Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
статья (1 класс) на тему
Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Актуальность
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод»
На сегодняшний день в системе образования произошли и происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим огромный интерес к развитию данной сферы. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Вопрос работы с одаренными учащимися весьма актуален для современного общества. К школе предъявляются сегодня достаточно значительные требования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных потенциалов учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность - понимают как системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который отличается яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Среди ключевых направлений развития образования особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности были созданы «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения детей.
Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Признаки, которые отличают одаренных учеников.
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями и воспитателями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов
Цели и задачи системы работы с одаренными детьми.
Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого ученика успешным. Из цели вытекают задачи:
- Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
- Стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- Социальная и психологическая поддержка одаренных детей
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Формы и методы творческого обучения младших школьников
Практика показала, что дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро может стать в тягость и учителю, и своим сверстникам.
Активно применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения
Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа
Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении.
Максимальная познавательная деятельность достигается с помощью исследовательского метода. Знания, добытые в ходе собственных наблюдений и экспериментов, обычно самые прочные. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения самостоятельной работы. Исследования и наблюдения побуждают младшего школьника мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения.
В последнее время активно использую в работе метод проектов.
Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития. Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:
- самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
- находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
- проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- применять научные методы исследования;
- оформлять свои работы;
- рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.
Полезными для развития логического мышления младших школьников являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение и противопоставление
Большую роль играют задания на выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение креативных задач, когда ребята помимо вопроса получают новую информацию, составление логических цепочек из формул, нахождение физических терминов в произвольно выбранном тесте.
Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является обновление содержания образования, активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этих задач отводится новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на уроках способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности, контроля качества обучения, расширения кругозора учащихся.
В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. А это очень важно при работе с одарёнными детьми.
Активно применяю ИКТ в учебной и внеучебой деятельности. Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды.
Вместе с детьми искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам.
Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, общешкольных мероприятиях, конкурсах и викторинах, олимпиадах, спартакиадах младших школьников, занимают призовые места.
Работа с родителями
Какие бы способности не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека.
Сделать, воспитать, создать из него человека - серьёзная задача для мудрых взрослых, любящих взрослых.
Троица образования и воспитания: учитель-ученик-родитель. Эта связка видится как социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно, если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий, используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.
Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.
Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:
- повышение психолого - педагогических знаний родителей;
- включение родителей в учебно - воспитательный процесс;
- взаимодействие гимназии и родителей в развитии способностей ребёнка
Основными принципами в работе с родителями являются:
- Открытость для родителей
Учитель стремится к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о программе обучения, успехах детей, важных событиях в классе, а также создает условия для того, чтобы у родителей возникло желание посещать учебные занятия.
- Уважение интересов и возможности каждой семьи
Учитель изучает и обсуждает с родителями интересы и потребности каждой семьи, строит свою работу на основе учета ее возможностей.
- Обретение в родителях своих союзников
Учитель обсуждает с родителями самые разнообразные вопросы жизни ребёнка и стремится к выработке совместных решений, которые являются базой для двустороннего сотрудничества.
- Поощрение семьи к более тесным контактам между собой
Учитель помогает семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощряет семьи к совместным формам участия в подготовке детей к различным конкурсам, играм, соревнованиям.
Система работы с родителями может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2. Чтение лекций для родителей.
3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.
Показатели эффективности реализации системы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Педагогические заповеди для воспитания одарённых детей:
- Прими всё, что есть в ребёнке, как естественное, сообразное его природе, даже если это не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребёнок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь это законное и особое проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребёнке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.
- Приняв все проявления ребёнка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию. Если всячески помогать и одобрять культурный труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нём и развиваться. Просчёты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируются, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
- Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Всегда учись сам. Тогда ребёнок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай задачи вместе с учениками.
- Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
- Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, науке, искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
- Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребёнку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
- Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребёнком. Всё, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:
Выявление способностей обучающихся
Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | ||
Научной | Творческой | Спортивной |
Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника Методика обследования связной речи (В.П.Глухов) | Диагностика характерологических особенностей личности | Анкеты для учащихся начальных классов и их родителей "Диагностика здоровья" |
Диагностика «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко), диагностики, тестирование | Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн | Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни |
Методики для выявления уровня интеллектуального развития | Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова Методика «Отношение ребенка к обучению» | Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости (тест А. Антоновского) |
Диагностика «Тип темперамента и диагностика «Типы мышления» (по Л.А.Сиротюк) | Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» | Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова) | Психологическая готовность к переходу в среднее звено общеобразовательной школы | Оценка самочувствия, активности, настроения (тест "САН") |
Развитие способностей обучающихся
Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности | ||
Научной | Творческой | Спортивной |
Наблюдения, беседы, предметные недели | Беседы, дискуссии, игры, факультативы | Уроки здоровья, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники. |
Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ, предметные олимпиады. | Тематические викторины по предметам, наблюдения, выступления на школьных праздниках. | Классные часы, организация внеурочных спортивных мероприятий; |
Рефераты,опытно – экспериментальная деятельность, викторины, презентации. | Конкурсы, олимпиады, творческие выставки «Виртуальные» эксукурсии, занятия в кружках. | Дни Здоровья, спортивные секции, весёлые старты,сдача норм ГТО, Участие в месячнике военно-спортивных мероприятий |
Факультативы, олимпиады, конкурсы | Экскурсии, индивидуальные занятия. | Конкурс рисунков и плакатов, проект «Здоровье». |
Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, я веду «Базу данных индивидуальных достижений учащихся», которая представлена в виде таблиц, где по каждому ученику заносятся данные по всем учебным предметам и направлениям воспитательной работы в соответствии с требованиями программы.
Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет мне осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.
Контрольно-измерительные материалы
мониторинга предшкольного образования
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Фронтальное обследование[1]
Приложение Б
(для педагога)
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку). |
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится значок "–".
Задание 2
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). 1. Возьмите красный карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вправо две клеточки и третью закрасьте красным карандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От черной клетки отсчитайте влево две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3. Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вниз четыре клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вверх одну клеточку и вторую закрасьте жёлтым карандашом. |
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".
Задание 3
Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий.
Текст задания. Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
Раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – два флажка.
Нарисуйте в рамочке столько кружков, сколько всего закрасили флажков.
Примечание: Инструкция прочитывается целиком несколько раз до начала выполнения задания детьми.
|
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе части задания;
2 балла – первое задание выполнено верно, есть попытка выполнить вторую часть задания, но число кружков неверное;
1 балл – выполнено верно только первое задание, попыток выполнить вторую часть задания нет;
0 баллов – есть попытка выполнить первую часть задания, но число флажков неверное.
Задание 4
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию). Обведите синим карандашом животных, которые живут в воде; зеленым – на земле; красным – в воздухе.
|
Оценка выполнения задания:
3 балла – классификация проведена правильно;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущены 2 ошибки;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 5
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком. |
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – наличие ошибок в определении количества звуков в словах;
0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".
Задание 6
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания. Посмотрите на первую картинку. Назовите ее. Определите первый звук в слове. Закрасьте кружки рядом с картинками, в названиях которых есть этот звук (Например, на первой картинке нарисована утка. В слове «утка» первый звук [у]. На следующей картинке – улитка. В слове «улитка» есть звук [у]. Закрасим кружок рядом с картинкой). А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – допущены 1-2 ошибки;
1 балл – отсутствует дифференциация звуков [с]-[з];
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], или полное непринятие задания.
Задание 7
Цель. Выявление степени согласованности движения руки со зрительным контролем.
Текст задания. Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги.
|
Оценка выполнения задания:
3 балла – задание выполнено правильно;
1 балл – линия выходит за края дорожки;
0 баллов – линия прерывистая, наличие тремора (о его наличии говорят дрожащие линии).
Задание 8
Цель. Выявление способности ребенка точно копировать образец. Текст задания. Дорисуйте грибок Оценка выполнения задания: 3 балла – задание выполнено правильно: точное копирование образца; соблюдены пропорции; 2 балла – задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается наличие тремора 1 балла – не соблюдены пропорции; 0 баллов – не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие тремора. |
Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования. Такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.
Социально-психологический блок
Приложение В
(для психолога)[2]
Изучение коммуникативных умений дошкольников 5-6 лет
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования
Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Психолог поясняет, что сначала они должны договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Обработка данных
Анализируется, как протекало взаимодействие детей в каждой серии на основе визуального наблюдения психолога. Дается суммарная качественная и количественная оценка по следующим критериям:
Критерии | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
1.Умение договариваться, Приходить к общему решению. | Убеждают | Уговаривают | Заставляют |
2.Осуществление взаимного контроля. | есть | Есть частичный | Нет |
3. Отношение к результату деятельности – своему и партнера | «Мы оба хорошо сделали» | «Я сделал лучше» | «Мне все равно, что получилось» |
4. Наличие взаимопомощи | Есть | Есть частичная | Нет |
5.Рациональное использование средств деятельности. | Есть | Есть частично | Нет |
1 Для проведения фронтального обследования каждому ребенку необходимо иметь набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
Методика обследования связной речи Глухова В.П.
Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика включает следующий комплекс заданий:
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.
Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.
Инструкция: послушай и перескажи
.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.
Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Задание 6. Составить описательный рассказ.
Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.
Задание 7. Закончи рассказ.
Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал.
Инструкция: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
Количественный и качественный анализ результатов
Задание 1.
Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов:
5 баллов – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание.
4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова.
3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания.
2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие.
1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 2.
Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания.
Анализ результатов.
- Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание - 5 баллов.
- Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации - 4 балла.
-Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание - 3 балла.
-Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь - 2 балла.
-Предложенное задание не выполнено - 1 балл.
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 3.
Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Анализ результатов.
-Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла.
- Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла.
-Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла.
- Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл.
-Задание не выполнено - 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 4.
Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов.
Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла.
- Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок - 3 балла.
-Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь - 2 балла.
-Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету - 1 балл.
-Задание не выполнено - 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 5.
Составить рассказ на основе личного опыта.
Анализ результатов.
- Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла.
- Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла.
-В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла.
- Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл.
- Задание не выполнено - 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 6.
Составление рассказа – описания.
Анализ результатов.
- В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла.
- Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла.
- Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла.
- Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл.
- Задание не выполнено - 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 7.
Продолжение рассказа по заданному началу
5 баллов – рассказ составлен самостоятельно, доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам
4 балла – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности
3 балла - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена
2 балла – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа
1 балл – задание не выполнено
Результат обследования детей по методике В.П.Глухова
( сентябрь2017год)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1001 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 |
1007 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
1008 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
3
Результат обследования детей по методике В.П. Глухова
( май 2018г)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1001 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
1007 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 |
1008 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Диагностика выявила достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).
При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки («дупло», «поляна» и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.
Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:
– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;
– итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированости умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.
Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.
Диагностика здоровья учащихся
1.Анкетирование учащихся, с целью выявления отношения к своему здоровью.
2. Анкетирование родителей, с целью выявления мнения о влиянии режима школы на здоровье учащихся.
3.Оценка состояния здоровья учащихся.
Анкета для учащихся: «Мое здоровье»
1.Есть ли у тебя жалобы на здоровье?
2.Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?
- сразу, если почувствуешь недомогание;
- когда становится очень плохо;
- когда родители сами заметят твое плохое самочувствие.
3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?
4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?
5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:
- чистишь зубы;
- делаешь утреннюю зарядку;
- завтракаешь;
- смотришь телевизор.
6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?
7.Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?
8.Регулярно ли ты моешь руки? (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)
9.Чистишь ли ты зубы?
10.Сколько раз в день ты чистишь зубы?
11.Когда ты обращаешься к зубному врачу?
- при наличии боли;
- для проверки состояния зубов.
12. Считаешь ли ты, что курение вредно?
13.Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?
Анкета для родителей:
- Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.
- Считаете ли вы, что неоходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)
- Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?
- Опросник САН
(самочувствие, активность, настроение) - Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. - Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.
| 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| |
1 | Самочувствие хорошее |
|
|
|
|
|
|
| Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным |
|
|
|
|
|
|
| Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный |
|
|
|
|
|
|
| Активный |
4 | Малоподвижный |
|
|
|
|
|
|
| Подвижный |
5 | Веселый |
|
|
|
|
|
|
| Грустный |
6 | Хорошее настроение |
|
|
|
|
|
|
| Плохое настроение |
7 | Работоспособный |
|
|
|
|
|
|
| Разбитый |
8 | Полный сил |
|
|
|
|
|
|
| Обессиленный |
9 | Медлительный |
|
|
|
|
|
|
| Быстрый |
10 | Бездеятельный |
|
|
|
|
|
|
| Деятельный |
11 | Счастливый |
|
|
|
|
|
|
| Несчастный |
12 | Жизнерадостный |
|
|
|
|
|
|
| Мрачный |
13 | Напряженный |
|
|
|
|
|
|
| Расслабленный |
14 | Здоровый |
|
|
|
|
|
|
| Больной |
15 | Безучастный |
|
|
|
|
|
|
| Увлеченный |
16 | Равнодушный |
|
|
|
|
|
|
| Взволнованный |
17 | Восторженный |
|
|
|
|
|
|
| Унылый |
18 | Радостный |
|
|
|
|
|
|
| Печальный |
19 | Отдохнувший |
|
|
|
|
|
|
| Усталый |
20 | Свежий |
|
|
|
|
|
|
| Изнуренный |
21 | Сонливый |
|
|
|
|
|
|
| Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть |
|
|
|
|
|
|
| Желание работать |
23 | Спокойный |
|
|
|
|
|
|
| Озабоченный |
24 | Оптимистичный |
|
|
|
|
|
|
| Пессимистичный |
25 | Выносливый |
|
|
|
|
|
|
| Утомляемый |
26 | Бодрый |
|
|
|
|
|
|
| Вялый |
27 | Соображать трудно |
|
|
|
|
|
|
| Соображать легко |
28 | Рассеянный |
|
|
|
|
|
|
| Внимательный |
29 | Полный надежд |
|
|
|
|
|
|
| Разочарованный |
30 | Довольный |
|
|
|
|
|
|
| Недовольный |
Обработка результатов и интерпретация
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:
самочувствие – 5,4;
активность – 5,0;
настроение – 5,1.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (2006- 2017 год)
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает оценивание 6-ти качеств личности: любознательности, трудолюбия бережного отношения к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.
| Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность:
|
|
|
|
2. Прилежание:
|
|
|
|
3. Отношение к природе:
|
|
|
|
4. Я и школа:
|
|
|
|
5. Прекрасное в моей жизни:
|
|
|
|
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 — 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень ©
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 1 класса
№ | Ф.И. ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний балл | УВ |
1 | 0001 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,4 | х |
2 | 0002 | 2 | 2 | 5 | 4 | 3 | 3,2 | с |
3 | 0003 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4,0 | х |
4 | 0004 | - | - | - | - | - | - | - |
5 | 0005 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3,8 | с |
6 | 0006 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 | в |
7 | 0007 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4,2 | х |
В классе _____7___ учащихся
_____1_ имеют высокий уровень воспитанности
_____3_ имеют хороший уровень воспитанности
_____2_ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности Методика Н.П. Капустина
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок:
5-4.5 – высокий уровень
4.4-4 – хороший уровень
3.9-2.9 – средний уровень
2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Методики по адаптации детей к школе.
Проведение данных методик рассчитано на первые полгода обучения в школе.
Цель методик: психологическая адаптация детей.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данные методики носят комплексный характер и включает в себя несколько блоков, каждый из которых призван решать определенные задачи умственного, эстетического и нравственного развития ребенка посредством системы специально организованных занятий.
Применение данных методик позволил установить тенденцию к уменьшению количества детей со средним и низким уровнями адаптации и соответственно увеличению количества детей с высоким уровнем адаптации.
Улучшение показателей адаптации будет увеличиваться, при использование педагогом программы занятий психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации первоклассников к школе. Программа составляется поэтапно, начиная с организации преемственности между детским садом и начальной школой, затем более подробно представлена непосредственная работа всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учащиеся, родители, педагоги). На каждом этапе обозначаются проблемы адаптации, сформулированы задачи, отражены направления и виды педагогической деятельности, зафиксирован планируемый результат, указаны примерные сроки реализации программы.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, приучить к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм, дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться.
Основными направлениями работы учителя первых классов на начальном этапе обучения являются изучение детей и их семей, оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, работа по преодолению трудностей адаптации, по формированию коллектива, по созданию доброжелательной атмосферы в классе, по организации взаимодействия между детьми.
1. Методика «Градусник»
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык — 39°
математика - 36,6° и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
2. Методика «Краски»
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет.Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску- это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью вучебной деятельности.
Эта диагностика позволяет определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.
3. Методика "Школа зверей"
Методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Детям дается задание представить, что они побывали в «Школе зверей». И дальше им необходимо нарисовать то, что видели и найти то животное, которым мог бы быть сам ребенок и рядом с ним поставить букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
4. Методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне -
С друзьями мне -
Дома мне -
Диагностическая методика «Солнце, туча, дождик» позволяет определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях.
5.Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации
6. Методика «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таб. 1), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Таблица 1
7. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе?
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не со всем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....
Форма 2«Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»
1.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5) 2. Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п. 2.6)...
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
Пояснительная запискаПрограмма по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исс...
Форма №2 "Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой, физкультурно - спортивной деятельности"
1 .Участие обучающихся в олимпиадах,конкурсах, соревнованиях(п.п.2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.5)2.Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п.2.6)...
Программа по выявлению у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
программа...
Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности
Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности...