Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
статья
В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлен личный опыт по выявлению и развитию одаренности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.
В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять знания и навыки, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе. Для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Цель работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, еще не проявилась.
Среди наиболее характерных, а потому часто встречающихся особенностей одаренных детей зарубежными и отечественными учеными выделены следующие:
• раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;
• быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;
• сформированность навыков логического мышления;
• богатство активного словаря;
• быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций;
• выраженная установка на творческое выполнение заданий;
• развитость творческого мышления и воображения (креативность);
• владение основными компонентами умения учиться;
• позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой (П. Торренс и др.)
• выявление способностей к изобразительной деятельности;
• выявление способностей в двигательно–ритмической сфере;
• выявление способностей к сочинительству и художественной декламации;
• выявление лидерских качеств, способность к коммуникации.
А. И. Савенков выделяет некоторые особенности психического развития одаренных детей. Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Эти понятия обозначают известную каждому педагогу «лесенку», ведущую к вершинам познания. На первой ее ступени стоят все дети. Однако только у части детей любопытство переходит в любознательность, развивается стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, нагрузке характерна для одаренных детей.
Работа с одаренными детьми строится мною на основе диагностики, включающей в себя анкету для родителей (Приложение 1), результаты постоянного наблюдения за поведением ребенка в разных ситуациях, экспертную оценку продуктов деятельности детей и анализ их реальных достижений в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах. На основе такого комплексного характера оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка можно охватить более широкий спектр его способностей. В частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр. В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность. Далее, на основе работы с литературой «Рабочая концепция одаренности», диалога с родителями выбираю и применяю формы индивидуализации и дифференциации обучения.
Можно выделить следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
4) детские научно-практические конференции и семинары (Приложение 2).
Учитывая возрастные особенности учеников, я строю свою работу поэтапно:
Учебный год | Этапы | Способы | Результат |
2016-2017 | Диагностический этап |
| Карта одаренного ребенка |
2017-2018 | Выделение группы детей со специальными способностями |
| Участие в олимпиадах, конкурсах. Создание мини-проектов. Проведение родительских собраний. «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке». Анкетирование |
2018-2019 | Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися Поддержка и стимулирование одаренных детей |
| Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность |
Широкие возможности для наблюдения за детьми и их познавательной деятельностью дает УМК «Школа России».
В учебнике математики (М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова такие задания наблюдаются на протяжении всего учебника. Например, «Странички для любознательных», задания повышенной сложности (задания с несколькими решениями, задания по выполнению проектов и т. д.). Работая над такими заданиями учебника, выявляю, у кого из детей любопытство не переходит в познавательную потребность, а у кого решение нестандартных задач вызывает интерес и желание найти решение, довести дело до конца. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, один из признаков одаренности (Д. Гилфорд и др.).Так, например, при работе с учебником «Окружающий мир» А. А. Плешакова (1 класс), используя проблемно-диалогическую технологию постановки учебной задачи «Кто такие птицы?», видно, что многие дети, ответив, что птицы – это животные имеющие крылья, и узнав, что это не так, не стремятся решить проблему – нет познавательной активности. Применяя на уроках проблемно-диалогическую технологию достаточно быстро выявляются дети со сверхчувствительностью к проблемам.
Одаренные дети любят решать задачи дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа понимают самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач, в том, что они допускают множество правильных ответов.
В 3 – 4 классах учащиеся пытаются найти, выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Дети 1 – 2 класса, находят все решения. Наиболее простой пример для 1 класса, в «Азбуке» УМК «Школа России» - какие слова спрятались в слове, подбери слова к схеме слова и т. д. Учащихся просят выполнить задания: «Кто больше назовёт слов со звуком _?», «Продолжи перечисление» «Имена» - продолжи цепочку имен; «Кто больше» - составь слова из букв данного слова; «Чудесное превращение», «Цепочка слов».
Одаренный ребенок значительно быстрее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимают связи и отношения между явлениями, предметами, событиями. Например, первый урок Азбуки – «Здравствуй, школа!» – Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? (Ответы детей: форма, рюкзак, класс и т. д.) И только одна девочка ответила:- Пока ничего, проснулась как в садик, форма школьная, но и в садике одежда разная, рюкзак, и в сад носили игрушки, пока не знаю, наверно ответ я узнаю позднее…).
Одаренный ребенок способен на яркое и гибкое мышление, проявляет способность выдвигать новые неожиданные идеи. Такие дети при подведении итога урока задаются вопросом: «Что будем делать на следующем уроке?» им интересно продолжение, стремление узнать, научиться новому. Одаренных детей отличает хорошая память и высокая концентрация внимания, потребность в самоактуализации. Это дети, с интересом работают над проектами, ищущие дополнительный материал к уроку, выполняющие творческие задания. Для них характерны: устойчивость и широта интересов, упорство в достижении целей, они стремятся не только закончить работу, но и выполнить как можно качественнее. Социальная автономность – одна из отличительных особенностей одаренных детей. Уроки, занятия в традиционном режиме им просты и однообразны, а оттого скучны и неинтересны. Поэтому в собственной работе мной используются современные образовательные технологии, возможности УМК для создания благоприятных условий развития потенциала одаренных детей.
Список литературы:
- Канакина В. П. Русский язык.1 кл: учеб. Для общеобразов. Орг. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 8-е изд., испр. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России).
- Моро М. И. Математика .1 кл: учеб. Для общеобразов. Орг.: в 2-х ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. — 7-е изд.— Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России).
- Плешаков А. А. Окружающий мир: учеб. Для общеобразов. Орг. 1 кл. : в 2-х ч. / А. А. Плешаков. — 8-е изд. — Москва : Просвещение, 2016. — (Школа России)/
- В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. «Русская азбука». Учеб. Для общеобразов. Орг. 1 кл. : в 2-х ч. /— 8-е изд. — Москва : Просвещение, 2016.
Приложение 1
Анкетирование
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам …»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
научная
творческая
спортивная
Приложение 2
Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности | |||
научной | творческой | спортивной | |
2016 – 2017 год | Беседы, занятия в предметном кружке. | Беседы, игры, конкурсы, | Уроки здоровья, походы, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники |
2017 – 2018 год | Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ, предметные олимпиады. | Викторины ,проекты , наблюдения, выступления на школьных праздниках. | Классные часы, организация внеурочных спортивных мероприятий, тестирование физической подготовленности |
2017 – 2018 год | Сообщения, презентации, тестирование. | Конкурсы рисунков, плакатов, занятие в кружках, секциях. | Дни Здоровья, спортивные секции, весёлые старты, сдача норм ГТО. |
2018-2019 год | Беседы, проекты, презентации. | Выступления на школьных праздниках, подготовка презентаций. | Проведение спортивных мероприятий, эстафет. |
2019-2020 год | Участие в Предметных олимпиадах | Участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и республиканского уровнях | Сдача норм ГТО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....
Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности...
Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад
Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...
Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)
Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Одним из важнейших направлений педагогического коллектива является создание условий для формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в и...
Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности...
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся...