Рабочие программы для 4 класса УМК "Начальная школа ХХ века"
рабочая программа (4 класс)

Иванова Анастасия Леонидовна

Разработки рабочих программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_papka.zip296.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования,  утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. (в новой редакции), учебного плана МАОУ «СОШ №3», филиала МАОУ «СОШ №2»,  утверждённого приказом директора от 26.08.2020 г.  № 206-О «Об утверждении учебного плана МАОУ «СОШ №3», филиала МАОУ «СОШ №3», на 2020-2021 учебный год»; Основной Образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №3», филиал МАОУ «СОШ №2»; Примерной  программы по учебным предметам (Начальная школа в двух частях. Москва «Просвещение», 2011г.);авторской  программы«Изобразительное искусство» Савенковой Л.Г., Ермолинской Е.А.

Для реализации программы используется  учебник: «Изобразительное искусство»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.-2 изд..дораб. – М.: Вентана–Граф, 2017.

В соответствии с ООП НОО (раздел «Учебный план») на изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

 С целью координации учебных предметов;  показа межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач 1 час используется на межпредметный модуль «Родной край»; 1 интегрированное занятие с предметом «Окружающий мир». Данные уроки позволяют достичь целостного восприятия учащимися изучаемой темы, получения глубоких разносторонних знаний об объектах изучения, имеют практическую направленность.

В программу включен региональный компонент, который поможет полнее раскрыть художественный потенциал каждого учащегося, основываясь на культуре родного края. Изучение народного искусства раскрывает понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, оно рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национальными традициями народа. Изучение регионального компонентав данном предмете включено,  с целью формирования ценностных ориентаций, нравственного развития личности,  любящей свой край и свою Родину, уважающей  свой народ, его культуру и духовные традиции Тюменской области,  при  создании пейзажей, зарисовок родного края.

Для определения промежуточных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится промежуточная аттестация: годовая отметка.

  1. Планируемые результаты учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

одекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения -существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- -использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с несколькими источниками информации;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

-сопоставлять различные точки зрения;

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

Выпускник научится:

  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

-использовать сменные носители (флэш-карты);

Выпускник получит возможность

научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий

Выпускник получит возможность научиться:

  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты:

  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  • Развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
  • Развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях поли-художественного воспитания;
  • Воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
  • Формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
  • Формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
  • Формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Учащиеся:

- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

  1. Содержание курса «Изобразительное искусство»

           Содержание курса полностью соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы начального общего образования. В зависимости от возраста учащихся больше внимания уделяется тому или иному направлению художественной деятельности.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

         Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

         Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон - сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Развитие фантазии и воображения

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, вызывает желание творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;

импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);

создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;

передача в слове характера звуков природы;

отображение настроения и движения в рисунке;

передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;

конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;

создание композиции по мотивам литературного произведения;

сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

передача в работе волшебства сказки;

создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;

создание моделей предметов бытового окружения человека;

выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;

передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;

изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;

оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;

передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;

передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации;

соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;

использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;

создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;

создание коллективных композиций в технике коллажа;

выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;

участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

участие в подготовке «художественного события»на темы сказок;

участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, —  раз- витие у школьников способности воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:

наблюдение природы и природных явлений, различение их ха-рактера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

жанр пейзажа; пейзаж и разных географических широт; использование различных художественных  материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки ит.д.;

восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.);

знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);

роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;

связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

темы любви, дружбы, семь и в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие ит.д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

особенности художественного творчества: художники зритель, искусство и действительность;

фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;

образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;

особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;

отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;

представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;

представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России); выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору);

символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;

связь архитектуры с природой;

орнаментальные символы разных народов и их значение;

представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;

формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, профессией художника-творца;

представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

проведение коллективных исследований творчества художников.

3.Тематическое планирование учебного предмета « Изобразительное искусство»  с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ раздела

Наименование раздела программы

Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа человек искусство.7 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство в жизни человека.

1

Природа и художник.

1

В природе не бывает мелочей.

1

Представление человека о мире и искусство.

1

Природное пространство и народные традиции.

1

Природа и творчество.

1

Как работает художник. Пейзаж родного края». Межпредметный модуль.

1

2

Природное пространство и народная архитектура. 11 часов

Природа и архитектура. Региональный компонент.

1

Русская изба.

1

Кавказская сакля.

1

Казахская юрта.

1

Традиционный китайский дом.

1

Организация внутреннего пространства народного жилища.

1

В русской избе.

1

Внутри кавказской сакли.

1

В казахской юрте.

1

Интерьер китайского дома.

1

Создаём проект интерьера.

1

3

 

 

 

 

 

 

Символика народного орнамента. 6 часов.

 

 

О чем рассказывает орнамент.

1

Русский орнамент. Региональный компонент.

1

Узоры народов Северного Кавказа.

1

Казахский орнамент.

1

Традиционные китайские узоры.

1

Создаем орнамент.

1

4.

Русские народные промыслы. 10 часов.

Народные художественные промыслы.

1

Филимоновская игрушка.

1

Богородская игрушка.

1

Каргопольская игрушка.

1

Матрёшка.

1

Дымковская игрушка.

1

Жостовские подносы.

1

Городецкая роспись.

1

Хохломская роспись.

1

Традиции народных промыслов. Региональный компонент.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века

Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"

Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД.  Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....

Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"

Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному  чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...

Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа  для всех предметов в 3 классе....

Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...

рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века

УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....