Рабочая программа "Моя Белгородчина"
рабочая программа (1 класс)

Касторная Виктория Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Белгродчина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_moya_belgorodchina.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского городского округа»

«РАССМОТРЕНО»

на методическом совете  школы протокол № 5

от «21»  июня 2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

__________Кальницкая О.П.

«21» июня 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Скорикова Н.Н.

Приказ № 133

от «30» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЯ БЕЛГОРОДЧИНА»

2019 г.

                    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы «Моя Белгородчина»  предполагает следующие результаты педагогической деятельности:

  • развитие логического и образно-ассоциативного мышления, речевых навыков учащихся;
  • достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;
  • формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

В результате работы по программе «Моя Белгородчина» ученик получит возможность

а) освоить: 

  • основные события  военных лет на Белгородчине;
  • основные географические сведения о Белгородской области;
  • основные особенности природы родного края;
  • полезные ископаемые Белгородской области;
  • основные даты и события истории Белгородской епархии с древнейших времен до наших дней;
  • традиции, особенности быта жителей родного края;
  • основные даты развития духовной культуры Белгородчины (годы основания главных храмов  Белгорода и области, монастырей,   памятников     скульптуры,     годы    жизни композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина, белгородских художников   и   скульпторов,   авторов   произведений   на православную тематику, их основные работы);
  • значение    Русской    Православной   Церкви   в    истории Белгородчины.

б) научиться:

•        использовать исторические источники;

  • обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;
  • обосновывать собственную позицию по отношению к событиям истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;
  • раскрывать причинно-следственные связи духовной истории края;
  • отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
  • выявлять связи между изучением курсов истории России и историей Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, духовным краеведением и курсом мировой художественной культуры.

В результате освоения программы факультатива «Моя Белгородчина» планируются следующие личностные результаты:

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных  задач в зависимости от ситуации;

- формирование навыков самостоятельной и групповой работы;

- осознание своей идентичности как гражданина своей страны и локальной региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека на основе региональной истории, уважение к многонациональной истории народов России;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Белгородчины, способность к ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, региональной истории, уважение и толерантность к культуре своего и других народов.

Предметные:

-приобретение знаний об изобразительном творчестве  в  православной

культуре. Приобретение знаний о культурных традициях русского народа, его истории, природе родного края;

- овладение целостными представлениями об историческом пути народа своего региона и страны как необходимой основой для миропонимания и познания развития современного общества;

- способность применять понятийный аппарат, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения связи истории прошлого и настоящего родного края;

- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона, города, поселка, деревни.

Метапредметные результаты освоения программы:

- формирование умений добывать знания, анализировать, оценивать, сравнивать, сопоставлять, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- - формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

- способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с различными источниками учебной и внешкольной информации, обрабатывать, анализировать, сопоставлять исторические аспекты родного края с историей государства, обосновывать выводы, использовать ЭОР;

- способность решать творческие задачи и представлять результаты своей исследовательской и проектной деятельности;

- готовность к работе в коллективе, к сотрудничеству с представителями музеев, архивов и др. социальных объектов.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

        

        Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями. Кроме этого, метапредметными результатами освоения программы «Моя Белгородчина» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):

познавательные УУД

ориентирование и поведение в окружающей среде:

- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе -дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- объяснять свой путь от дома до школы;

- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

регулятивные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные и справочные пособия, ресурсы Интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- делать предварительный отбор источников информации: искать, отбирать, ориентироваться в печатном источнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- самостоятельно выполнять практические задания;

- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке.

коммуникативные УУД

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь задавать вопросы и отвечать на поставленные;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Планируемый воспитательный результат:

  • имеют представление об уникальности родного края как части России;
  • владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
  • умеют общаться с людьми, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
  •  имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
  • продолжают овладевать элементарными навыками научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление выставок и экспозиций;
  • знают историю своей семьи ее традиции, реликвии, родословную;
  • знают историю своей школы, традиции своего образовательного учреждения;
  • знают основные события в истории своего населенного пункта, района и Белгородской области.

Содержание курса  внеурочной деятельности

  1. Вводное занятие. (2ч)

Теоретические знания: Знакомство с группой. Вводный инструктаж. Уточнение анкетных данных детей, записавшихся в объединение. Диагностика общего уровня подготовки детей. Общие требования к занимающимся в объединении. Правила внутреннего распорядка в кружке и технике безопасности. Обзор общих задач кружка на учебный год. Обзорная лекция об истории возникновения краеведения. Цели и задачи занятий по программе «Моя Белгородчина».

Практические работы:  Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, анкетирование, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, анкеты.

Форма подведения итогов: круглый стол

  1. География Белгородской области. (4ч)

Теоретические знания: Родной регион  - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий. День рождения Белгородской области – 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и  характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхетинцев, татар, армян, азербайджанцев и др.

Практические работы: оформление иллюстрированной карты Белгородской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: викторина

  1. История Белгородской области. (4 ч)

Теоретические знания: История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ΧΧІ века.  Введение в предмет. Понятие «краеведение». Виды краеведения ( историческое, литературное, художественное и др.).Духовное краеведение, его особенности. Хронологические рамки курса «Духовное краеведение Белгородчины» (X - XXI вв.), его пространственная характеристика. Задачи, содержание и структура курса. Основные источники. Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Белгорода и на Соборную площадь (очная и заочная).

Развлекательное мероприятие «Мой край-родная Белгородчина»

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: тестирование

  1. Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг. (4 ч)

Теоретические знания: Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения.  Белгород и Старый Оскол – Города воинской славы России.

 Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: исследовательский проект

  1. Природа родного края. (7ч)

Теоретические знания: Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Теоретические знания: Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Старооскольское водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Теоретические знания: Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.

Теоретические знания: Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородчине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.

Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Растения и животные Белгородской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.

Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: викторина

  1. Развитие экономики родного края. (3ч)

Теоретические знания: Белгородчина и горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство Белгородчины. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Белгородской области.

Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: круглый стол

  1. Культура Белгородской области. (4ч)

Теоретические знания: Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.

Теоретические знания: Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.

Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными белгородцами.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: круглый стол

8. Подготовка и проведение итоговых занятий. (5ч)  

Теоретические знания: Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов. Организация выставки, портфолио.

Практические работы: подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина», проведение выставок.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: тестирование

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование

тематического раздела

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

 -

2

География Белгородской области

4

2

2

-

3

История Белгородской области

4

2

2

-

4

Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

4

2

2

-

5

Природа родного края

7

3

4

-

6

Развитие экономики родного края

3

1

2

-

7

Культура Белгородской области

4

2

2

Круглый стол

8

Подготовка и проведение итоговых занятий

5

2

3

Конкурс рисунков

Итого

33

16

17

Итого: 33 часов (за 1 год обучения),

из них: 16 ч – теоретических и 17 ч практических занятий.

Формы и средства контроля

Способы проверки результатов освоения программы:

- экспресс- викторины;

- конкурсы рисунков;

- развлекательное мероприятие «Мой край-родная Белгородчина»;

- краеведческие исследования;

- круглый стол;

-тесты

Формой подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Моя Белгородчина» является тест.

При проведении диагностики рекомендуются следующие методики и диагностические средства:

Диагностическая игра «Вот и стали мы на год взрослей (автор Т.В. Смирнова)», диагностическая игра «Счастливый случай» (авторы Е.Б. Крылова, В.Ю. Ханова, Е.В. Бабанова); диагностическая игра «Мои вершины» (автор О.В. Воробьева); диагностическая игра «Путешествия по лабиринтам памяти» (автор Л.А. Павлова). Перечисленные методики используются с целью: выяснить, что из реализованной программы внеурочной деятельности более всего запомнилось учащимся, что является важным для развития индивидуальности каждого ребенка.

Методики «Домик» и «Букет настроений» (авторы М.А. Александрова, Е.Г. Голубева и др.).  Целью методик является выявление эффективности влияния проведенного мероприятия на формирование коллектива и развитие личности ребенка, формирование у школьников аналитических умений и навыков.

 Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся (автор Н.Г. Анетько). Цель методики – анализ уровня воспитанности с позиции отношения младших школьников к самим себе, семье, обществу, культуре, развитие навыков самопознания и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Белгородчина - жемчужина России"

Урок математики по теме "Нумерация многозначных чисел" построен с использованием краеведческого материала. Предполагает парную и групповую формы работы....

Учебный проект. Исторические места Белгородчины

Метод проетов можно рассматривать как технологию сотрудничества. Её главный принцип - принцип деятельности. Данный проект основан на краеведческом материале, что способствует воспитанию патриотических...

Мой край - Белгородчина. Классный час.

Дать возможность учащимся почувствовать ососбенность и уникальность нашего края в прострастве страны....

Гордость Белгородчины

Сегодняшний день Белгородчины наполнен насущными заботами: жители области выращивают хлеб, строят дома, добывают руду, растят детей и желают, чтобы они были достойными людьми и гордились своей р...

Презентация "Белгородчина культурная"

Презентация подготовлена в рамках игры-путешествия "По страницам родного Белогорья". Ребята познакомятся с достопримечательностями культуры, их ждёт мини-викторина, а больше всего учащимся понравилась...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...