Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс
рабочая программа (3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx78.89 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СВОБОДНОГО

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

начального обучения

МОАУ гимназии № 9

Протокол от 30.08.2020 №1

УТВЕРЖДАЮ

директор МОАУ гимназии № 9

г. Свободного

 ______О.В. Куличкова

Рабочая программа

  по литературному чтению

3 класс

2020- 2021 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся 3-х классов на основе нормативно-правовых документов:

  1. Закона об образовании.
  2. Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Примерной  программы ,рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспеченной  УМК для 1–4 классов, автора  учебного  Чураковой Н.А. Литературное чтение в концепции системы «Перспективная начальная школа». плана МОАУ гимназии № 9  на 2021-2022 учебный год.
  4. Положения о рабочих программах МОАУ гимназии №9..  

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  • Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

Количество часов

Программа  рассчитана на 136 часов  в год (4 часа в неделю).

Цели и задачи рабочей программы.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

        В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

        духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

        – духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

        – литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

        – библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

        Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности.        

Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

        • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

        • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

        • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

        • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

        В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. 

 

        Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

        «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Обучающиеся научатся:

        • читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

        • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

        • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

        • называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

        • рассказывать о любимом литературном герое;

        • выявлять авторское отношение к герою;

        • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

        • читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

        • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

        • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

        • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

        • самостоятельно читать выбранные книги;

        • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных

произведений;

        • самостоятельно работать со словарями.

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Обучающиеся научатся:

        • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

        • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

        • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

        • обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

        Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Обучающиеся научатся:

        • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

        • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

        • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

        • принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

        Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

        • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

        • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

        • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

 Воспитательный компонент

Рабочая программа составлена с учётом Программы воспитания. Воспитательный потенциал данной учебной программы обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников, ценностных отношений:

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

- к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,  которые дают ему чтение, искусство, театр, творческое самовыражение.

-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

--к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать

- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы

-к самим себе как хозяевам своей судьбы, отвечающим за своё будущее

Содержание курса «Литературное чтение» 3 класс (136ч)

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и  выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование  библиографической  культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство  с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север,  тучи нагоняя…»,  «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;  Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

           

Календарно-тематическое планирование для 3 класса.

Программа «Перспективная начальная школа»

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Вид контроля

Дата

1

С. Козлов «Июль». Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя».

1

Произведения о природе.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Приём олицетворения

Приём олицетворения

Выразительное чтение

2

Ю. Коваль «Березовый пирожок». 

Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад».

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Приём олицетворения

Ответы на вопросы

3

В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Работа над приёмами сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

4

Хрестоматия

В. Берестов «Первый листопад» В. Лунин «Идем в лучах зари»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусства – живописными

и музыкальными произведениями

Работа над приёмами сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

5

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». 

1

Работа над приёмами сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

6

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст

Проверка техники чтения

7-8

Олицетворение. Хокку Дзёсо

и Басё.

Вадим Шефнер «Середина марта»

1

Произведения зарубежной литературы

Работа над приёмами сравнение, олицетворение, контраст

Чтение наизусть

9

Контраст. Хокку Басё. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –

живописными и музыкальными произведениями

Работа над приёмами контраст и звукопись

Выразительное чтение

10

Хрестоматия

В. Лунин «Ливень»

В.Берестов «Отражение»

1

работа в паре

11

Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» /

Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Работа над приёмами контраст и звукопись

Чтение наизусть

12

Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь»С. Козлов «Как оттенить тишину»

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Работа над приёмами сравнение и контраст

Чтение по ролям

13

Хрестоматия

В .Бересатов «Урок листопада»

1

работа в паре

14

Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Приемы олицетворение, сравнение, контраст, звуковые впечатления

Выразительное чтение

15

Записная книжка Кости Погодина

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Герой произведения Приём олицетворения

Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

Выразительное чтение

16

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Приём контраста и смысл его использования в литературе

Чтение наизусть

17-18

Хрестоматия

А. Иванов «Как Хома картины собирал»

2

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Осознанное и выразительное чтение; понимание природы художественного приема и его особенностей

работа в паре

19

В. Берестов «Большой мороз»

1

Различение жанров произведений.

Выразительное чтение

20

В. Берестов «Плащ».

Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: произведениями

Выразительное чтение

21

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Подвести к выводу о ценности общения и совместного переживания красоты природы

Пересказ текста по плану

22

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок.

Учиться видеть не только глазами, но и сердцем.

Пересказ текста по плану

23

Настроение героя. Хокку Ранрана. В. Поленов. «Заросший пруд»

1

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Чтение наизусть, ответы

24

В.Берестов «Первый листопад», «Листопад» В.Лунин «Идём в лучах зари», «Ливень»

Сравнительный анализ текстов; осознанное и выразительное чтение

Выразительное чтение

25

А. Иванов "Как Хома картины собирал". Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления»

Выразительное чтение

26-27

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений

Признаки самых древних сказочных сюжетов: объяснение происхождения, природных явлении, особенностей внешнего вида животных и причин их поведения

Пересказ текста по плану

28

Африканская сказка «Гиена и черепаха»

1

Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества

Сравнительный анализ сказок. Типологические особенности сказочных сюжетов

Выразительное чтение

29

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

1

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения

Выразительное чтение

30

Самые древние сказочные истории

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки)

Пересказ текста по плану

31

Хрестоматия

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

1

Пересказ текста по плану

32

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Сравнительный анализ сказок (Просто древние сказки)

Выразительное чтение

33

Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

Произведения зарубежной литературы

Пересказ текста по плану

34

Индийская сказка «О собаке, кошке

и обезьяне»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Представление о бродячем сказочном сюжете.

Пересказ текста по плану

35

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории

1

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Ответы на вопросы

36

Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?

1

Произведения зарубежной литературы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Выразительное чтение

37-38

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

2

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного.

Выразительное чтение

39

Хрестоматия

Д. Дмитртев «Встреча»

1

Пересказ текста по плану

40

Индийская сказка «Хитрый шакал»

1

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

Распознание черт бродячего сказочного сюжета

Выразительное чтение

41

Сборник «Сказки народов мира»

1

Произведения зарубежной литературы

Различение сказочных сюжетов, времени их создания

Ответы на вопросы

42

Бурятская сказка «Снег и заяц».

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

1

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Признаки Самых древних сказочных сюжетов

Пересказ текста по плану

43

Хрестоматия

Шведская сказка «По заслугам расчет»

1

Признаки Самых древних сказочных сюжетов

Пересказ текста по плану

44

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Произведения зарубежной литературы. Герои сказок

Ответы на вопросы

45

Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями

Чтение наизусть

46

Хрестоматия

М. Яснов «Мы и птицы».  Э Мошковская «Мотылек»

1

Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений

Выразительное чтение

47

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

1

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя

Выразительное чтение

48

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»

1

Пересказ текста по плану

49

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Выразительное чтение

50

Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют».

Т. Пономарева «Автобус»

1

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Выразительное чтение

51

Хрестоматия

С. Козлов «Звуки и голоса»

1

Учить видеть в тексте присутствие не только героя рассказа, но и героя-рассказчика

Выразительное чтение

52

Т. Пономарева
«В шкафу».
Э. Мошковская «Вода в колодце».
 Поход в Музейный дом. Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота»

1

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Сравнительный анализ нескольких стихотворных произведений

Пересказ текста по плану

53

Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.

Пересказ текста по плану

54

Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Высказывание оценочных суждений

Осмысливание мотивов и поступков, чувств и переживаний героев литературного произведения

Выразительное чтение

55

Хрестоматия

О. Кургузов «Мальчик-папа»

1

Выразительное чтение

56

Тим Собакин «Игра в птиц»

1

События, составляющие основу произведения

Формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения

Пересказ текста по плану

57

К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом.

1

Произведения выда-ющихся представителей русской литературы.

Особенность поэтического мировосприятия - способность создавать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями

Чтение наизусть

58

Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади».

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Отвечать

на вопросы

59

Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

1

Отвечать

на вопросы

60-61

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

2

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Развивать устную речь: пересказ событий рассказа

Выразительное чтение

62

Маша Вайсман «Лучший друг

медуз»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа

Пересказ текста по плану

63

Хрестоматия

Э. Мошковская Когда я уезжаю. В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

Настоящее богатство - дружба

Выразительное чтение

64

А. Куприн «Слон»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков

Пересказ текста по плану

65

А. Куприн «Слон»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Выразительное чтение

66

А. Куприн «Слон»

1

Пересказ текста по плану

67

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Что чувствуют и переживают герои.

Выразительное чтение

68

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Сравнение двух прозаических произведений с точки зрения выраженного в них закона жизни

Ответы на вопросы

69

С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».

1

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; формирование умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям

Жанр живописи – портрет.

Обобщение на основе наблюдений

Выразительное чтение

70

Хрестоматия

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

1

71

Обобщение по теме: «Учимся любить».

Заседания для членов клуба

1

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения

Литературный сборник, его виды

Ответы на вопросы

72-73

Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

2

Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни

Басня. Композиция басни: основная часть (повествование) и вывод (мораль)

Выразительное чтение

74

Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

1

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Варианты размещения вывода в тексте басни

Выразительное чтение

75

Лента времени литературных произведений

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Пословицы – вывод к басне

Ответы на вопросы

76

Хрестоматия

Ж. Лафонтен «Волк и журавль» «Ворона в павлиньих перьях»

1

Бродячие басенные истории. Сравнительный анализ двух басен.

Выразительное чтение

77

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»

1

Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

Смысл басни.

Специфика басни.

Сравнительный анализ двух басен.

Выразительное чтение

78

 Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова

1

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

Чтение наизусть

79

И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова

1

Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни

Разная эмоциональная окраска смеха. Актуализация разных смыслов басни сменой выводов к ней

Ответы на вопросы

80

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Сравнение басен Ивана Крылова

Выразительное чтение

81

Хрестоматия

И. Крылов «Волк и журавль»

1

Выразительное чтение

82

Хрестоматия

Индийская сказка « О радже и птичке»

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Особенности индийской сказки

Выразительное чтение

83

Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»

1

Особенности бытовых сказок

Ответы на вопросы

84

Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»

1

Произведения о детях. Герои произведения

Разные точки зрения на одну и ту же проблему

Выразительное чтение

85

И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги
«О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы
3-го класса»

1

Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Раскрыть разные аспекты смешного. Подтверждение текстом разных точек зрения

Выразительное чтение

86

М. Бородицкая «На контрольной».

1

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Причины смешного в коротких поэтических текстах

Чтение наизусть

87

Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»

1

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Выразительное чтение

88

Н. Тэффи «Преступник»

1

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе его черты.

Выразительное чтение

89

Н. Тэффи «Преступник»

1

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

Контраст и цель его использования в тексте

Пересказ

текста по плану

90

Хрестоматия

Н.Носов «Мишкина каша»

1

Как рождается герой. Черты сказочного героя.

Выразительное чтение

91

К. Чуковский

«От двух до пяти»

1

Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания

Некоторые аспекты природы смешного в литературном произведении

Выразительное чтение

92

Г. Остер «Вредные советы».

Т. Пономарева «Помощь»

1

Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Выразительное чтение

93-94

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

2

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Развитие умения пересказывать основные моменты текста своими словами

Пересказ текста по плану

95

Хрестоматия

М.Вайсман «Приставочка моя любименькая»

1

Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста

Как рождается герой. Черты сказочного героя.

Выразительное чтение

96

Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

1

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Ответы на вопросы

97

Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»

1

Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания

Главная мысль и тема текста.

Выразительное чтение

98

Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Черты характера героя.

Чтение наизусть

99

Б. Заходер «История гусеницы».
Л. Яхнин «Лесные жуки»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.

Выразительное чтение

100-101

Б. Заходер «История гусеницы»

2

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Краткий пересказ основных моментов текста своими словами

Пересказ текста по плану

102

Хрестоматия

С.Махотин «Самый маленький»

1

Признаки небылицы, сказки, рассказа. Черты настоящего героя

Выразительное чтение

103

Хрестоматия

Л.Муур «Крошка Енот»

1

Кто такой настоящий храбрец

Выразительное чтение

104-105

М. Яснов «Гусеница – бабочке».

Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина».

2

Юмористические произведения для детей.  Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Главная мысль и тема текста. Использование научных сведений в сказке и стихотворении

Чтение наизусть

106

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Деление текста на смысловые части

Выразительное чтение

107

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Различать жанры произведений. Герои произведения

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.

Пересказ текста по плану

108

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Черты сходства и отличия  между героем сказки и героем рассказа

Выразительное чтение

109

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Высказывание оценочных суждений

Выразительное чтение

110

Л. Пантелеев

«Честное слово»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Сходство и отличие между героем сказки и героем рассказа

Пересказ текста по плану

111

Л. Пантелеев

«Честное слово»

1

Произведения о детях. Герои произведения

Опираясь на высказывания и поступки героя, выражения лиц и поз людей представлять себе черты их характеров.

Выразительное чтение

112

Л. Пантелеев

«Честное слово».

Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями

Пересказ текста

по плану

113

Н. Некрасов

«На Волге»

1

Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.

Чтение наизусть

114

Н. Некрасов «На Волге». 

Иллюстрация Арсения Мещерского  «У лесного озера».

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями

Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений

Выразительное чтение

115-116

С Махотин «Самый маленький»

2

Выразительное чтение

117-118

Хрестоматия

А.Пушкин Сказка о царе Салтане…»

2

Кто такой настоящий герой

Выразительное чтение

119

Обобщение по теме: «Как рождается герой»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Ответы на вопросы

120

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица».

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – с живописными и музыкальными произведениями

Показать, что меняется и не изменяется жизни людей с течением времени

Ответы на вопросы

121

Хрестоматия

Ю. Коваль «Под соснами»

1

Чувства человека, природа остаются неизменны

Выразительное чтение

122

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения.

Опираясь на высказывания и поступки героя, представлять себе черты его характера.

Выразительное чтение

123

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Произведения классиков детской литературы

Вычленение разных линий повествования в тексте

Разные точки зрения героев рассказа

Выразительное чтение

124

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Пересказ текста по плану

125

Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой

1

с живописными и музыкальными произведениями

Сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений

Ответы на вопросы

126

А. Пушкин «Цветок»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения

Чтение наизусть

127

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

По проявлениям и деталям воссоздавать характеры героев рассказа Сравнительный анализ своих поступков с поступками героев произведений

Выразительное чтение

128

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Пересказ текста по плану

129

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

1

Участие в диалоге

о прочитанном

Рассматривать характеры литературных героев в развитии

Выразительное чтение

130

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Краткий пересказ основных событий и фрагментов текста

Выразительное чтение

131

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

Умение задавать

вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Выразительное чтение

132

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

Произведение о детях. Герои произведения

Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев рассказа

Проверка техники чтения

133

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

История – изменения, которые происходят в жизни людей с течение времени.

Главные ценности жизни – неизменное для разных поколений людей

Выразительное чтение

134

Постоянство в природе и чувствах людей

А. Юон.«Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
живописными
и музыкальными произведениями

Чувства человека, природа остаются неизменны

Выразительное чтение

135

Хрестоматия

К.Паустовский «Стальное колечко»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
живописными
и музыкальными произведениями

Актуализация знаний о жанрах, приемах в литературе

Выразительное чтение

136

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста

по плану

Ответы на вопросы

Учебно-методическая литература

3 класс

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...