Рабочая программа ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа ИЗО 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ИЗО 1 класс Школа России | 46.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 541 Курортного района Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО Протокол № ______ от «___»__________2020 Председатель МО _________/____________/ | «ПРИНЯТА» решением педагогического совета ГБОУ СОШ № 541 Протокол № _____ от «_____»________________2020 Председатель педсовета _______________ Е.В. Карпова | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № ______ от «___»________2020 Директор ГБОУ СОШ № 541 ___________ Е.В. Карпова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1А класса
на 2020/2021 учебный год
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Учитель: Иваненкова Ирина Алексеевна
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса ГБОУ СОШ № 541 г. Санкт- Петербурга на 2020– 2021 учебный год разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
-санитарно-эпидемиологическим требованиями к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
- федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ № 541, принятой на педагогическом совете от 30.08.2018г. № 1 и утвержденной приказом директора от 31.08.2018г. № 233;
- учебным планом начального общего образования ГБОУ СОШ № 541, принятым на педагогическом совете от 10.06.2019 № 8, утвержден приказом директора от 11.06.2019 № 169;
- авторской программой по изобразительному искусству Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гуровой и др.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами
Общая характеристика курса в учебном плане
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Курс предмета «Изобразительное искусство» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса изобразительного искусства в 1 классе в 2020-2021 учебном году отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан за год на 33 часа. (33 недели)
Для реализации программного содержания используется УМК « Школа России»:
- Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2015
- Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» Рабочая тетрадь 1 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2018
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:
- адаптивного обучения,
- игровая,
- коммуникативная,
- ИКТ,
- исследовательская,
- здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- метод сотрудничества
- методики проектирования
- дифференцированный подход
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др.
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
входной, текущий, итоговый
фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
наблюдение, самостоятельная работа
Тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс 33 часа на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Элементы содержания | Кол-во часов | Контроль | Планируемые результаты | Сроки | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. | 9 | Самоконтроль | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Понимать роли культуры и искусства в жизни человека; наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деят-сти; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства инфор-нных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную твор-кую деятельность, организовать место занятий. | Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художникам, видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария, определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы; определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения; превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки; превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином); делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе; рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | сентябрь, октябрь |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности | 8 | Самоконтроль Взаимоконтроль | уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений. Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-твор-ких задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий. | Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки; рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту; видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии; придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги; узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям; создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки | Ноябрь декабрь |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы | 11 | Самоконтроль Взаимоконтроль | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Понимать роли культуры и искусства в жизни человека; наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Уважительное отношение к иному мнению Навыки сотрудничества | Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; | Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг; видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов; изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри; строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей: Учащиеся научатся понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей Научится создавать из простых геом-ких форм изображения животных в технике аппликации. Научится конструировать из бумаги упаковки | Январь, февраль, март, апрель |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности | 5 | Самоконтроль Взаимоконтроль | Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Понимать роли культуры и искусства в жизни человека; наблюдать и фантазировать при создании образных форм; Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; | Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров Научится создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением Научится создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. Научится создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением Научится выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему Научится самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства Научится рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы | Апрель, май |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 541 Курортного района Санкт-Петербурга
Рассмотрено На заседании МО учителей Протокол № от «__»_____2020г. | Согласовано Заместитель директора по УВР З.Н.Аптекаева «___»_________ 2020г. | |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
на 2020/2021 учебный год
1 класс
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год - 33
ФИО учителя – Иваненкова Ирина Алексеевна
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
1 | Изображения всюду вокруг нас Урок-экскурсия | ||
2 | Мастер Изображения учит видеть Урок-экскурсия | ||
3 | Изображать можно пятном Урок-экскурсия | ||
4 | Изображать можно в объеме | ||
5 | Изображать можно линией Урок-экскурсия | ||
6 | Разноцветные краски | ||
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Урок-игра | ||
8 | Разноцветные краски | ||
9 | Художники и зрители (обобщение темы) | ||
10 | Мир полон украшений. Цветы | ||
11 | Красоту нужно уметь замечать | ||
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | ||
13 | Красивые рыбы. Монотипия | ||
14 | Украшения птиц. Объемная аппликация | ||
15 | Узоры, которые создали люди | ||
16 | Как украшает себя человек | ||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | ||
18 | Постройки в нашей жизни
| ||
19 | Дома бывают разными | ||
20 | Домики, которые построила природа | ||
21 | Домики, которые построила природа | ||
22 | Дом снаружи и внутри | ||
23 | Дом снаружи и внутри | ||
24 | Строим город | ||
25 | Строим город | ||
26 | Все имеет свое строение | ||
27 | Строим вещи | ||
28 | Город, в котором мы живем. (обобщение темы) | ||
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | ||
30 | Праздник весны. Праздник птиц. | ||
31 | Разноцветные жуки | ||
32 | Времена года | ||
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...