Диагностическая работа по учебному предмету «Родной русский язык»
методическая разработка (4 класс)

Людишина Светлана Ильинична

Диагностическая работа по учебному предмету «Родной русский язык» к учебнику О.М. Александровой  (4 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая работа

по учебному предмету «Родной русский язык»

Планируемые предметные результаты этого предмета:

4 класс

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • «!РРЯ» соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  •  «!РРЯ» подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • «!РРЯ» подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  •  «!РРЯ» оценивать уместность использования слов в тексте;
  • «!РРЯ» выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • «!РРЯ» оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • «!РРЯ» соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  •  «!РРЯ» сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  «!РРЯ» соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

И т.д.

Я считаю, что диагностическая работа должна включать задания, которые покажут достижение  предметных планируемых результатов.

Для контроля достижения предметных планируемых результатов можно проводить следующую работу.

Раздел Орфоэпия

  1. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Алфавит, брала, заняла, километр.

 Раздел Лексика

Синонимы (можно взять одно задание, по выбору учителя)

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

ИЛИ

3) Найдите «лишнее» слово в каждом  синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый,  решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________       _____________             _______________

____________       _____________             _______________

  ____________       _____________             _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

    Пользуйтесь словами для справок.

           Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Антонимы (можно взять одно задание, по выбору учителя)

1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - _______ , вверх -  _________, холодный - ___________, помогать__________.

2)     Продолжите  начатые  предложения  антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________. 

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________,  лёгкая  задача -_________, лёгкий  мороз -  ___________,          мелкий   почерк-__________, мелкое  озеро-___________

4)  Найди     в словаре       антонимы     к  словам.

Успех-_____________,  родина-______________ ,   активный-____________.

Омонимы   (можно взять одно задание, по выбору учителя)

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,       запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

- Где вы были?

- У лисички!

- Что вы  ели там?

- Лисички!              ____________   ,   ____________

Содержательная линия «Развитие речи» (можно взять одно задание, по выбору учителя)

  1. Докажи уместность использования слов. Какими словами их можно заменить?

Зимняя ночь

В лесу наступила ночь. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивал морозец. С вершин ели хлопьями посыпался легкий серебристый иней. В темном высоком небе блестели яркие зимние звезды. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Прокричал филин. В чаще что-то ухнуло и страшно захохотало. По алмазной скатерти снегов пробежали легкие ласки. Ласка - небольшое хищное животное из семейства куниц. Тихо пролетела над снежными сугробами сова. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он всё слышит и видит.


(По И. Соколову-Микитову).

Ответь на вопросы:

  1. О каком времени года рассказал автор?
  2. С чем сравнивается снег в тексте?
  3.   И другие…

  1. Расскажи одноклассникам о том, как ты собираешься в школу. Убеди их, что ты более собранный, аккуратный, чем этот мальчик.

(здесь можно проверить: умение планировать высказывание; умение подбирать интонацию в соответствии с ситуацией общения).

3)  Этим заданием можно определить произносительную культуру речи. (На доске записаны слова) Измени слова так, чтобы они выражали побуждение к действию.

Произнеси получившиеся слова так, чтобы они выражали приказ, просьбу. Как меняется интонация?

  1. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по учебному предмету родной (русский) язык за курс 2 класса

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по учебному предмету родной (русский) язык за курс 2 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»  для 2 классаРабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»  для 2 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе«Родной (русский) язык» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соот...