Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учебно-методический материал (1 класс)
Одним из важнейших направлений педагогического коллектива является создание условий для формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса. Выявление одаренных детей начинается с 1 класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.
Одним из важнейших направлений педагогического коллектива является создание условий для формирования и поддержания познавательного интереса обучающихся. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным. Необходимо побудить его к раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса. Выявление одаренных детей начинается с 1 класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:
- инструментальной диагностики;
-педагогического наблюдения;
-изучения результатов деятельности (работ учащихся);
-диагностики познавательных интересов;
-«пробы сил» в том или ином виде деятельности;
-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
-индивидуальных бесед с детьми и родителями;
-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности. На уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
1) занятие учебно-исследовательской деятельностью;
2) групповые занятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей;
3) внеурочная деятельность по интересам;
4) занятия проектной деятельностью
5) участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и олимпиадах, участие в сетевых конкурсах, ведение блогов, сайтов;
6) индивидуальные консультации
Учитывая возрастные особенности учеников, я строю свою работу поэтапно:
год | Этапы | Способы | Результат |
2016-2017 1 класс | Диагностический этап | педагогическая диагностика; психологическая диагностика; специальная диагностика (углубленная); диагностический мониторинг (анализ динамики развития ). | Карта одарённого ребёнка |
2017–2018 2 класс | Выделение группы детей со специальными способностями | Углубленная диагностика с целью определения зоны их ближайшего развития. Подбор литературы по тематике; создание банка информации по работе с одаренными детьми; подготовка бесед по проблемам одаренности; просветительская работа с родителями. составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) | Участие в олимпиадах, конкурсах. Создание мини-проектов. Проведение родительских собраний. «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке». Анкетирование |
2018–2019 3 класс | Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися | Составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) Банка информации по работе с одаренными детьми; | Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность |
2019–2020 4 класс | Поддержка и стимулирование одаренных детей | Поощрение их активности; развитие стремления к самообучению | Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность Портфолио ученика |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта одарённого ребёнка
Класс___________
Ф.И.____________________________________
Возраст _____год __________месяц
№ | ||
Сведения о родителях. (Ф.И.О. отца, матери) | ||
Результаты психологической диагностики | ||
Результаты педагогической диагностики | ||
Результаты социометрического исследования | ||
Область одаренности | ||
Признаки одаренности | ||
Диагностика одаренности | ||
Выводы и рекомендации |
Анкетирование
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
- научная
- творческая
- спортивная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как активизировать работу по выявлению креативных способностей младших школьников.
Примеры детского дворчества по составлению загадок, стихотворений, сочинений....
Как активизировать работу по выявлению креативных способностей младших школьников.
Примеры детского дворчества по составлению загадок, стихотворений, сочинений....
Программа Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одаренными и талантливыми школьниками.
Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческих способностей учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение тала...
Справка о результатах мониторинга по выявлению творческих способностей обучающихся
О результатах мониторинга по выявлению творческих способностей обучающихся...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся....
План работы по выявлению творческих способностей
План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:Наблюдение за воспитанникамиБеседа и анкетирование родителейДиагностированиеЦель: выявление и изучение особенностей творческих...
Рабочая программа по выявлению творческих способностей обучающихся "Первооткрыватели" для 1 класса
Рабочая программа по выявлению творческих способностей обучающихся "Первооткрыватели"...