Физминутка и её оздоравливающие свойства
материал

Мария Александровна Лобода

Физминутка и её оздоравливающие свойства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizminutka_i_ee_ozdoravlivayushchie_svoystva.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Физминутка и её

оздоравливающие свойства.

                                                               Лобода Мария Александровна,

                                                         учитель начальных классов.

        

Артемовский

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

В  школе много внимания уделяется вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий. Эта проблема особенно остро встает на уроках в начальной школе. Т.к. урок-это основная  форма учебной деятельности. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. А продолжительная и однообразная умственная работа, к которой ребенок 7 лет еще не привык, физиологически связана с возбуждением определенных участков коры  головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, поэтому внимание детей ослабевает, они начинают отвлекаться, разговаривать.

 Устранить утомление можно, если использовать физическую, умственную и эмоциональную активность.   Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, которые находились в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.

Таким образом,  учитель должен внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

Физкультминутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

. На уроке проводятся две, а в первом классе три физминутки. В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой повышение готовности организма к предстоящей работе. Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления, возникшего в результате различных видов учебной деятельности.

  •  Длительность физкультминуток  обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений,    повторяемых 4 – 5 раз.  За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Комплексы подбираются  в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.

Существует несколько видов  физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Учитель проводит  физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся  на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которых большей степени подвергается утомление во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бёдер. (различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками, и т.д.).

  • Упражнения для кистей рук, ребенок может сам самостоятельно выполнить упражнения, чувствуя усталость.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:

  • Гимнастику для глаз

-Упражнения для снятия усталости с глаз «Часовщик»

Прищурил глаз(закрыть глаз), чинит часики для нас(закрыть второй глаз)

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

  • Гимнастику для слуха

 –Игра «Тихо-громко», «Услышь знакомый звук» при обучении грамоте.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

  • Дыхательную гимнастику.

Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения дышать.

Целесообразно варьировать разнообразные формы  физминуток –комплексы общеобразовательных упражнений, игровые задания, несложные игры малой активности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением.

  • Танцевально-ритмические физкультминутки целесообразно проводить под популярные детские мелодии («Танец утят», «Буратино» и др.). Можно использовать аудиозапись с заранее записанными ритмическими стихотворениями. Данная форма физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
  • Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счёт, где каждое упражнение рассчитано для определённой группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)
  • Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по спортивному кружку" Оздоравливающая гимнастика" 1класс

Данная программа составлена с требованием новых стандартов и направлена на укрепление здоровья учащихся....

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.

Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...

Конспект урока по математике 3 класс. Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.

Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Свойства деления. Поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить правила деления суммы на число и ...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

Статья. Оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях. Методы и приёмы.

В статье рассматриваются оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях....