Проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников.
статья (2 класс)
Младший школьный возраст является одним из самых важных, ответственных этапов развития ребенка. В этот прериод происходит становление учебной деятельности, ее мотивации и базовых учебных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников.
Младших школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. В период обучения в начальной школе начинается формирование мотиваций. Но и здесь есть ряд трудностей, прежде всего, для учителя. Это и диагностика системы мотиваций, и установление иерархичности мотивов и корректировка мотиваций по отношению к самому процессу обучения. Изучение мотивационного компонента учебной деятельности является первоочередной задачей для учителя начальных классов.
Мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности (А.Н.Леонтьев). Нет единого взгляда психологов и на вопрос о роли сознания в мотивации. Одни психологи считают, что мотивы - это сознательные побуждения, выраженные чувствами, стремлениями, представлениями, мыслями.
В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика- это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы: 1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения, 2) раскрытие потенций личности.
Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане - только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и, в конечном счете, самоутверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда. Это то, что касается мотивационного потенциала деятельности учения как таковой.
Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведет к росту напряженности, которую
организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации.
Система внутренней мотивации - это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать. У психически здорового и зрелого человека должны эффективно функционировать обе системы при относительном доминировании последней. Система обучения должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития двух ведущих систем личности.
Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.
Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители
(так как характер отношения родителей к школьному обучению
непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, , где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие , человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация
применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это
ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или
некоторого нормативного стандарта достижения.
Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.
Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных
перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке, с другой.
Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...
Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...
Мотивация учебной деятельности младших школьников.
Мотивация учебной деятельности младших школьников....
Доклад " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"
Выступление на ШМО учителей начальных классов....
Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"
Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...
Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха
Начальная школаСурдо-педагогика...