Рабочая программа ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Иваненкова Ирина  Алексеевна

Рабочая программа ИЗО 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                     средняя общеобразовательная школа № 541 Курортного района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНА»

на заседании МО

Протокол № ______

от «___»__________2020

Председатель МО

_________/____________/

«ПРИНЯТА»

решением педагогического совета

ГБОУ СОШ № 541

Протокол № _____

от «_____»________________2020

Председатель педсовета

_______________  Е.В. Карпова

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № ______

от «___»________2020

Директор

 ГБОУ СОШ № 541

___________ Е.В. Карпова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для  1А класса

на 2020/2021 учебный год

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Учитель:  Иваненкова Ирина Алексеевна

Санкт-Петербург

2020

          Пояснительная записка

   Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса  ГБОУ СОШ № 541   г. Санкт- Петербурга на 2020– 2021 учебный год разработана в соответствии с:

- Федеральным  Законом  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

-санитарно-эпидемиологическим требованиями к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);

- федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;

- основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ № 541, принятой на педагогическом совете от 30.08.2018г. № 1 и утвержденной приказом директора от 31.08.2018г. № 233;

- учебным планом начального общего образования ГБОУ СОШ № 541, принятым на педагогическом совете от 10.06.2019 № 8, утвержден приказом директора от 11.06.2019 № 169;

- авторской программой по изобразительному искусству Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гуровой и др.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»

Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами

Общая характеристика курса в учебном плане

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Курс предмета «Изобразительное искусство» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

     —  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса изобразительного искусства в 1 классе в 2020-2021 учебном году отводится по 1 часу  в неделю. Курс рассчитан за год на 33 часа. (33 недели)

Для реализации программного содержания используется УМК « Школа России»:

  1. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2015
  2. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» Рабочая тетрадь 1 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2018

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:

  • адаптивного обучения, 
  • игровая,
  • коммуникативная,
  • ИКТ,
  • исследовательская,
  • здоровьесберегающая.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

- метод сотрудничества

- методики проектирования

- дифференцированный подход

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

Формы организации учебного процесса:

 групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

входной, текущий, итоговый

фронтальный, комбинированный,  устный

Формы (приемы) контроля:

наблюдение, самостоятельная работа

Тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс 33 часа на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Элементы содержания

Кол-во часов

Контроль

Планируемые результаты

Сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Ты изображаешь.

Знакомство с Мастером Изображения

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

9

Самоконтроль

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деят-сти;

сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства инфор-нных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

рационально строить самостоятельную твор-кую деятельность,

организовать место занятий.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художникам, видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария, определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы;

определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения;

превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки;

превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа  с пластилином);

делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе; рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению
с красками; 

воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

сентябрь, октябрь

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека.

Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия).

Первичный опыт коллективной деятельности

8

Самоконтроль

Взаимоконтроль

уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и  искусства в жизни человека; наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности; обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений.

Коммуникативные:

овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-твор-ких задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

организовать место занятий.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки; рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту; видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии;

придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги; узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям;

создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки

Ноябрь

декабрь

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы

11

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

Понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважительное отношение к иному мнению

Навыки сотрудничества

Познавательные:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

придумывать и изображать сказочный дом для себя

и своих друзей или сказочные дома героев детских книг; видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов; изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри; строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей:

Учащиеся научатся понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

Научится создавать из простых геом-ких форм изображения животных

в технике аппликации.

Научится конструировать из бумаги упаковки
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий.

Январь, февраль,

март,

апрель

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости.

Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов.

Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности

5

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

Понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;  наблюдать и фантазировать при создании образных форм; Иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя  в них работу каждого из Мастеров 

Научится создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

Научится создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. Научится создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

Научится выявлять изменения  в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему 

Научится самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства

Научится рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы

Апрель,

май

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 541 Курортного района Санкт-Петербурга

Рассмотрено

На заседании МО учителей

Протокол № от «__»_____2020г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

                                З.Н.Аптекаева

«___»_________ 2020г.

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

на 2020/2021 учебный год

1 класс

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год - 33

ФИО учителя – Иваненкова Ирина Алексеевна

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1

Изображения всюду вокруг нас

Урок-экскурсия

2

Мастер Изображения учит видеть

Урок-экскурсия

3

Изображать можно пятном

Урок-экскурсия

4

Изображать можно в объеме 

5

Изображать можно линией

Урок-экскурсия

6

Разноцветные краски

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Урок-игра

8

Разноцветные краски

9

Художники и зрители (обобщение темы)

10

Мир полон украшений. Цветы

11

Красоту нужно уметь замечать

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен

13

Красивые рыбы. Монотипия

14

Украшения птиц.

Объемная аппликация

15

Узоры, которые создали люди

16

Как украшает себя человек

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник  (обобщение темы)

18

Постройки в нашей жизни

        

19

Дома бывают разными

20

Домики, которые построила природа

21

Домики, которые построила природа

22

Дом снаружи и внутри

 23

Дом снаружи и внутри

24

Строим город

25

Строим город

26

Все имеет свое строение

27

Строим вещи

28

Город, в котором мы живем. (обобщение темы)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

30

Праздник весны. Праздник птиц.

31

Разноцветные жуки

32

Времена года

33

Здравствуй, лето! Урок любования

 (обобщение темы)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...