Maclach, E. Maher, Ю.А. Юдчиц, О.Н. Кириченко, Н.Е. Водопьянова и др. Среди них наиболее ярко проявляются:

  • низкая социальная активность;
  • падение интереса к досугу, увлечениям,
  • увеличение или сокращение времени, посвящаемого работе;
  • появление дистанции от сотрудников;
  • неспособность принимать решения, невыполнение важных, приоритетных задач, застревание на деталях, трата времени на выполнение автоматических и элементарных действиях;
  • ограничение общения вне работы, непонимание других;
  • чувство недостатка поддержки от родных и близких;
  • злоупотребление психостимуляторами (кофе, алкоголь, никотин и т.п.) [15,55,94, 95].

Самая известная модель синдрома выгорания C. Maclach и S. Jeckson. Они выделили три основных элемента:

1. Эмоциональное истощение – переживание опустошенности, бессилия, беспомощности, эмоциональные срывы, усталость, снижение активности и энергии, физическая недомогание, усталость.

2. Деперсонализации – деформация отношений с другими людьми (повышение зависимости или наоборот проявление черствости, бессердечности, цинизма и грубости)

3. Редукция личностных достижений – занижение собственных достижений, негативное оценивание себя, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия в профессиональной деятельности [98].

D. Greenberg описывает пять стадий развития выгорания:

1. Стадия «медового месяца», когда сотрудник доволен своими обязанностями, испытывает энтузиазм, проявляет чрезмерную активность. Появляются первые рабочие стрессы, которые становятся все сильнее. Энергичность работника начинает снижаться, он уже не испытывает сильного удовольствия, как раньше.

2. Стадия «нехватка топлива» - отмечено появление усталости, сонливости, снижается продуктивность его деятельности.

3. «Хроническая» стадия – начинает проявляться раздражительность, чувство подавленности, переживание нехватки времени.

4. Четвертая «стадия кризиса» - у сотрудника развиваются хронические заболевания, снижается работоспособность, возможна частичная потеря трудоспособности.

5. «Стадия пробивания стены» - психологические и физиологические проблемы перерастают в более серьёзные проблемы со здоровьем, развиваются опасные болезни, которые могут угрожать жизни человека и ставить под угрозу трудоспособность и карьеру [19].

Такое многообразие проявлений синдрома эмоционального выгорания формирует представление о его содержании, благодаря этому мы выяснили, что синдром эмоциональное выгорания – это состояние личности работающего человека, которое характеризуется набором отрицательных психологических, поведенческих и физиологических признаков (симптомов). Эти симптомы указывают на психоэмоциональное истощение, развитие негативного отношения к профессиональной деятельности, нарушение профессионального поведения, занижение собственных достижений, негативное оценивание себя, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия в профессиональной деятельности.

Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня приводят к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению, в дальнейшем к развитию выгорания. Профессия специального (коррекционного) педагога подпадает под эти параметры. У специального педагога такие же условия труда, характеризуются рабочими перегрузками, дефицитом воспитателей и помощников учителя, слабой материальной базой (недостаток современного специального оборудования для вспомогательных школ, нехватка методического обеспечения и т.д.) [12, 13, 43, 64].

Трудности социально-психологического характера обнаруживаются   из-за информационных перегрузок, высокой профессиональной ответственности, стрессогенности деятельности; в виду односторонней перспективы профессионального продвижения (ограниченные возможности профессионального роста, низкая социальная заинтересованность в повышении профессионального уровня); в связи с преобладанием административного подхода в выборе образовательных программ; из-за недостаточной профессиональной подготовки педагогов к инновационной педагогической деятельности; в связи с низким статусным положением профессии в обществе [43].

Отметим, что наибольшие трудности педагоги вспомогательных школ указывают в сфере коммуникации: трудности во взаимодействии педагогов с родителями детей, имеющих интеллектуальные нарушения, в переубеждении родителей относительно используемых ими средств воздействия на ребенка, в создании и поддержании единой системы требований к ребенку и т.д. Для родителей это серьёзное испытание. Им бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. Поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в коррекционной деятельности [1].

Индивидуальные факторы определяются особенностями личности самих педагогов: социально-демографическими характеристиками, личностными чертами, особенностями мотивационной и поведенческой сферы.

Согласно накопленным психологической наукой данным относительно роли социально-демографических характеристик в развитии психического выгорания, установлено, что значение имеют гендерные особенности, стаж профессиональной деятельности, уровень образования [17].

Исследование, проведенное Ю.Н. Дмитриевой на выборке педагогов, показало, что существует определенная закономерность проявления синдрома выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. По мнению автора, синдром выгорания более выражен в группе педагогов, переживающих кризис 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Отдельные симптомы, такие, как «редукция профессиональных обязанностей», «загнанность в клетку», «симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования» начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте старше 30 лет.

Отдельные личностные черты могут выступать в качестве факторов, детерминирующих развитие психического выгорания: нейротизм, экстраверсия, открытость, добросовестность, тревожность и др. [84].

Н.В. Гришина отмечает, что выгорание является платой не за сочувствие людям, а за нереализованные ожидания, т.е. особенности мотивационной сферы личности педагога играют важную роль в противостоянии психическому выгоранию. В частности, представители помогающих профессий имеют хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения. Наличие потребностей самореализации в профессиональной деятельности будет сдерживать развитие выгорания. Особым фактором, по мнению Н.В. Гришиной, является компонент ценностно-мотивационной сферы – психологическая готовность к деятельности [20].

Факторы психического выгорания в деятельности педагогов специальных (коррекционных) учреждений являются областью, мало изученной современной психологической наукой. Незначительное количество исследований в данной сфере, обрывочность и противоречивость представляемых результатов указывают на теоретическую и практическую востребованность работ, восполняющих пробелы в заявленной области психологического знания.

Профессия специального педагога высоко социально значима, поскольку направлена на коррекцию и развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность педагогов, работящих с умственно отсталыми детьми отличают: большие психоэнергетические затраты при обучении и воспитании, обусловленные сложностью педагогических ситуаций, осознанием ответственности за детей с нарушениями развития, понимание непредсказуемой судьбы таких детей, сложный и неоднородный контингент учащихся, могут привести к разочарованию в своей профессии, эмоциональному выгоранию.

Литература:

  1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10, 19.00.01 / Агавелян Р.О. - Новосибирск, 2000. - 405 с.
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий / Айсмонтас Б.Б. - М., 2004.
  3. Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003. -18 с.
  4. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов / Дис. канд. психол. наук. М., 2005.- 157 с.
  5. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб, 2008.
  6. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2010.
  7. Гнедова, С.Б. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Б. Гнедова // Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции. – Курск, 2007. – С. 35-38.
  8. Гринберг Д.С. Управление стрессом. - 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  9. Гришина Н.В.    Помогающие отношения: профессиональные   и    экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 1997. С.143- 156.
  10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Ильин Е.П. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
  11. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: Дис. канд. псих. наук. / Мальцева Н.В. Екатеринбург. 2005-С.190
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма \ Маркова А.К. - М., 1998. – 308 с.. 37.
  13. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г.
  14. Орёл В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В.Е. Орёл // Сибирский психологический журнал. – 2006. – № 23. – С. 33-39.
  15.   Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей: Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 45-54.
  16. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85-95.39.
  17. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами / О.В. Хухлаева. М.: Изд-во «Генезис», 2008.
  18.  Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель дезадаптации учителей // Вопросы психологии. № 6, 1994. – C. 34-52
  19. Maher E.L.  Burnout and commitment: A theoretical alternative //Personnel and Guidance Journal, 1983. Vol.61. P.390 - 393.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС

Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...

Семинар по эмоциональному выгоранию для педагогов. «ГАРМОНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния...

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Статья затрагивает важную и актуальную проблему, связанную с синдромом выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются практический опыт разраб...

Специфика межполушарной передачи информации у детей с умственной отсталостью

Специфика межполушарной передачи информации у детей с умственной отсталостью...

«Пространственно- временные ориентировки, коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся с умственной отсталостью 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА«Пространственно- временные ориентировки, коррекция эмоционально-волевой сферы»           для учащихся с умственной...