Физминутка и её оздоравливающие свойства
материал
Физминутка и её оздоравливающие свойства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutka_i_ee_ozdoravlivayushchie_svoystva.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Физминутка и её
оздоравливающие свойства.
Лобода Мария Александровна,
учитель начальных классов.
Артемовский
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
В школе много внимания уделяется вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий. Эта проблема особенно остро встает на уроках в начальной школе. Т.к. урок-это основная форма учебной деятельности. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. А продолжительная и однообразная умственная работа, к которой ребенок 7 лет еще не привык, физиологически связана с возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, поэтому внимание детей ослабевает, они начинают отвлекаться, разговаривать.
Устранить утомление можно, если использовать физическую, умственную и эмоциональную активность. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, которые находились в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.
Таким образом, учитель должен внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.
Физкультминутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
. На уроке проводятся две, а в первом классе три физминутки. В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой повышение готовности организма к предстоящей работе. Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления, возникшего в результате различных видов учебной деятельности.
- Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 5 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
Существует несколько видов физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для слуха;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика.
Учитель проводит физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которых большей степени подвергается утомление во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бёдер. (различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками, и т.д.).
- Упражнения для кистей рук, ребенок может сам самостоятельно выполнить упражнения, чувствуя усталость.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:
- Гимнастику для глаз
-Упражнения для снятия усталости с глаз «Часовщик»
Прищурил глаз(закрыть глаз), чинит часики для нас(закрыть второй глаз)
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:
- Гимнастику для слуха
–Игра «Тихо-громко», «Услышь знакомый звук» при обучении грамоте.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:
- Дыхательную гимнастику.
Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения дышать.
Целесообразно варьировать разнообразные формы физминуток –комплексы общеобразовательных упражнений, игровые задания, несложные игры малой активности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением.
- Танцевально-ритмические физкультминутки целесообразно проводить под популярные детские мелодии («Танец утят», «Буратино» и др.). Можно использовать аудиозапись с заранее записанными ритмическими стихотворениями. Данная форма физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
- Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счёт, где каждое упражнение рассчитано для определённой группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)
- Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по спортивному кружку" Оздоравливающая гимнастика" 1класс
Данная программа составлена с требованием новых стандартов и направлена на укрепление здоровья учащихся....
Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.
Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...
Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.
Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...
Конспект урока по математике 3 класс. Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.
Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить правила деления суммы на число и ...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
Статья. Оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях. Методы и приёмы.
В статье рассматриваются оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях....