Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения" | 42.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы Протокол от «____»____2020г. № ___ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____Л.И. Мазуренко «____»__________2014г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия» ______________ Н.Г. Лысенко Приказ от «___»____2020г. № ___ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» 4-Б класс
Учитель: Стрельцова И.Г
Уровень: базовый
Количество часов: 34
2020/2021учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» для 1 – 4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г, Программы « Я – пешеход и пассажир», сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, – Издательский центр: «Вентана – Граф», 2013 г., Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Старокрымский УВК №1 «Школа – гимназия». В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
. Отличительными особенностями являются:
определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Актуальность создания программы.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Вид программы: кодификационная.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
-развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова – универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание занятия, и объясняются элементарные основы ПДД. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ;
- беседа;
- обсуждение;
- объяснение.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым темам. К этим методам можно отнести: практические задания, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, просматривание презентаций видеороликов о ПДД.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Наполняемость группы – 10-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Занятия проводятся 1 час в неделю, в 1 классах-33 часа, во 2-4 классах-34 часа в год, всего 135 часов
Уровень результатов работы по программе.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Нормативная база организации внеурочной деятельности
Система отслеживания и оценивания результатов обучения:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия Теоретическая часть | Содержание занятия Практическая часть | Воспитательная работа | Всего часов | ||||||
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||||||||||||
1. | Безопасность пешеходов. | Беседа. | Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах | формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения; привитие культуры безопасного поведения на дорогах; воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения; формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации; привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения. | 1 1 | |||||||
2. | Виды транспортных средств | Беседа | Загадки, исторический материал,викторина | |||||||||
3. | Проезд специальных транспортных средств. | презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах) | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | 1 | ||||||||
1 1 | ||||||||||||
4. | Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Беседа, презентация | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | |||||||||
5. | Знаем ли мы правила дорожного движения | Игра- викторина | ||||||||||
6. | Нерегулируемые перекрестки | Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | 1 | ||||||||
7. | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах | Беседа, презентация | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | 1 | ||||||||
8. | Разбор дорожной ситуации на макете | Беседа | Беседа, презентация | 1 | ||||||||
9. | Основные понятия и термины ПДД | Беседа, презентация, стихи | Викторина | |||||||||
1 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
10. | «Дисциплинированный пешеход» | Конкурс–игра | Конкурс–игра | |||||||||
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||||||||||||
11. | Предупредительные сигналы | Блиц – опрос, беседа | Ролевая игра | воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге; выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику; сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих | 1 1 1 1 | |||||||
12. | Дорожные знаки и их группы. | История возникновения и развития дорожных знаков. | Конкурс–игра | |||||||||
13. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | Интерактивная игра | |||||||||
14. | «Путешествие в Страну дорожных знаков» | Блиц – опрос, беседа | Игра-сказка | |||||||||
15. | Светофорное регулирование | Блиц – опрос, беседа | Ролевая игра | 1 | ||||||||
16. | Регулировщик и его сигналы | Блиц – опрос, беседа | Ролевая игра | 1 1 1 1 | ||||||||
17. | Встреча с инспектором дорожной полиции | Беседа с инспектором | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | |||||||||
18. | Знатоки правил дорожного движения. | Блиц – опрос, беседа | Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | |||||||||
19. | Выступление перед детьми 1 класса | Выступление перед детьми 1класса | ||||||||||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||||||||||||
20. | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | Просмотр видеороликов и анализ | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения; привитие культуры безопасного поведения на дорогах; воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения; формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации; привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения. | 1 1 1
2
1 2 1 1 1 1 1 | |||||||
21. | Движение обучающихся группами и в колонне. | Беседа, | Практическое занятие | |||||||||
22. | «Я – пешеход» | Беседа, | Экскурсия | |||||||||
23-24. | Перевозка людей. | Просмотр видеоролика | ||||||||||
25. | Труд водителя. | Просмотр видеоролика | ||||||||||
26-27. | Когда ты становишься водителем. | Беседа, | Эстафета велосипедистов | |||||||||
28. | Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | Просмотр видеоролика | Разбор опасных ситуаций на дорогах, в конкурсе–игре | |||||||||
29. | Где можно и где нельзя играть. | Беседа, презентация | ролевая игра. | |||||||||
30. | Причины возникновения ДТП. | Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации») | Интерактивная игра | |||||||||
31. | Создание буклета «Помни, пешеход!». | Беседа, | Практическое занятие | |||||||||
32. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | Беседа, презентация | Практическое занятие | |||||||||
33. | Мы соблюдаем ПДД | Беседа, | Подвижные игры и соревнования по ПДД | 1 | ||||||||
34. | Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» | 1 |
Содержание курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир».
1 класс (33ч) – 2-4 класс (34 часа)
Ориентировка в окружающем мире.
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение).
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты - пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты - пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Зачем нужны обочина и кювет?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатыйиигровойметоды
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир».
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты – пешеход и пассажир»»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся должны знать и уметь:
- правила дородного движения -правила пользования общественным транспортом -знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части -правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров -места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | -пользоваться правилами дорожного движения -переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения -правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта -выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части -передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров -уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Ожидаемые результаты
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД.
Рекомендуемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Рабочая программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактик...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"...