Игровая деятельность детей с ОВЗ на уроках в начальной школе
статья

Ершова Ирина Викторовна

Ребенок приходит в школу и основной ведущей деятельностью теперь является учеба, но игра не уходит из его жизни, игровая деятельность должна продолжаться, т.к. она позволяет решать задачи возрастного развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность детей с ОВЗ на уроках в начальной школе

   Ребенок приходит в школу и основной ведущей деятельностью теперь является учеба, но игра не уходит из его жизни, игровая деятельность должна продолжаться, т.к. она позволяет решать задачи возрастного развития. Именно в младшем школьном возрасте через игру можно развивать, обучать, воспитывать и корректировать негативные проявления личности. Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развитие зрелой полноценной личности.

  Дидактические и развивающие и ролевые игры, игровые проблемные ситуации, включенные в урок, создают благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. С помощью игры ребенок имеет возможность развивать у себя те или иные качества (память, внимание, силу, координацию движений и др.), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам, недостижимы в обычной жизни, умение договариваться с партнёрами по игре. Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые ситуации, развивает фантазию, интеллект, способствует обучению.

    В игре легко и незаметно для ее участников формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.  В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике. Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. Недоразвитие игровой деятельности у детей оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. По данным О.П. Гаврилушкиной основными причинами, тормозящими самостоятельное последовательное становление игры являются: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми. Большинство детей с выраженной умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку. Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью всех компонентов игровой деятельности. У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам. Выделяются даже любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт. Недифференцирован, неустойчив, что проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры. После чего игра прекращается. К тому же у этих детей не сформирован целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет ставить перед собой конкретную, значимую для него игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и.т.п.) Вне специально организованного обучения дети с умеренной и выраженной умственной отсталостью в возрасте 8-9 лет овладевают игровыми действиями процессуального характера, которые многократно, стереотипно, однообразно повторяют, как правило, не сопровождая их эмоциональными реакциями и речью. Вместе с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого. В процессе самостоятельных игр 10-12-летние умственно отсталые дети могут воспроизводить отдельные игровые действия и их цепочки в таком варианте, в каком они предлагались им в процессе обучения. При этом, как правило, они обогащают игровые действия привнесением в игру нечто «от себя». Действия имеют более развернутый характер и предельно детализированы. Даже в этом возрасте у детей данной категории, в отличии от старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, не наблюдается замещение отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом. У детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью проявляется характерная для всех умственно отсталых склонность к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них формируется. Поэтому необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей, например: кубик-мыло, стол, стул и.т.д., стул-мотоцикл, лошадка и.т.п., палочка-градусник, расческа и др. Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий. Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что к 9-10 годам игра у детей с выраженной и тяжелой формой умственной отсталости начинает оказывать коррекционно-развивающее воздействие на них. Наступает время овладения ею, так как формируются необходимые предпосылки: ребенок относительно хорошо овладевает предметными действиями, накоплен достаточно бытовой опыт, опыт взаимодействия со взрослыми, а иногда и со сверстниками, появилась активная речь и др. В связи с этим важное место в процессе обучения детей с умеренной, выраженной и тяжелой степенью отсталости должно быть отведено формированию игровой деятельности. Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты: Организация предметно-игровой среды; Обогащение жизненного опыта детей; Обучающие игры; Общение взрослого с детьми в процессе игры. С целью выявления возможностей развития игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, определения условий, этапов и методов ее формирования проводится диагностика овладения игровыми умениями детьми с умственной отсталостью.

   Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания детей. Так через игру воспитываются у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, позволяет детям группы лучше узнать друг друга. В игре формируется нравственный облик ребенка. Необходимо приобщать детей к игре, и от того какое содержание будет вкладывать учитель в предлагаемые детям игры, зависит успех решения определенных задач: учебных, развивающих, воспитательных, коррекционных.

  Включая игру в ход урока, учитель сам участвует в игре. Зная поведенческие особенности детей, он может деликатно, ненавязчиво корректировать негативные проявления у ребят, их отношения с одноклассниками, помогает освоить нормативное поведение.

  Играть необходимо и очень важно, т.к. через игру происходит физическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание школьников, а также развитие коммуникативных навыков. Не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «В детстве не доиграли!» Игрой лечат, игрой развивают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.

   Сущность применения игровых технологий, заключается в том, что игра

Является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство –это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, то на следующих этапах развития, он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

   Все игры, используемые в ходе учебного процесса, требуют от детей:

- воспроизводящей деятельности;

- исполнительской деятельности;

- преобразовательской деятельности;

- поисковой деятельности.

Для того, чтобы у ребёнка формировалась учебная деятельность, необходимо, чтобы переход от игры до учебной деятельности осуществлялся плавно. Именно поэтому в начальной школе используется на уроках множество игровых приёмов, для того, чтобы активизировать детей, поддержать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это особая форма игрового обучения, когда у детей чаще всего непреднамеренно формирование необходимых УУД.

Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.

  Игра может быть проведена на любом этапе урока:

- в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;

- в середине урока – игра должна играть задачу усвоения темы;

- в конце урока – может носить поисковый характер.

 На уроке – игре детям гораздо интересно, но все-таки игра не должна подменять учёбу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно,

в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

Дидактические игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках в начальной школе

Дидактические игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках в начальной школе...

Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...

"Система контрольно - оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках в начальной школе"

Представляю материалы для проведения РМО по теме "Система контрольно  - оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках  в начальной школе". На данном заседании кроме конт...

Применение информационных технологий для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе.

Применение информационных технологий для коррекции и активизации  познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ  на уроках в начальной школе....