Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СВОБОДНОГО
РАССМОТРЕНА на заседании кафедры начального обучения МОАУ гимназии № 9 Протокол от 30.08.2020 №1 | УТВЕРЖДАЮ директор МОАУ гимназии № 9 г. Свободного ______О.В. Куличкова |
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся 3-х классов на основе нормативно-правовых документов:
- Закона об образовании.
- Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Примерной программы ,рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспеченной УМК для 1–4 классов, автора учебного Чураковой Н.А. Литературное чтение в концепции системы «Перспективная начальная школа». плана МОАУ гимназии № 9 на 2021-2022 учебный год.
- Положения о рабочих программах МОАУ гимназии №9..
Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Количество часов
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Цели и задачи рабочей программы.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности.
Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных
произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Воспитательный компонент
Рабочая программа составлена с учётом Программы воспитания. Воспитательный потенциал данной учебной программы обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников, ценностных отношений:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которые дают ему чтение, искусство, театр, творческое самовыражение.
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья
--к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать
- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы
-к самим себе как хозяевам своей судьбы, отвечающим за своё будущее
Содержание курса «Литературное чтение» 3 класс (136ч)
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Календарно-тематическое планирование для 3 класса.
Программа «Перспективная начальная школа»
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Вид контроля | Дата |
1 | С. Козлов «Июль». Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя». | 1 | Произведения о природе. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями Приём олицетворения | Приём олицетворения | Выразительное чтение | |
2 | Ю. Коваль «Березовый пирожок». Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Приём олицетворения | Ответы на вопросы | |
3 | В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Работа над приёмами сравнение, олицетворение | Чтение наизусть | |
4 | Хрестоматия В. Берестов «Первый листопад» В. Лунин «Идем в лучах зари» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Работа над приёмами сравнение, олицетворение | Чтение наизусть | |
5 | С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | Работа над приёмами сравнение, олицетворение | Чтение наизусть | ||
6 | Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст | Проверка техники чтения | |
7-8 | Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» | 1 | Произведения зарубежной литературы | Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст | Чтение наизусть | |
9 | Контраст. Хокку Басё. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Работа над приёмами контраст и звукопись | Выразительное чтение | |
10 | Хрестоматия В. Лунин «Ливень» В.Берестов «Отражение» | 1 | работа в паре | |||
11 | Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» / Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Работа над приёмами контраст и звукопись | Чтение наизусть | |
12 | Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь»С. Козлов «Как оттенить тишину» | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Работа над приёмами сравнение и контраст | Чтение по ролям | |
13 | Хрестоматия В .Бересатов «Урок листопада» | 1 | работа в паре | |||
14 | Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Приемы олицетворение, сравнение, контраст, звуковые впечатления | Выразительное чтение | |
15 | Записная книжка Кости Погодина | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения Приём олицетворения | Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | Выразительное чтение | |
16 | А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Приём контраста и смысл его использования в литературе | Чтение наизусть | |
17-18 | Хрестоматия А. Иванов «Как Хома картины собирал» | 2 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Осознанное и выразительное чтение; понимание природы художественного приема и его особенностей | работа в паре | |
19 | В. Берестов «Большой мороз» | 1 | Различение жанров произведений. | Выразительное чтение | ||
20 | В. Берестов «Плащ». Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: произведениями | Выразительное чтение | ||
21 | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | 1 | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Подвести к выводу о ценности общения и совместного переживания красоты природы | Пересказ текста по плану | |
22 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд». | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями | Убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок. Учиться видеть не только глазами, но и сердцем. | Пересказ текста по плану | |
23 | Настроение героя. Хокку Ранрана. В. Поленов. «Заросший пруд» | 1 | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Чтение наизусть, ответы | ||
24 | В.Берестов «Первый листопад», «Листопад» В.Лунин «Идём в лучах зари», «Ливень» | Сравнительный анализ текстов; осознанное и выразительное чтение | Выразительное чтение | |||
25 | А. Иванов "Как Хома картины собирал". Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления» | Выразительное чтение | ||||
26-27 | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | 1 | Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений | Признаки самых древних сказочных сюжетов: объяснение происхождения, природных явлении, особенностей внешнего вида животных и причин их поведения | Пересказ текста по плану | |
28 | Африканская сказка «Гиена и черепаха» | 1 | Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества | Сравнительный анализ сказок. Типологические особенности сказочных сюжетов | Выразительное чтение | |
29 | Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | Выразительное чтение | ||
30 | Самые древние сказочные истории | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки) | Пересказ текста по плану | |
31 | Хрестоматия Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» | 1 | Пересказ текста по плану | |||
32 | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки) | Выразительное чтение | |
33 | Корейская сказка «Как барсук и куница судились» | 1 | Произведения зарубежной литературы | Пересказ текста по плану | ||
34 | Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Представление о бродячем сказочном сюжете. | Пересказ текста по плану | |
35 | Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Ответы на вопросы | ||
36 | Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории? | 1 | Произведения зарубежной литературы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Выразительное чтение | ||
37-38 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 2 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного. | Выразительное чтение | |
39 | Хрестоматия Д. Дмитртев «Встреча» | 1 | Пересказ текста по плану | |||
40 | Индийская сказка «Хитрый шакал» | 1 | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Распознание черт бродячего сказочного сюжета | Выразительное чтение | |
41 | Сборник «Сказки народов мира» | 1 | Произведения зарубежной литературы | Различение сказочных сюжетов, времени их создания | Ответы на вопросы | |
42 | Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Признаки Самых древних сказочных сюжетов | Пересказ текста по плану | |
43 | Хрестоматия Шведская сказка «По заслугам расчет» | 1 | Признаки Самых древних сказочных сюжетов | Пересказ текста по плану | ||
44 | Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Герои сказок | Ответы на вопросы | ||
45 | Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями | Чтение наизусть | |
46 | Хрестоматия М. Яснов «Мы и птицы». Э Мошковская «Мотылек» | 1 | Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений | Выразительное чтение | ||
47 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.» | 1 | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя | Выразительное чтение | |
48 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак» | 1 | Пересказ текста по плану | |||
49 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Выразительное чтение | ||
50 | Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют». Т. Пономарева «Автобус» | 1 | Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Выразительное чтение | ||
51 | Хрестоматия С. Козлов «Звуки и голоса» | 1 | Учить видеть в тексте присутствие не только героя рассказа, но и героя-рассказчика | Выразительное чтение | ||
52 | Т. Пономарева | 1 | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений | Пересказ текста по плану | |
53 | Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии. | Пересказ текста по плану | |
54 | Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Высказывание оценочных суждений | Осмысливание мотивов и поступков, чувств и переживаний героев литературного произведения | Выразительное чтение | |
55 | Хрестоматия О. Кургузов «Мальчик-папа» | 1 | Выразительное чтение | |||
56 | Тим Собакин «Игра в птиц» | 1 | События, составляющие основу произведения | Формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения | Пересказ текста по плану | |
57 | К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом. | 1 | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. | Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями | Чтение наизусть | |
58 | Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Отвечать на вопросы | |||
59 | Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» | 1 | Отвечать на вопросы | |||
60-61 | Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». | 2 | Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Развивать устную речь: пересказ событий рассказа | Выразительное чтение | |
62 | Маша Вайсман «Лучший друг медуз» | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста | Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа | Пересказ текста по плану | |
63 | Хрестоматия Э. Мошковская Когда я уезжаю. В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | Настоящее богатство - дружба | Выразительное чтение | ||
64 | А. Куприн «Слон» | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков | Пересказ текста по плану | |
65 | А. Куприн «Слон» | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Выразительное чтение | ||
66 | А. Куприн «Слон» | 1 | Пересказ текста по плану | |||
67 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Что чувствуют и переживают герои. | Выразительное чтение | |
68 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста | Сравнение двух прозаических произведений с точки зрения выраженного в них закона жизни | Ответы на вопросы | |
69 | С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари». | 1 | Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям Жанр живописи – портрет. Обобщение на основе наблюдений | Выразительное чтение | |
70 | Хрестоматия Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | 1 | ||||
71 | Обобщение по теме: «Учимся любить». Заседания для членов клуба | 1 | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Литературный сборник, его виды | Ответы на вопросы | |
72-73 | Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». | 2 | Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни | Басня. Композиция басни: основная часть (повествование) и вывод (мораль) | Выразительное чтение | |
74 | Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» | 1 | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Варианты размещения вывода в тексте басни | Выразительное чтение | |
75 | Лента времени литературных произведений | 1 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Пословицы – вывод к басне | Ответы на вопросы | |
76 | Хрестоматия Ж. Лафонтен «Волк и журавль» «Ворона в павлиньих перьях» | 1 | Бродячие басенные истории. Сравнительный анализ двух басен. | Выразительное чтение | ||
77 | Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Смысл басни. Специфика басни. Сравнительный анализ двух басен. | Выразительное чтение | |
78 | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова | 1 | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Чтение наизусть | ||
79 | И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни | Разная эмоциональная окраска смеха. Актуализация разных смыслов басни сменой выводов к ней | Ответы на вопросы | |
80 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Сравнение басен Ивана Крылова | Выразительное чтение | |
81 | Хрестоматия И. Крылов «Волк и журавль» | 1 | Выразительное чтение | |||
82 | Хрестоматия Индийская сказка « О радже и птичке» | 1 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Особенности индийской сказки | Выразительное чтение | |
83 | Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости» | 1 | Особенности бытовых сказок | Ответы на вопросы | ||
84 | Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"» | 1 | Произведения о детях. Герои произведения | Разные точки зрения на одну и ту же проблему | Выразительное чтение | |
85 | И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги | 1 | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Раскрыть разные аспекты смешного. Подтверждение текстом разных точек зрения | Выразительное чтение | |
86 | М. Бородицкая «На контрольной». | 1 | Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Причины смешного в коротких поэтических текстах | Чтение наизусть | |
87 | Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол» | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Выразительное чтение | ||
88 | Н. Тэффи «Преступник» | 1 | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе его черты. | Выразительное чтение | |
89 | Н. Тэффи «Преступник» | 1 | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | Контраст и цель его использования в тексте | Пересказ текста по плану | |
90 | Хрестоматия Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | Как рождается герой. Черты сказочного героя. | Выразительное чтение | ||
91 | К. Чуковский «От двух до пяти» | 1 | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания | Некоторые аспекты природы смешного в литературном произведении | Выразительное чтение | |
92 | Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь» | 1 | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Выразительное чтение | ||
93-94 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 2 | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Развитие умения пересказывать основные моменты текста своими словами | Пересказ текста по плану | |
95 | Хрестоматия М.Вайсман «Приставочка моя любименькая» | 1 | Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста | Как рождается герой. Черты сказочного героя. | Выразительное чтение | |
96 | Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного» | 1 | Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Ответы на вопросы | ||
97 | Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы» | 1 | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания | Главная мысль и тема текста. | Выразительное чтение | |
98 | Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Черты характера героя. | Чтение наизусть | |
99 | Б. Заходер «История гусеницы». | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. | Выразительное чтение | |
100-101 | Б. Заходер «История гусеницы» | 2 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Краткий пересказ основных моментов текста своими словами | Пересказ текста по плану | |
102 | Хрестоматия С.Махотин «Самый маленький» | 1 | Признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя | Выразительное чтение | ||
103 | Хрестоматия Л.Муур «Крошка Енот» | 1 | Кто такой настоящий храбрец | Выразительное чтение | ||
104-105 | М. Яснов «Гусеница – бабочке». Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина». | 2 | Юмористические произведения для детей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Главная мысль и тема текста. Использование научных сведений в сказке и стихотворении | Чтение наизусть | |
106 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Деление текста на смысловые части | Выразительное чтение | |
107 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Различать жанры произведений. Герои произведения | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера. | Пересказ текста по плану | |
108 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | Выразительное чтение | |
109 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | Высказывание оценочных суждений | Выразительное чтение | ||
110 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Сходство и отличие между героем сказки и героем рассказа | Пересказ текста по плану | |
111 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | Произведения о детях. Герои произведения | Опираясь на высказывания и поступки героя, выражения лиц и поз людей представлять себе черты их характеров. | Выразительное чтение | |
112 | Л. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Пересказ текста по плану | ||
113 | Н. Некрасов «На Волге» | 1 | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера. | Чтение наизусть | |
114 | Н. Некрасов «На Волге». Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера». | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями | Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений | Выразительное чтение | |
115-116 | С Махотин «Самый маленький» | 2 | Выразительное чтение | |||
117-118 | Хрестоматия А.Пушкин Сказка о царе Салтане…» | 2 | Кто такой настоящий герой | Выразительное чтение | ||
119 | Обобщение по теме: «Как рождается герой» | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Ответы на вопросы | ||
120 | Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями | Показать, что меняется и не изменяется жизни людей с течением времени | Ответы на вопросы | |
121 | Хрестоматия Ю. Коваль «Под соснами» | 1 | Чувства человека, природа остаются неизменны | Выразительное чтение | ||
122 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. | Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера. | Выразительное чтение | |
123 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Произведения классиков детской литературы | Вычленение разных линий повествования в тексте Разные точки зрения героев рассказа | Выразительное чтение | |
124 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Пересказ текста по плану | ||
125 | Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой | 1 | с живописными и музыкальными произведениями | Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений | Ответы на вопросы | |
126 | А. Пушкин «Цветок» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения | Чтение наизусть | ||
127 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | По проявлениям и деталям воссоздавать характеры героев рассказа Сравнительный анализ своих поступков с поступками героев произведений | Выразительное чтение | |
128 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Пересказ текста по плану | ||
129 | А. Гайдар «Чук | 1 | Участие в диалоге о прочитанном | Рассматривать характеры литературных героев в развитии | Выразительное чтение | |
130 | А. Гайдар «Чук | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Краткий пересказ основных событий и фрагментов текста | Выразительное чтение | |
131 | А. Гайдар «Чук | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Выразительное чтение | ||
132 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 1 | Произведение о детях. Герои произведения | Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев рассказа | Проверка техники чтения | |
133 | А. Гайдар «Чук | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | История – изменения, которые происходят в жизни людей с течение времени. Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей | Выразительное чтение | |
134 | Постоянство в природе и чувствах людей А. Юон.«Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – | Чувства человека, природа остаются неизменны | Выразительное чтение | |
135 | Хрестоматия К.Паустовский «Стальное колечко» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – | Актуализация знаний о жанрах, приемах в литературе | Выразительное чтение | |
136 | Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее» | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану | Ответы на вопросы |
Учебно-методическая литература
3 класс
- Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...