Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.
материал
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:
- самостоятельно мыслить;
- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний;
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
-сформировать умения устанавливать причинно - следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе
на уроках и во внеурочное время.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:
- самостоятельно мыслить;
- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний;
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
-сформировать умения устанавливать причинно - следственные связи.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:
самостоятельно конструировать свои знания;
самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно планировать свою деятельность;
самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
способствует практической реализации деятельности ребёнка;
развивает его индивидуальные интересы.
Проектную деятельность можно организовать в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Последовательность работы над проектом:
1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)
3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек.
7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
9. Защита проекта.
Рассмотрим проектную деятельность по классам.
1 класс:
Подготовительный этап (творческие работы рисунки, устные рассказы.
Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Темы близкие и значимые («Моё имя», «Моя семья», «Моё любимое животное», «Я умею», «Я и моё имя», «Осенние листья».
2 класс.
Цель: развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Формы и способы в урочной деятельности:
-учебная дискуссия
-наблюдения по плану
-рассказы детей и учителя
-упражнения на развитие способов мыслительной деятельности
-мини-исследования
Во внеурочной деятельности:
-экскурсии,
-индивидуальное составление моделей и схем,
-мини-доклады,
-ролевые игры,
-эксперименты.
3 и 4 классы:
Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.
Цели: увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.
Формы и способы:
-мини-исследования,
-уроки-исследования,
-групповая работа,
-ролевые игры,
-самостоятельная работа,
-коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю»),
-составление энциклопедий,
-наблюдение,
-анкетирование,
-эксперимент.
В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы общие учебные умения и навыки стали основой для получения знаний. Для решения этой задачи необходимо использовать проектно - исследовательский во внеурочное время.
Для учителя начальных классов эта работа является дополнительной нагрузкой. Но работая с учащимися, мы видим, как они самостоятельно
формулируют тему, цели, подбирают нужную информацию к своему проекту, раскованно выступают перед аудиторией. Работая над проектом, учащиеся посещают школьную и сельскую библиотеку, дети научились в интернете находить и выдирать нужную информацию, составлять презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...
«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016
Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....
Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью...
Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Значение проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....
Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности
Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...