Программа внеурочной деятельности "Здоровейка"
рабочая программа (2 класс)

Белякова Оксана Васильевна

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейки» носит  образовательно-воспитательный характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zdoroveyka.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Тип программы: образовательная программа

                                   по  спортивно-оздоровительному направлению

     Кружок: «Здоровейка»

     Срок реализации программы: 1 год

     Возраст обучающихся: 7-8 лет

     Составитель: учитель начальных классов

     Белякова Оксана Васильевна

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования – кружка «Уроки здоровья» разработана на основе «Рабочей программы по внеурочной деятельности учащихся начальной школы», «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» и «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» («Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2»), на основе авторской программы «Планета здоровья» учителя начальных классов Всеволожского района Ленинградской области Косухиной Л.Г.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

    Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейки» носит  образовательно-воспитательный характер.

Ценностные основы:

- здоровье - физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение родителей, забота и помощь, честность, чувство долга, красота, гармония, эстетическое развитие.

Цель программы: 

- развитие здоровой личности с устойчивым поведением, способной к духовному, нравственному и физическому саморазвитию; развитие ценностного отношения к окружающему миру, семье, школе.

Задачи:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

           Программа кружка «Здоровейка» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 2 класса 1 час в неделю,  предусматривает 35 часов.

  1. Учебно-тематический план (35  ч.)

№п/п

Наименование тем

Всего часов

 В том числе

дата

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторн.

Внеаудитор.

План

Факт

«В гостях у Гигиены»

9

1

От улыбки хмурый день светлей…

1

1

Психогимнастика. Игра «Ласковушки» (с мячом). «Где «живет» здоровье?»

2-3

Режим дня.

2

1

1

Информация о режиме. Его значение.

4-5

Утренняя зарядка.

2

2

Утренняя зарядка. Комплекс утренней зарядки.

6

Наши друзья – вода и мыло.

1

1

Знакомство с правилами гигиены. Разбор различных ситуаций.

7

Чтобы зубы не болели.

1

1

Изучение таблицы «Чистка зубов». Игра «Вредно - полезно».

8

Гигиена кожи.

1

1

Знакомство с культурно-гигиеническими навыками.

9

Обобщение по разделу. Викторина «В гостях у Гигиены»

1

1

Подведение итогов: коллективное обсуждение  проведенных занятий, личного участия каждого ученика.

«Советы Айболита»

9

10

«Забота о глазах». Опыт-наблюдение.

1

1

Дать понятие об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Выполнять гимнастику для глаз. Провести наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению.

11-12

Гимнастика для глаз.

2

1

1

Практическое занятие «Гимнастика для глаз».

13

Сон – лучшее лекарство.

1

1

Игра-практикум «Твое здоровье в твоих руках». Разбор различных ситуаций.

14

Закаливание в домашних условиях

1

1

Разъяснить необходимость закаливания и занятий физическими упражнениями.

15

Иммунитет

1

1

Разбор ситуаций. Инсценировка. Просмотр и обсуждение фильма.

16-17

Спорт в жизни ребёнка.

2

1

1

Знакомство с правилами  спортивных игр. Участие в соревновании.

18

Слагаемые здоровья

1

1

Формировать потребность в выборе  здорового образа жизни за счет умений "быть здоровым".

«Попрыгать, поиграть»

9

19-22

Подвижные игры.

4

4

Знакомство с играми летнего и зимнего периода.  Участие в соревновании.

23-26

Спортивные игры и эстафеты.

4

4

Знакомство с правилами  спортивных игр. Участие в соревновании. Награждение победителей. Игры на свежем воздухе.

27

Беседа-диалог «Мои привычки».

1

1

Отработка игровых приемов. Организация и проведение игр.

«Азбука безопасности»

8

28

Правила поведения в школе.

1

1

Правила поведения в школе (экскурсия по школе).

29

Правила поведения на улице.

1

1

Знакомство с правилами поведения в лесу, на озере, на площадке. Проведение викторины.

30

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

1

Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы.

31

Правила поведения в общественных местах.

1

1

Разбор различных ситуаций.

32

Опасность у нас дома.

1

1

Принятие правил поведения в экстремальных ситуациях.

33

Спички детям – не игрушка.

1

1

Противопожарная безопасность. Разбор различных ситуаций.

34

Безопасность при общении с домашними животными.

1

1

Разъяснить необходимость защиты от насекомых, предосторожности при обращении с животными.

35

Обобщение по разделу. Викторина «Азбука безопасности»

1

1

Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.

35

17

18

  1. Содержание программы

«В гостях у Гигиены» (9 часов)

Знакомство с правилами гигиены. Показ сценки. Изучение таблицы «Чистка зубов». Проведение игры «Вредно - полезно». Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Знакомство с режимом дня первоклассника. Анкетирование. Викторина. Беседа «Сменная обувь. Зачем она?». Знакомство со сказкой. Обсуждение ситуации. Формулировка правил.  Игра-практикум «Твое здоровье в твоих руках». Разбор различных ситуаций. Кроссворд. Конструирование дома здоровья. Час здоровья «Где чистота, там здоровье». Знакомство с культурно-гигиеническими навыками. Разучивание упражнений утренней зарядки. Разгадывание загадок. Беседы с врачом. Подведение итогов: коллективное обсуждение  проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

«Советы Айболита» (9 часов)

Беседа-диалог «Мои привычки». Разбор ситуаций. Инсценировка. Просмотр и обсуждение фильма. Инсценировка «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Знакомство с полезными продуктами: «Овощи, фрукты – полезные продукты». Традиции питания на Руси. «Забота о глазах». Опыт-наблюдение. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глазам. Игра «Полезно-вредно». Игра-практикум «Путешествие по музеям напитков». Знакомство с  видами напитков. Значение их для жизнедеятельности организма. Подведение итогов: коллективное обсуждение  проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

«Попрыгать, поиграть»  (9 часов)

Знакомство с играми летнего и зимнего периода. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Спортивное мероприятие «Веселые старты». Выбор  места соревнования. Подбор участников команд. Знакомство с правилами  спортивных игр. Участие в соревновании. Награждение победителей. Игры на свежем воздухе. Выбор площадки. История игр. Отработка игровых приемов. Организация и проведение игр.

«Азбука безопасности» (8 часов)

Правила поведения в школе (экскурсия по школе). Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дама до школы. Выставка рисунков. Игра «Осторожно – тонкий лед!». Дискуссия о просмотре фрагмента. Принятие правил поведения в экстремальных ситуациях.Подведение итогов, формирование портфолио.

                             4.   Предполагаемые   результаты  реализации программы

Личностные результаты 

- Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию;

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

-  сформированность основ российской, гражданской позиции;

Метапредметные результаты 

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарища, группы, класса;

Познавательные УУД:

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, книги, СМИ, интернет и т.д.;

- перерабатывать полученную информацию;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- работать в парах и малых группах.

  1. Формы контроля, подведения итогов реализации программы.

           Реализация программы «Здоройка» способствует формированию ценностно-ориентированного отношения к себе, семье, школе, природе, к земле, стране, людям.

        Главные показатели духовно-нравственного развития обучающегося  - успех, доброта, образование, красота, порядок, активность, талант и здоровье.

        Основные критерии сформированности ценностей у обучающегося - его  дела,  поступки, мотивы, которыми он руководствуется в своем поведении.

Подведение итогов  каждого изучаемого раздела проводится в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

- викторины,

- творческие конкурсы,

- КВНы,

- ролевые игры,

- конференции.

Подобная организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

  Для изучения знаний и умений применяются следующие  методы:

- наблюдение;  

- беседы с обучающимся и родителями;  

- анкетирование;

психолого-педагогические  диагностические карты обследования обучающегося;

деловые и ролевые игры (создание  ситуаций,  требующих  проявления тех или иных качеств личности).

6.  Методические рекомендации.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение  ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы  гигиенического  поведения, реализации  усвоения  знаний  и  представлений  в поведении.  Педагог  учитывает,  что  ребёнок,  изучая  себя,  особенности организма,  психологически  готовится  к  тому,  чтобы  осуществлять  активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного  взаимодействия  с  ребёнком,  делается  акцент  на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание  занятий  желательно  наполнять  сказочными  и  игровыми сюжетами  и  персонажами.  Введение  игры  в  занятие  позволяет  сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и  есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе,  к  людям. К жизни. Только  человек, живущий  в  гармонии  с  собой  и  с миром, будет действительно здоров.

Каждое  занятие  должно  приносить  детям  чувство  удовлетворения, лёгкости и радости.

Оценка эффективности реализации программы:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- качество отношений в коллективе;

- знание правил поведения и умение их использовать;

- чистота и порядок в портфеле, дома, на рабочем месте в классе;

- осознанные действия по сохранению здоровья;

- готовность к совместной деятельности;

- готовность к участию в социальных проектах;

- ценностное отношение к семье, окружающему миру.

                                             Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

7. Материально-техническое обеспечение программы.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Д

1.2

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.  

Д

1.3

Берхман И. И. «Валеология – наука о здоровье». М.: ФиС, 2006 г.

Д

1.4

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

Д

1.5

Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Д

1.6

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004

Д

1.7

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя

Д

1.8

Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003

Д

1.9

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003

Д

1.10

“Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005г

Д

Рекомендуемая литература для родителей и детей.

1.11

Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002

Д

1.12

“Уроки Мойдодыра”, Г.Зайцев, Санк-Петербург, 1996г

Д

1.13

«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003

Д

1.14

«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004

Д

2. Печатные пособия

2.1

Плакаты методические

Д

2.2

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

Д

3. Технические средства обучения

3.1

Музыкальный центр

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

3.3

Персональный компьютер

Д

3.4

Цифровая фотокамера

Д

3.5

Мультимедийный проектор.

Д

4. Экранно-звуковые пособия

4.1

Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения)

Д

4.2

DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009

Д

4.3

DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009

Д

4.4

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).

Д

5. Игры и игрушки

5.1

Настольные развивающие игры по тематике программы

П

5.2

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов

П

5.3

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

6. Оборудование класса

6.1

Ученические столы двуместные с комплектом стульев.

К

6.2

Стол учительский с тумбой.

Д

6.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

6.4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д

6.5

Подставки для книг, держатели для таблиц и т. п.

П

6.6

Магнитная доска

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...