Литературное богатство донского фольклора в сказках, легендах, преданиях, песнях.
проект (3 класс)

Клепка Наталья Викторовна

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ  «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matvienko_elena_3_g_klass.doc_rabota.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

 «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ» 

Направление работы:

Литературоведение и литературное творчество

Тема: Литературное богатство донского фольклора в сказках, легендах, преданиях, песнях.

Автор: Матвиенко Елена Витальевна

Научный руководитель: Клепка Наталья Викторовна

Место выполнения работы: МБОУ «Школа№60» г. Ростов-на-Дону

2020

Оглавление

I

Введение.

3

II

Теоретическая часть.

2.1

Особенности донского фольклора.

4

2.2

Сказки-былички.

5-8

2.3

Легенды.

9-10

2.4

Предания.

11-12

2.5

Песни.

13-16

III

Практическая часть

3.1

Анкетирование и анализ результатов.

17-19

IV

Заключение.

20

V

Список источников и использованной литературы.

21

VI

Приложение.

22-24


I.Введение

Современная цивилизация имеет свое прошлое, настоящее и будущее, которые связаны в единую, неразрывную цепь. Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Одним из источников, из которого современный человек узнает сведения об историческом прошлом донского края – является донской казачий фольклор.  Через произведения  УНТ казаки не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через повествования о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях.

Цель исследования: провести анализ произведений устного фольклора донского казачества.

Задачи исследования:

-определить тематический состав жанров донского фольклора

-изучить особенности казачьего фольклора,

-проанализировать, систематизировать материал по данной теме,

-познакомить одноклассников с жанровым  многообразием донского фольклора.

Проблема: учащиеся  начальной школы недостаточно эрудированы   о жанровом многообразии устного народного творчества,  о литературном богатстве донского фольклора.

Гипотеза: я считаю, что  донской фольклор  интересен  в наши дни и совершенно реально возродить интерес к устному народному творчеству у детей.

Объект исследования: произведения малых жанров донского фольклора.

Методы исследования: анализ, сравнение, систематизация, анкетирование.

II. Теоретическая часть

2.1 Особенности  донского фольклора

Известно, что до 1920 года РО относилась к области Войскового Донского, и казаки составляли большую ее часть населения.

Суть народного творчества донского казачества как нельзя лучше отражает ее определение – как «фольклор ремесленников военного дела». Казачий фольклор – предания, сказки, пословицы, поговорки, былины, песни. Он богат на суровые военные и походные песни. Казачье народное творчество - это мудрость, накопленная веками. Передававшиеся жанры из уст в уста от одного поколения к другому всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде. О победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты.  

Особенность донского фольклора заключается в тесной связи с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, свадьбой, проводами, обрядами погребения. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность – это все литературное богатство донского фольклора.

Донской казак – это устойчивое понятие фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец - матерый казак, Алеша Попович, Добрыня Никитич – Дончак. Первоначально слово казак употреблялось в смысле «храбрец», «лихач». Однако в песнях конца ХVIII-XIX в.в. оно неразрывно связывается с понятием «донцы». Появляются различные его оттенки: «казаки лихие», «храбрые казаки», «донцы природные, на все пригодные»

2.2 Сказки-былички

Отличительной особенностью донских казачьих сказок является отсутствие «волшебной силы», помогающей герою. Посвящены они существовавшим героям, но строятся по правилам сказочного повествования. Любимыми героями сказок являются Степан Тимофеевич Разин и Матвей Иванович Платов. (Прил.1) Они и на шелковых шалях плавают, и по воздуху летают, и становятся невидимыми. Казак в сказках всегда выходит победителем благодаря своей ловкости, смелости и смекалке. В донских сказках всегда воплощается мечта народа о свободной и счастливой жизни. Но и борьбу ему описывает народ с присущим ему  чувством реалистичности. Так, например, в сказке «Поединок Петра-царя с казаком»

В сказке - быличке легко рассмотреть подлинные события, причем иногда в таких достоверных исторических подробностях, которые напоминают документ. В сказках изображаются  вымышленные события и лица, однако, многие герои точно передают  типологические черты казачьего характера.

С трепетом и уважением относились казаки к своему оружию. Оружие казака всегда находилось на самом видном месте, являлось наградой за доблесть. Например, «Шашка-саморубка».

Сказка тесно связана с фольклорно-мифологическими корнями. Особую группу составляли скоморошины («камарошные»), представленные классическими сюжетами «дурней», вариантами «Птичьей свадьбы». Они  фиксировались как в сказочной  форме, так и в сочетающей прозаическое повествование, пение, говорной стих и пантомиму.

Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.

Помимо героических сказок - быличек в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем. Казачьи сказки-шутки, которые, скорее всего, восходят к восточно-арабской традиции. Казаки в них будто живые, похожие на наших современников, живущих в хуторах и станицах. Все эти сказки построены по типу русских народных, и даже названия у некоторых из них как у известных русских сказок. Но язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков. Здесь и сватовство, и обычай товарищества, очень верно описываются гульбища казаков, отражаются их веселый нрав, смекалку, находчивость, острословие, юмор. Надо отметить особое религиозное воспитание казаков.

Все свои сказки казаки называют «бывальщинами» и начинают обычно со слов «В одной станице жил казак по имени…» или «Эта служба, скажу вам, братцы, самая, что ни на есть тяжёлая…» Начало повествования сказки чаще всего обозначает определенные обстоятельства, ведущие к дальнейшему смысловому развитию действия. Например, «Народился у казачки сын в недобрый час...», что уже предполагает дальнейший рассказ о несчастливой жизни этого героя. В отличие от русских, казачьи сказки не имеют рифмованной концовки. Например, «Стали жить-поживать, да добра наживать». В них концовка скорее напоминает оконченное повествование. Например, «Заиграли тут песню и праздник запраздничали». Главный герой сказок - обычно простой казак, который отличается храбростью («Митяй-казак бесстрашный»), значительно реже встречаются герои-неудачники (Кузьма-горемыка, Ларька, Матюша невезучий и т.п.). С большой симпатией в казачьих сказках изображается бывалый солдат-казак, который владеет всеми человеческими добродетелями и является защитником слабых и обиженных. Его образ даётся очень живописно: «Усы сивые, нос красивый, шашка трень-брень, фуражка набекрень, грудь колесом - молодец молодцом!».

Сюжеты казачьих сказок можно систематизировать в несколько групп. Первая - это сказки, где герой борется с нечистой силой («Огненный змей»). Вторая - сюжеты, связанные с освобождением из плена или от колдовства невесты или жениха («Горе-Злосчастие»). Третья - это сказки о чудесном помощнике («Лебедь»). Четвертая - о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели («Оборотень», «Султанская дочь»).

Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений. Сказки отличаются стилизованным языком, который передает особенности казачьей речи. В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т.п. Также достаточно часто используется просторечная лексика: «насмешки строить», «можа», «посередь неба», «загодя», «без провианту», «предки евонные», «рыбалить хаживали», «убег», «работать не в моготу». Встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка». Часто отличаются своим своеобразием казачьи сказки и тем, что их жанр пересекается с жанром притчи. В заключении всегда есть место для поучительного слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление рассказчика передать мудрость предков новому поколению.

В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков. Следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы, а то есть основные заповеди казачьего общества. В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце». Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказы призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик.

Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность.

2.3 Легенды

С давних пор живут легенды  на донской земле. Они ценны своей связью с прошлым и современны свои глубоким нравственным смыслом. В них возвеличивается личность, способная на героический подвиг, поэтизируются поступки, в основе которых честь, достоинство, жажда справедливости.

Донские легенды передают из поколения в поколение память о славной истории предков,  об их месте в историческом прошлом России. Один из главных героев легенд - Ермак. Он навсегда останется в легендах и песнях Верхнего Дона человеком справедливым, храбрым и честным воином.

История нашего города начинается с давней легенды о том, как Петр I впервые назвал наш родник “богатым”. Затем Елизавета Вторая выбрала высокий берег Дона для Темерницкой таможни (1749г.). А в 1761 году Александром Ивановичем Ригельманом была построена крепость святого Дмитрия Ростовского. В архитектуре крепости присутствовала особая красота и гармония и за свое «произведение» Ригельман был награжден золотой табакеркой, доверху наполненной золотыми червонцами. Табакерку Ригельман получил из рук самой императрицы - Екатерины Великой. Красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку. “У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Братья по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был старший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за младшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление. Обрадованному Шату  не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу. А Дон Иванович после смерти отца тихо, не спеша понёс свои воды на юг и достиг Азовского моря”.

Легенды не считаются полностью достоверными  историческими свидетельствами, но, в большинстве случаев своем, основаны на реальных событиях. Например, легенду о Султанет впервые записал А.Н.Скрипов в 1951 году по рассказу жителя Ростова-на-Дону казака С.Щелкунова, но автор ее - народ.

2.4  Предания

Донские предания — жанр фольклорной не сказочной прозы, раскрывающий  историческую тематику в её народной трактовке. В отличие от легенд сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями. Содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей. Действующие лица донских преданий  — цари, правители, разбойники, мифо-эпические персонажи.  Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий).

Различают:         исторические предания (например, о Словене и Русе, Жанне д’Арк, Иване Грозном); топонимические о происхождении названий (например, Змиевых валов от Змия).

Предания о предводителях народных движений.

Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.
В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке (Прил.2)  складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о "благородном разбойнике". Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).

Предания о разбойниках и кладах.

Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ "благородного разбойника" (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую био-" график» разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.
Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово "Кудеяр" означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам ("куд" — злой дух, "яр" — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — "разбойник".
В предании о Ермаке  - он уроженец  станицы Качалинской, что на Дону, говорится, что Ермак - опытный казачий атаман, побывавший с походами и в Азии, и в Литве. Станица Качалинская находилась на землях донцов, а позднее - на землях Войска Донского. И если эта версия верна, то это означает, что он был донской казак не только по месту жительства и службы, но и по месту рождения. Опытный воин был участником Ливонской войны, а потом, разочаровавшись в службе, набрал ватагу молодцев и стал "охотником за зипунами", промышлявшим грабежом на территориях, которые еще не вошли в состав Московского государства. В древние времена среди Казачьего народа почти что не было принято называть того или иного казака по фамилии, а обычно, и, в особенности почётных казаков, называли по  отчеству. Под таким наименованием и слывёт в истории, легендарный богатырь Духа, Ермак. Говорили, однако, что фамилию он всё же носил — Чигин. И даже в память Ермака-Чигина, соседние народы называли Донских казаков: «чига-востропузая», передразнивая их.

2.5 Песни

Донская казачья песня имеет большое количество жанров. Основные направления: былинные, походные, исторические, плясовые, свадебные, лирические. По исполнению казачьи песни делятся на а капелла, многоголосье и в музыкальном сопровождении (бубен, баян, трубы).

Былинные песни повествуют о когда-то существовавших героях. В себе они несут истории их подвигов. Герои таких песен не всегда являются по-настоящему существующими людьми, они вполне могли быть выдуманы. По бытованию весь обширный мужской репертуар, как уже говорилось, подразделяется на «домашний» и «служивский». К «домашним» относятся жанры «старшего эпоса» — былины, былинные песни, скоморошины; к «служивским» лироэпические и лирические песни протяжные и периодичные по форме распева. Былины и былинные песни различаются  фольклористами по признакам распевания  слова и музыкально-поэтической композиции. Повествования о богатырях («Добрыня и Маринка»), песни о зверях и птицах, великой реке Дон («Спор сокола с конем», «Сокол и соколинка», «Лебёдушка», «Дон Иванович»), как и отдельные исторические сюжеты («Посидим-то мы, братцы, подумаем») были непременным атрибутом беседы. Былины, как и мифологический или героический эпос других народов, требовали определенного ритуала исполнения. Однако и в обрядовом, и бытовом контексте он сохранил закрепленность за стратами мужчин и «стариков».

Строевые или походные песни пелись казаками для поднятия боевого духа. Так же они помогали маршировать, и задавала ритм. Обычные темы песен - обращение к солдату. Песни о службе и песни о Родине, разумеется. Можно выделить три типичные формы приуроченности песен в армейском быту: пение в строю во время движения колонны (переходы-марши, парады), на привале в кругу с пляской (для разминки ног) и во время работ (чистка оружия, обмундирования, уборка лошадей). Культура казачества, усвоенная из разных народов, приобрела новый облик под влиянием единой деятельности связанной с защитой своего Отечества, и служения Русскому государству. Замечено, что нигде, так не развито любовь и преданность, к родному краю, как на Дону.

Принято считать, что исторические песни, рассказывали о точных исторических лицах и событиях. Такой жанр представлял собой некую историческую летопись. На Дону говорят не спеть песню, а сыграть. Ведь она – целый спектакль. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, ее персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак.

         Особую группу составляют воинские песни о морских походах, представленные значительным числом записей в собрании А. М. Листопадова.  Казачьи песни о войне – это рассказ очевидца. Они описывают происходящие события с исторической точностью, но вплетая в него множество рассуждений, умозаключений, которые делают этот рассказ необычайно ярким, выразительным и увлекательным.

Песни отражают исторический период, когда казаки несли дозорную службу на границе в низовьях Дона, а Ермак был атаманом донских казаков. Песни встречаются и с упоминанием имени Степана Разина. Замена имен как один из приемов, способствующих актуализации песни, характерна для казачьей традиции, что подтверждается и полевыми записями. Песни поются «в два темпа», существуя как протяжные и строевые; на два мотива — старинный, который, как правило, «переводится» (модулирует в другую тональность) и более новый; коротко и с поворотами. Сохраняются некоторые многоголосные напевы, которые, по словам исполнителей «не дишкантятся»1. Историческая песня стала художественным центром страниц романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», где говорится о войне: первой мировой и гражданской. Именно историческая песня, роднила противоборствующие стороны донских казаков, напоминала об их некогда нерушимом единстве.

Походные, строевые, полковые, плясовые, с лирическим и героическим содержанием, с поэтической детализацией, с протяжным песенным ладом, широкой распевностью, многоголосием, дроблением в слоговом ритме, удалью, лихостью и глубоким лиризмом – отличительные черты песенного казачьего фольклора.

Принято считать, что самые большие перемены в XX в. произошли в приуроченности песен и составе их хранителей. После гражданской войны изменения коснулись не только условий бытования воинских песен, превратившихся в песни домашние, но во многом и состава исполнителей. В куренях и хатах собирались казаки долгими зимними вечерами и пели песни праздников и будней.

Хоровые, игровые, плясовые, шуточные песни использовались преимущественно для танцев. Тексты у таких песен были весёлые и незамысловатые. Они имели быстрый ритм и напевные весёлые мелодии.

Хороводные песни исполняют с элементами хоровода. Говоря о хороводных песнях донских казаков нельзя сказать о традиционной казачьей одежде. Традиционная народная культура донских казаков своеобразно проявились в одежде (как женской, так и мужской), в военном и обыденном костюме, со всеми его трансформациями во времени.

Песни жизненного цикла объединяют: колыбельные, рекрутские,свадебные, похоронные.

Свадебные песни, как уже видно из названия, использовались для бракосочетания. В таких песнях в метафорической форме изображается происходящее – приезд жениха, прощание с подругами и родственным домом.

Свадебный обряд у донских народов – это особый праздник. Здесь все идет по своим правилам. По-особенному должны вести себя жених и невеста. А для гостей самое главное – петь, танцевать и веселиться от души. Свадебный обряд замечательно показан в фильме С.А.Герасимова снятого по роману М.Шолохова «Тихий Дон».

Лирическая песня  была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Большинство, лирических песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа». Через такие песни, исполнитель открывал свою душу. Текст  таких песен был разнообразным, музыка, как правило, было протяжной и грустной.

Первая публикация о казачьем песенном творчестве появилась в 1824 году (статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII ст.» с 5 казачьими песнями). Среди публикаций XX века следует отметить статью В. Самарцева «Хуторские игры и гульбища с Бузулука» в «Донских областных ведомостях» за 1903 год и статью Е.Савельева «Проводы казака» в тех же «Донских областных ведомостях» за 1904 год, где были представлены тексты казачьих песен, исполняемых при проводах казака-новобранца.

При этом необходимо подчеркнуть, что после 1917 года, в советской историографии интерес к истории и культуре казачества значительно снизился. В послевоенные годы, появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков», (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.) Александр Михайлович Листопадов (1873 -1949). На сегодняшний день, этот труд, остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.

Для донской традиции типичны песни-небылицы. Например,  «На дубу  свинья гнездышко свила», «Как кума-то в решете приплыла», «Как комар сидел на дубочку». В небылицах игра используется как художественный прием, поэтому можно предположить их профессиональное (скоморошье) происхождение.

Вывод: таким образом, найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: казачья фольклорная традиция формировалась на общерусской основе, которая при этом подверглась существенным изменениям. Своими корнями казачьи песенные традиции уходят в те далекие времена, когда на жанры песен повлиял самобытный уклад жизни донских казаков.

III. Практическая часть

3.1 Анкетирование и анализ результатов

Для установления уровня знаний о фольклоре среди одноклассников и других сверстников, я провела анкетирование по следующим вопросам:

 

Вопрос

Мой класс

%

Другие сверстники

%

1

Знаешь ли ты, что такое донской фольклор?

а) да

б) нет

59

41

42

58

2

Откуда ты узнал о донском фольклоре?

а) в школе

б) из интернета

в) из книг

г) дома

71

3

19

7

57

13

19

11

3

Какой  жанр УНТ  тебе нравится?

а) колыбельные

б) считалки

в) скороговорки

г) загадки

27

31

27

15

10

43

35

12

4

Любишь ли ты петь донские  песни?

а) да

б) нет

26

74

17

83

  1. Знаешь ли ты, что такое донской фольклор?

2.Откуда  ты узнал о донском фольклоре?

3. Какой жанр УНТ тебе нравится?

4. Любишь ли ты петь донские  песни?

Анкетирование показало, что мои одноклассники знакомы с понятием донской фольклор, знают малые жанры устного народного творчества. Я считаю, что дополнительное чтение учащимися донских сказок, легенд, преданий способствуют росту знаний, интереса к изучению культурных традиций нашего народа.

IV.Заключение

Культура Донского  края  по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал и передает культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Произведения УНТ – сказки, былины, легенды, песни и другие виды составляют сокровищницу культуры Донского края. Культура казачества – это река, впадающая в большую реку русской культуры. Фольклорные традиции донских казаков – это тема, которая интересна не только жителям Донского края, но и всем,  кто исследует исторические связи между песенным творчество и историческими событиями. Таким образом, культура донского казачества — составная часть общерусской культуры, на которую оказывали известное влияние соседние тюркские народы. Наличие определенных связей прослеживается между культурой донских казаков и средневековой культурой Северо-Запада Руси. Вся культура донского казачества проникнута воинским духом, нашедшим свое яркое проявление в его фольклоре, в письменной литературной традиции и в развитии разнообразных знаний. Различные обряды, традиции дают обширнейшее представление о культуре, нравах донского казачества.

         V.Список источников и использованной литературы

1.Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. – Ростов н/Д. Баропресс. 2006г. С.109-118. 

2.Рудиченко Т.С. Система жанров донского казачьего фольклора //Рукопись, архив фольклорного кабинета СПБГУКИ.

3.Рудиченко Т.С. Пение и песня в казачьем этикете. // Музыковедение, N1, 2005.

4.Махненко С.Г., Филипов К.С, составители 2002. НПК «Гефест 2002». «Донской фольклор». (сборник произведений казачьего фольклора).

5.http://rslovar.com/content/подвиги-донских казаков в фольклоре и поэзии

6.http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/pod-kazachyu-pesnyu/pesennye- traditsii-donskikh-kazakov

Приложение 1

Донской герой вихрь-атаман Платов Донская казачья сказка

Встретился как-то французский генерал с славным донским вихрем-атаманом Платовым и говорит ему:
- Удивляюсь я, как мои славные солдаты, побеждавшие всех царей и королей, немало их войска в плен побравшие, не могут осилить и одолеть твоих казаков. Моих солдат всегда в два, а то и в три раза больше бывает, а казак всегда их одолевает. Улыбается славный донской вихрь-атаман Платов, свои усы покручивает.
- А ты думал как же, французский генерал, что же мы лыком, что ли, шиты, из гнилой мочалы виты? Будь твоих солдат и в десять раз больше донских казаков, голову я на отсечение дать готов, всех они их одолеют, не тратя лишних слов. Нрав у них уже таков... Не может этого быть, чтобы один твой донской казак моих десять славных солдат стоил, чтобы он в бою их мог всех одолеть. Не поверю я этому никогда. Славный донской вихрь-атаман Платов свои усы опять покручивает, шашечку на себе поправляет.
- Это твое дело, хоть верь, хоть не верь, а вот скажи мне теперь, сколько времени нужно твоему солдату, чтобы в поход собраться и до своего ему врага добраться. Задумался французский генерал. В уме прикинул и по пальцам сосчитал.
- Моему славному солдату потребуется в поход собраться и до врага добраться не много и не мало – целых три дня.
Славный донской вихрь-атаман Платов так и закрутил головой.
- Да ты, верно, французский генерал, с ума спятил, когда на сборы своему солдату столько времени отметил. Французский генерал к нему:
- Сколько же времени надо твоему казаку?
Не стал тут с ним славный донской вихрь-атаман Платов лишних слов тратить.
- Пойдем лучше старого да бывалого, служивого казака спросим. Он тебе скажет, а лучше всего укажет – сколько ему времени на сборы в поход потребуется. Согласился французский генерал с донским вихрем-атаманом Платовым. Пошли они старого да бывалого служивого казака спросить, сколько ему времени требуется в поход собраться, до своего врага добраться. Подошли к палатке, а возле нее сидит старый да бывалый служивый казак, уздечку чинит. Глядит на казака французский генерал, дивится, как это он один десять его солдат может одолеть. Глядел-глядел, и спрашивает:
- Скажи, служивый казак, старый да бывалый, сколько времени тебе потребуется в поход собраться, до своего врага добраться?
Служивый казак старый да бывалый сам дюжа перед французским генералом не робеет, да тут и славный донской вихрь-атаман Платов его подбодряет.
- Ты, если хочешь, расскажи, а еще лучше французскому генералу самолично покажи, сколько тебе времени потребуется в поход собраться, до своего врага добраться. Да при этом не поленись, как надо подтянись.
Служивый казак старый да бывалый починил уздечку смаху и говорит:
- Хоть сейчас готов. Шашка с нами, ружье за плечами. Пику поднял, в руки взял. Конь напротив стоит и на меня глядит. Я на него уздечку надел, ногой в землю уперся и сел. Куда ехать - укажите, какого врага бить мне - прикажите.
Французский генерал на часы свои здоровые глядит, глаза, как баран, вылупил, стоит и славному донскому вихрю-атаману Платову говорит:
- Да и не может же этого быть, на моих здоровых часах и десяти минут не прошло, а твой служивый казак старый да бывалый сумел в поход собраться. Он и часа еще не пройдет - врага найдет. Не выдержал тут славный донской вихрь-атаман Платов, рассмеялся и говорит французскому генералу:
- Где мне с моими казаками за тобою и твоими солдатами угнаться, когда они у тебя по три дня в поход любят собираться?
А сам все усы покручивает да смеется.
- Служивому казаку старому да бывалому не долго в поход собраться, до врага добраться. Не сумеет стриженая девка косы себе заплести, как он уж на коня успеет сесть. Сядет, поедет, врага узрит, на него ненароком налетит и победит.

Приложение 2

Ермак стережет границы

Ермак был из беглых. От боярина ушел на Дон. А кто на Дон прибегал – становился вольным.

Начал он собирать ватагу. Слух об таком деле пошел по всей России. Многие мужики от своих панов отроились и подались к Ермаку.

Набрал он войско большое, пошел на татар, ногайцев, освободил донскую землю и стал заселять вольными людьми, казаками».

Заселил и наш хутор, назвал его Рубежным – хутор наш на границе стоит. В трех верстах от него поставил пограничный каменный столб – по ту сторону столба земля воронежская была, царская.

Заселил Ермак станицы до Раздорской, установил границу по всей войсковой земле. На границе столбы и часовни поставил, по ту сторону часовни написан был двуглавый орел, а с нашей – висела божья мать. В России жили по царским законам, а на Дону - по  божьим, по совести. На Дону царя не было.

Установил порядок в войске Ермак, собрал большую ватагу и гутарит:

- Землю, казаки, пахать нельзя, мы – воины! Станем землю пахать - паны появятся. Ловите рыбу, разводите скотину, ходите на гульбу, за зипунами

Он, Ермак, скажем прямо, шел против царя, разорял помещиков, бояр не миловал и царские войска. За бедный класс стоял, вот какой он, Ермак!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Донской фольклор"

Урок внеклассного чтения для ознакомления с особенностями донского фольклора....

Урок внеклассного чтения "Донской фольклор"

Представлен конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с малыми жанрами Донского фольклора....

Конспект занятия кружка "Мой край родной" (по истории Амурской области) по теме "Легенды, предания и сказки коренных народов Приамурья"

Конспект занятия кружка по истории Амурской области. Фольклор коренных народов Приамурья (Легенды, сказки)...

Рабочая программа "Донской фольклор"

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Произведение фольклора о животных. Русская народная песня "Котик".Загадка, 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению Произведение фольклора о животных. Русская народная песня "Котик".Загадка, 1 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...