Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы
материал

Ефимова К Ирина Анатольевна

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы.

Выполнила

Учитель начальных классов

Ефимова Ирина Анатольевна


Введение.

Интерес к интерактивным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Интерактивные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и

развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках

организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в

 котором учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.


Основные принципы интерактивного обучения.

1. Принцип активности учащихся: в ходе занятий обучаемые постоянно вовлекаются в различные действия – выполнение устных и письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, наблюдение по

 заданным критериям за поведением всех участников ролевых игр.

2. Принцип исследовательской, творческой позиции: в процессе занятий создаются такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения. В учебной группе создается креативная среда, основными характеристиками которой является проблемность и неопределенность.

3. Принцип объективации поведения: организована обратная связь, с использованием видеозаписей

4. Принцип партнерского, субъектного общения: признание ценности личности другого человека, его мнения, принятие решений с максимально возможным учетом интересов всех участников общения

5. Принцип индивидуализации предполагает создание системы  много уровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по: содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования, по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях (для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины), по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.

6. Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования. Этот принцип реализуется при работе вузов по подготовке специалистов по прямым связям с заказчиками образовательных услуг, получившей название целевой подготовки по прямым договорам.

7. Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.

8. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

9. Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.


Основные методы интерактивного обучения.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Учителя начальных классов на своих уроках применяют разные формы и методы интерактивного обучения. Такие как:

1.«Метод проектов».

В методе проектов ученики объединяются в небольшие группы и работают над темой, которая их интересует или, которую им предложил учитель. «Метод проектов» чаще всего используют на уроках окружающего мира, литературного чтения. Учителя считают, что данный метод способствует развитию гармоничной личности и отвечают потребностям современного общества.

2.Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением.

Учащиеся 4-ых классов готовят презентации к урокам окружающего мира, литературного чтения. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.

3. «Метод дискуссии и конструктивного диалога».

Данный метод предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между учениками. Киселева Елена Александровна использует метод дискуссии и диалога и учит школьников применять следующие правила в диалоге:

- отвечать на поставленный вопрос;

- каждый имеет право на свою версию;

- каждый имеет право поддерживать версию другого;

- каждый имеет право критиковать версию другого.

Считается, что наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, и направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведет их к правильному выводу. Отвечают и слабые и сильные. Дети не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда помогут одноклассники и все вместе они примут решение. Главное в работе -  умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

4. «Метод группового обучения».

Учителя 1-ых классов парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

А учителя 2-ых, 3-их классов считают работу в парах наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности,

Согласовывать способы достижения предложенной цели; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Начиная с 3-го класса учителя вводят в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организуя работу в группах необходимо соблюдать несколько условий:

1. Группа получает задачу с вполне предсказуемым результатом.

2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.

3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.п.

Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый ребенок работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь детям найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания - это интересно и необходимо.

5.Метод «Разминка».

Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.

6. «Ролевая игра». Игра «Юридический хоккей», «Аукцион знаний», «Тренинг» и другие формы обучения.

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной  поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Тренинг - это форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то, чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Аукцион – это активная форма проверки знаний.

Игра «Пресс-конференция». Такую игру учитель проводит после изучения темы на повторно-обобщающем уроке. Проводить её следует на начальном этапе урока, это позволяет актуализировать и обобщить знания по изученной теме. Кроме того, можно проверит и теоретические знания у большинства класса. А также такой прием позволяет выставить максимальное количество оценок, так как на повторительно-обобщающем уроке оценки должен получить каждый ученик.

Роль учителя заключается лишь в том, чтобы корректировать вопросы, исправлять речевые ошибки учащихся.

И, конечно, стоит отметить, что данный прием очень нравится детям, даже слабые ученики хотят попробовать себя в роли «корреспондентов» и задать свой вопрос. Таким образом, весь класс включается в работу.


Заключение

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, так как они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате к...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов на уроках в начальной школе.Задачи работы:1. Рассмотреть разнообразие интерактивных методов на современном этапе развития образ...

Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

В данной статье я описываю активные и интерактивные методы обучения , которые я применяю на своих уроках....

Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы

Интерес к интерактивным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузк...

Использование интерактивных методов на родительских собраниях в начальной школе

Использование интерактивных методов на родительских собраниях в начальной школеПри применении интерактивных методов на родительском собрании требуется некоторая подготовка и учет определенных условий:...

Презентация" Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

В презентации дан  интересный материал для молодых учителей. Они увидят , что использование  интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет препод...