Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rabochaya_programma_1klass_rodnoy_russkiy_yazyk.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования.
Приказ № 456 от 30.08.2019г
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для 1 а класса
на 2019-2020 учебный год
Составила: Смирнова Г. Н.,
учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования, на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, в соответствии с ФГОС НОО на основе ООП НОО гимназии.
Цели. Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи. Приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Предметная линия учебников:
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019.
Данный УМК входит в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2018г. №345, от 22 ноября 2019г. №632.
Список используемой литературы:
В.П.Жуков Словарь русских пословиц и поговорок. М. – Русский язык, 1991г.
Г.В.Сапгир Книга азбук, считалок, загадок и стихов.М.:АСТ: Астрель, 2002г.
Н.М.Шанский, Т.А.Боброва Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994г.
Уровень программы: базовый стандарт.
Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане 1–4–х классов, изучение предмета «Русский (родной) язык» составляет 0,5 часа в неделю, в обязательной части УП, 1класс – 16,5 ч. в год; 2–4–й класс 17 часов в год. С целью качественного проведения предмета, в календарно – тематическом планировании показан 1 час в две недели: четная неделя – 1час, родной (русский язык); нечетная неделя – 1 час, литературное чтение на родном (русском) языке).
Объем часов: 16,5 часов (в год), 0,5 часа (в неделю).
1.Планируемые результаты освоения предмета «Родной (русский) язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
2. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
№ | Раздел программы | Программное содержание |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках. |
2 | Язык в действии | Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). |
3 | Секреты речи и текста | Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). |
3. Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»
Допустима корректировка тематического или календарно-тематического планирования до 20% от утверждённой рабочей программы.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 3 |
2 | Язык в действии | 5 |
3 | Секреты речи и текста | 8,5 |
| Итого: | 16,5 |
Календарно-тематическое планирование
по родному (русскому) языку в 1 а классе ФГОС
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
План. | Факт. | |||||
Секреты речи и текста | Как люди общаются друг с другом. | 1 | ||||
Вежливые слова. | 1 | |||||
Вежливые слова. | 1 | |||||
Как люди приветствуют друг друга. | 1 | |||||
Зачем людям имена. | 1 | |||||
Спрашиваем и отвечаем | 1 | |||||
Язык в действии | Выделяем голосом важные слова | 1 | ||||
Как можно играть звуками | 1 | |||||
Где поставить ударение | 1 | |||||
Как сочетаются слова | 1 | |||||
Как сочетаются слова. | 1 | |||||
Русский язык: прошлое и настоящее | Как писали в старину | 1 | ||||
Дом в старину: что как называлось | 1 | |||||
Во что одевались в старину | 1 | |||||
Секреты речи и текста | Сравниваем тексты | 1 | ||||
Сравниваем тексты | 1 | |||||
Урок обобщения знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 классаРабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 4 класса
Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе...
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык для обучающихся 2 КЛАССА
Рабочая программа по русскому языку 2 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 3 класс
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых Федеральным государственным образовательным стандартом на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК ДЛЯ 3А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17 часов)
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса на 2023-2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе«Родной (русский) язык» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соот...