Сценарий классного часа "Толерантность- путь к миру"
план-конспект занятия (3 класс)
Сценарий классного часа "Толерантность- путь к миру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa._tolerantnost_-_put_k_miru.doc | 49.5 КБ |
tolerantnost-put_k_miru.ppt | 904 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я В МИРЕ... МИР ВО МНЕ... ТОЛЕРАНТНОСТЬ — ПУТЬ К МИРУ»
Тема «Я в мире... мир во мне...»
- Задачи.
Выбор качеств толерантного человека.
Изучение качества «милосердие». Выявление этого качества у себя. Поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества.
Формирование умения работать в команде.
- Цель.
На основе совместной деятельности, анализа литературных произведений, положений мировых религий и реальных жизненных ситуаций составить модель толерантности.
Участники: младшие школьники
Условия проведения: одно занятие, продолжительностью 35 минут
Оборудование: Интерактивная доска (или мультимедийный проектор и экран вырезки из газет, плакаты по толерантности, карандаши, бумага, клей, маркеры, фотографии, пластилин, разрезные карточки, толковые словари, книга или видеофильм (гадкий утенок)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. книга или видеофильм.
2. положения, взятые из мировых религий.
3. набор карточек «Качества толерантного человека».
4. плакаты по толерантности.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Мир — это вселенная. Мир — это наша Земля. Это наша школа. Мир — это я. Как разнообразен мир вокруг меня. Как интересен и противоречив мир во мне. Сегодня мы рассмотрим еще одну грань внутреннего мира каждого из нас.
Показ видеофрагмента «Гадкий утенок» (момент непринятия, отторжения).
3. Дети делятся впечатлениями.
Если это не произойдет, то подвести к теме.
Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка и он стал предметом нападок со стороны других?
— Кажутся ли Вам эти причины справедливыми и обоснованными?
— Считаете ли Вы, что люди относятся друг к другу всегда справедливо?
— Вспомните известные случаи жестокого несправедливого отношения между людьми?
— почему люди бывают, жестоки по отношению к другим, непохожим на них людям? (предполагаемый ответ: отсутствие терпимости, неумение принимать другого человека).
Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы можем называться людьми, если сможем понимать друг друга. Существует такое красивое слово «Толерантность» (слово появляется на слайде). Как вы его понимаете?
Ребята пытаются объяснить это слово.
Учитель: Описать толерантность довольно трудно. В разных языках она объясняется по-разному. В английском она обозначает «способность воспринимать без протеста личность другого человека». Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - «прощение, снисхождение, сострадание, терпение». В персидском – способность к миру. Русский словарь трактует это слово как терпимость, способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, снисходительным, считаться с мнением других.
Работа в группах.
Учитель: Ребята, сейчас вы разойдетесь по группам (группы должны быть определены заранее). У каждой группы на столе лежат высказывания, взятые из мировых религий. Подумайте, в чем смысл каждого из них.
Карточки для групп:
«Не делай другому того, от чего больно тебе»
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Дети выступают, объясняя смысл высказываний своими словами.
Учитель: Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
Ученики: люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. ДОЛЖНЫ быть толерантными друг к другу
Учитель: у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как она должна выглядеть? Давайте попробуем составить образ толерантности, ее портрет.
(Работа в группах)
Ребята могут нарисовать плакаты, сделать аппликацию, используя вырезки из газет, фотографии (все это лежит на столах).
После того, как группа справилась с заданием, идет защита своего образа толерантности. (Работы вывешиваются на доску).
Ученики рассматривают плакаты, высказывают свои мнения: «На земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, .. они должны уметь договариваться между собой».
Учитель: Образ толерантности мы составили, давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
(Работа в группах.)
Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.
В каждом конверте по десять-двенадцать слов.
Конверт N1; снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность
Конверт N2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт N3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, чистосердечность, вспыльчивость, диалог, раздражение сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт N4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие великодушие, доброта.
Для каждой группы нужен толковый словарь (толкование некоторых слов).
Ребята выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающему толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.
Зачитывают и записывают для себя те качества, которые, после обсуждения, остались на доске.
Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не выслушивают друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.
Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим? Каким образом?
Ребята предлагают варианты, как воспитать в себе терпимость, какие полезные дела можно сделать. Создать в итоге «Кодекс чести хорошего человека» и придерживаться этих правил. Если один человек (Я) станет лучше, то и мир изменится в лучшую сторону.
Игра – релаксатор «Хорошие слова для друга».
Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравиться, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе.
А я хочу подарить Вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила...
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века...
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
-Ха-ха ! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ
- Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прощение Сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".
Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....
Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"
Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....
Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"
выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...
классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...
Сценарий мероприятия "Толерантность - путь к миру!"
Цели: § сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);§ формировать у учащихся толерантность мышления, уваже...
Сценарий классного часа "Лучшая в мире профессия - быть человеком".
Данная разработка способствует формированию нравственно - этической культуры, положительных черт своего характера, подводит детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является...