Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе
статья на тему
Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов на уроках в начальной школе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть разнообразие интерактивных методов на современном этапе развития образования.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов на различных этапах урока.
3. Выявить влияние интерактивных методов на сформированность УУД.
Суть интерактивного обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие) состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Причём активность обучаемых становится выше активности преподавателя. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_v_nachalnoy_shkole_2.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №9
г.о. Жигулёвск
Самарской области
Финько Елена Васильевна
2015
Введение
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Конфуций
Актуальность и перспективность опыта
Уважаемые коллеги!
Я попрошу вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие то фразой, которая относится именно к вам.
-Здравствуйте те, кто сегодня проснулся.
-Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся.
-Здравствуйте те, кто способен любить.
-Здравствуйте те, кто способен творить.
Кстати о творчестве, сегодняшний день поставил перед нами, учителями, вместе с действием образовательных стандартов второго поколения задачу:
Формирование УУД.
Как это сделать, при помощи чего? Какие методы и приёмы наиболее эффективные?
Сегодня на мастер-классе я хочу представить полюбившиеся мне и моим второклассникам интерактивные методы обучения, как средство формирования УУД.
Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.
Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов на уроках в начальной школе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть разнообразие интерактивных методов на современном этапе развития образования.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов на различных этапах урока.
3. Выявить влияние интерактивных методов на сформированность УУД.
Объект исследования – интерактивные методы.
Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов на уроках в начальной школе.
- Концептуальность опыта
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда
(Древняя мудрость)
Этим я руководствуюсь в построении уроков, планируя свою педагогическую деятельность. Ученик в классе должен активно и осознанно действовать.
Будучи руководителем МО начальных классов , отслеживала мотивацию первоклассников. Результаты таковы. (Приложение 1)
А что же дальше?!
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. На первое место встаёт формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Так как же быть? Новые задачи в области обучения и воспитания, а с помощь чего их реализовать, чтобы и УУД сформировать, и мотивация была высокая?
Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане развития УУД способов и методов обучения. Примером последних выступают интерактивные методы, использование которых позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
Суть интерактивного обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие) состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Причём активность обучаемых становится выше активности преподавателя. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Эти методы наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса
Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Структура таких уроков состоит из пяти этапов.
Этап урока | % врем. | Методическая цель | Примерные методики |
I. Мотивация | 5% | Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. | «Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» |
II. Оглашение темы задач | 5% | Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. | Через эпиграф Через слово Через название |
III. Получение необходимой информации | 5% | Инструктаж учащихся для выполнения задания. | Мини-лекция Ознакомление с раздаточным материалом Презентация домашнего задания |
IV. Интерактивное задание | 60% | Практическое усвоение материала. | «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум» |
V. Подведение итогов | 25% | Обсуждение с целью закрепления материала. | «Большой круг», «ПРЕСС», «Незаконченное предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое задание» |
1.3 Методы интерактивного обучения
Метод дискуссии или конструктивного диалога
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных умений.
«Кластер»
Уже с первого года обучения я использую метод «Кластер». Название метода происходит от английского слова cluster – гроздь, пучок, кисть, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом. Процесс поиска критериев объединения и графического построения кластера получил название кластеринг. В основе этой техники лежат принципы «мозгового штурма».
Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Стремясь систематизировать знания в графической форме, обучающиеся учатся выявлять связи между различными понятиями, открывают новые ассоциации.
Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала и формирует познавательные умения.
Голова – вопрос темы; верхние косточки – основные понятия темы; нижние косточки – суть понятий; Остальное необходимо восстановить. Вы должны подумать и назвать причины данной проблемы, подтвердив всё фактами.
«Концептуальная таблица» ЗХУ
Данный метод использую для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации в тех случаях, когда сопоставимы три и более понятий или явлений.
«Карусель»
Главная задача метода «Карусель» - создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяю на уроках для обсуждения какой – либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей); для развития идей аргументировать собственную позицию; для преодоления барьеров общения. Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.
«Инсерт»
«Инсерт» (интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления) – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения, окружающего мира и ОРКСЭ при работе с текстом.
С целью активизации деятельности к самосовершенствованию, потребности к самопознанию и саморазвитию (личностные компетенции) использую методы «Взаимные презентации», «Интервью».
Дети разбиваются на пары: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку. Затем необходимо в течение 5 мин обменяться информацией по предложенной теме.
Очень важно давать на обмен информацией между собеседниками не более 5 мин – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать.
Далее я поочередно предлагаю парам оперативно представить полученную информацию, причем, каждый участник передает мысли собеседника.
В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках окружающего мира, математики. В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.
1.4 Сформированность УУД.
Использование интерактивных методов позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся на протяжении обучения в начальной школе, а также – это залог успеха при формировании УУД.
Подтверждением этого служит диагностика обучающихся моего класса по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений происходит рост. Путем наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||||
Май, 2014 | Май, 2015 | Май, 2014 | Май, 2015 | Май, 2014 | Май, 2015 | |
Высокий | 13 | 15 | 10 | 14 | 15 | 19 |
Средний | 6 | 7 | 7 | 9 | 7 | 5 |
Низкий | 6 | 3 | 7 | 2 | 3 | 1 |
Таким образом, интерактивные методы относятся к числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, командному духу, свободе самовыражения.
Заключение
Применение интерактивных технологий приведёт к реализации поставленной цели, развитию и саморазвитию учащихся начальной школы путём активизации мыслительной деятельности и диалогического взаимодействия с преподавателем и другими участниками образовательного процесса, а также будет способствовать успешному обучению моих учащихся в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате к...
Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"
Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...
Использование интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.
Возможности использованияИКТ в начальной школе....
Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
В данной статье я описываю активные и интерактивные методы обучения , которые я применяю на своих уроках....
Презентация" Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"
В презентации дан интересный материал для молодых учителей. Они увидят , что использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет препод...
Анализ педагогического опыта использования активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе
В работе рассматривается эффективность использования активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе...